Решение по делу № 66а-13/2020 от 10.12.2019

Дело № 25OS0000-01-2019-000293-26

№ 66а-13/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                             16 января 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сумачаковой Н.И.,

судей Роженцевой Ю.В., Шульги А.А.,

при секретаре Крикуновой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело    № 3а-250/2019 по административному исковому заявлению общества               с ограниченной ответственностью «Вымпел» о признании недействующим      в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505         «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке» по апелляционным жалобам представителя администрации города Владивостока Понитаева Виктора Игоревича, представителя Думы города Владивостока Пановой Татьяны Юрьевны на решение Приморского краевого суда от 9 октября 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Вымпел» (далее - ООО «Вымпел») обратилось в суд с административным исковым заявлением           о признании недействующим пункта 1.5.6 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке» в части установления значения коэффициента функционального использования «6» для земельных участков, имеющих вид функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению» со дня принятия решения Думы города Владивостока.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29 июля 2014 г. между ООО «Вымпел» и департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края заключен договор аренды земельного участка для использования            в целях строительства ремонтной мастерской. Кроме того, 23 ноября 2018 г. между ООО «Вымпел» и департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края заключен договор аренды земельного участка , цель предоставления: для эксплуатации нежилого здания.

Письмом от 22 февраля 2019 г. № 20/5275 департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уведомил ООО «Вымпел»        о том, что по договору аренды от 29 июля 2014 г. произведен перерасчет арендной платы, в том числе в связи с применением повышенного коэффициента функционального использования «6» согласно оспариваемому решению Думы города Владивостока.

Вместе с тем, надлежащее финансово-экономическое обоснование проекта указанного решения, которым установлены коэффициенты функционального использования, отсутствует. При принятии указанного нормативного правового акта не определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся       в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчете арендной платы без надлежащего экономического обоснования повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца как плательщика арендной платы за земельный участок, способствуя возникновению у него необоснованных расходов.

Решением Приморского краевого суда от 9 октября 2019 г. административное исковое заявление ООО «Вымпел» удовлетворено частично, нормативный правовой акт в оспариваемой части признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением суда, администрация города Владивостока и Дума города Владивостока обратились с апелляционными жалобами, в которых просили указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб указали, что судом не дана должная оценка тому, что права, свободы и законные интересы административного истца, являющего субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением, не нарушены, поскольку коэффициент функционального использования, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок в размере «6» подлежал применению как на дату возникновения арендных отношений, существовал весь период их действия, так и на дату подачи административного искового заявления в суд. Представитель администрации города Владивостока, кроме того, указал, что судом не принято во внимание, что арендная плата за земельные участки в городе Владивостоке составляла и составляет процент от кадастровой стоимости земельного участка, которая     в свою очередь определяется в соответствии с принципами проведения государственной кадастровой оценки, одним из которых является принцип экономической обоснованности. Представитель Думы города Владивостока дополнительно указал, что Думой города Владивостока соблюден порядок подготовки проекта оспариваемого решения, финансово-экономическое обоснование проекта оспариваемого решения составлено надлежащим образом и полностью отражает характер принимаемого решения.

Относительно доводов апелляционных жалоб ООО «Вымпел» и прокуратурой Приморского края представлены возражения, в которых они просили оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание представители ООО «Вымпел», администрации города Владивостока, Думы города Владивостока, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Дума города Владивостока является представительным органом муниципального образования, уполномоченным в сфере земельных отношений.

Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 г.          № 505 «Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке» (с учетом внесенных изменений), которое 10 августа 2015 г. официально опубликовано в «Вестнике Думы города Владивостока» № 33 (далее - решение от 30 июля 2015 г. № 505).

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение от 30 июля 2015 г. № 505 принято уполномоченным органом              в рамках предоставленных полномочий с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.

В Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505 определены виды функционального использования земельных участков и соответствующие им значения коэффициентов функционального использования.

Пунктом 1.5.6 и 1.5.9 указанного Приложения 1 предусмотрено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду до 1 марта 2015 г., а также за земельные участки, предоставленные в аренду     в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 34 Федерального закона         от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при строительстве объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности на период в течение первых пяти лет включительно с момента предоставления земельного участка значение коэффициента функционального использования составляет «2,5» (пункт 1.5.9), при эксплуатации и обслуживании объектов бытовых услуг населению значение коэффициента функционального использования составляет «6» (пункт 1.5.6).

Из материалов дела следует, что 29 июля 2014 г. между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Вымпел» заключен договор аренды земельного участка         с кадастровым номером площадью 389 кв.м из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 21 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования: объекты бытового обслуживания, для использования в целях строительства ремонтной мастерской, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, являющемся неотъемлемой частью договора, на срок          3 года со дня государственной регистрации договора (пункт 1.1, 1.3).

Согласно Приложению № 3 к Договору аренды размер арендной платы рассчитывается по определенной формуле, в том числе с учетом кадастровой стоимости и коэффициента функционального использования земельного участка в размере «2,5».

23 ноября 2018 г. между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Вымпел» заключен договор аренды земельного участка земельного участка с кадастровым номером площадью 389 кв.м из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 21 м от ориентира по направлению на северо-запад), вид разрешенного использования: объекты бытового обслуживания, цель предоставления: для эксплуатации нежилого здания, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, являющемся неотъемлемой частью договора, на срок 49 лет с момента подписания настоящего договора (пункты 1,1, 1.3).

Сумма арендной платы по договору рассчитывается способом, аналогичным приведенному в Приложении № 3 к Договору аренды                 от 29 июля 2014 г. (Приложение № 2 к Договору аренды от 23 ноября 2018 г.), в том числе с учетом коэффициента функционального использования земельного участка в размере «6».

22 февраля 2019 г. департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в адрес ООО «Вымпел» направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств по договору аренды земельного участка от 29 июля 2014 г. (погашение задолженности по арендной плате и начисленной неустойки), в котором указано, что по данному договору произведен перерасчет арендной платы       с момента вступления в законную силу решения суда о признании за ООО «Вымпел» права собственности на ремонтную мастерскую с учетом изменения кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2017 г., а также с учетом решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505 «Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке» с применением коэффициента «6», установленного для вида функционального использования земли «для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению».

Суд первой инстанции, проанализировав представленные Думой города Владивостока документы и установив, что финансово-экономическое обоснование к проекту спариваемого решения не подтверждает выполнения каких-либо расчетов в целях экономического обоснования установления повышающего значения коэффициента функционального использования         в отношении земельных участков с видом функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению», анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились, пришел                   к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление            от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.         № 582).

В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок находится             в муниципальной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К числу таких принципов, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Указанных документов административным ответчиком представлено не было.

Представленные в материалы дела подписанные главой города Владивостока пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. № 505, а также к проектам решений, которыми были внесены изменения       в указанное решение, не содержат доказательств, что при расчетах арендной платы производился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, связанных с окончанием строительства объектов бытового обслуживания и началом их эксплуатации, а также расчеты в целях экономического обоснования установленной величины коэффициента функционального использования.

В отсутствие экономического обоснования само по себе использование земельного участка не в целях строительства объектов бытового обслуживания, а в целях эксплуатации и обслуживания указанных объектов не может рассматриваться как основание для повышения арендной платы за такой земельный участок.

При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся     в государственной или муниципальной собственности, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являющего субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением.

По указанным основаниям являются несостоятельными доводы апелляционных жалоб в данной части.

Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя администрации города Владивостока определение арендной платы как процент от кадастровой стоимости земельного участка, которая в свою очередь определяется с учетом принципа экономической обоснованности, не исключает требования о необходимости экономического обоснования увеличения арендной платы применительно к земельным участкам с видом функционального использования «для эксплуатации и обслуживания объектов бытовых услуг населению».

Ссылки в апелляционных жалобах на соответствие значения оспариваемого коэффициента применявшимся значениям аналогичных коэффициентов, которые ранее были установлены другими актами органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, являются необоснованными, поскольку предметом проверки является только оспариваемое решение от 30 июля 2015 г. № 505.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, аналогичны позиции Думы города Владивостока и администрации города Владивостока в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда           в законную силу, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Приморского краевого суда от 9 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации города Владивостока Понитаева Виктора Игоревича, представителя Думы города Владивостока Пановой Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

66а-13/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Вымпел"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчики
Дума г.Владивостока
Другие
администрация г.Владивостока
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Роженцева Ю.В.
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
10.12.2019Передача дела судье
16.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Передано в экспедицию
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее