Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3633/2017 от 17.08.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18.10.2017г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Назаренко И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3633/2017 по административному исковому заявлению Касьяновой Е. Г. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Касьянова Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав, что истице на праве собственности принадлежит нежилое помещение (трансформаторная подстанция), общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской <адрес> о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность за выкуп.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка в собственность за плату из земель, государственная собственность на который не разграничена на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в связи с тем, что вдоль участка проходят красные линии.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. было признано незаконным и подлежащим отмене, Департамент управления имуществом городского округа Самара был обязан возобновить рассмотрение заявления Касьяновой Е.Г. об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истице было повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату из земель, государственная собственность на который не разграничена на основании п.п.2 п. 8 ст. 39.15, п. 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, а именно вдоль участка проходят красные линии.

Истица полагает данный отказ незаконным, поскольку истица имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила признать распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и нарушающим ее права, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить нарушение прав и законных интересов истицы, а именно согласовать и утвердить схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории в <данные изъяты> дневный срок с момента вынесения решения суда, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> А, на кадастровом плане территории в <данные изъяты> дневный срок с момента утверждения схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель истицы поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен, ранее возражал против удовлетворения требований истца.

Представители ООО «БПТО СНЕГО», возражали против удовлетворения требований истицы, указали, что земельный участок, на который претендует Касьянова Е.Г., входит в площадь земельного участка, находящегося в аренде у ООО «БПТО Самара Нефтегеофизика».

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что истице на праве собственности принадлежит нежилое помещение (трансформаторная подстанция), общей площадью <данные изъяты> кв.м., литера <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской <адрес> о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность за выкуп.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка в собственность за плату из земель, государственная собственность на который не разграничена на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в связи с тем, что вдоль участка проходят красные линии.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. было признано незаконным и подлежащим отмене, Департамент управления имуществом городского округа Самара был обязан возобновить рассмотрение заявления Касьяновой Е.Г. об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу.

Распоряжением от 01.03.2017г. истице было вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату из земель, государственная собственность на который не разграничена на основании п.п.2 п. 8 ст. 39.15, п. 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, а именно вдоль участка проходят красные линии.

Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014г. № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» с 01.03.2015г. года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений к Администрации г.о. Самара.

В соответствии с ч.2 постановления Администрации г.о. Самара от 19.08.2015г. №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов администрации г.о. Самара о заключении проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 6 постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в г. Самаре» объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их проведения в соответствии с настоящими Правилами.

Исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.

Из технического паспорта на нежилое помещение (трансформаторная подстанция) расположенного на испрашиваемом земельном участке следует, что здание было построено в 1989г., то есть до утверждения Правил застройки и землепользования.

Ввиду указанного истица имеет первоочередное право на предоставление земельного участка под здание в собственность.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).

Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом, данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Судом установлено, что земельный участок занят нежилым зданием, построенным до принятия Правил застройки и землепользования от 2001 г.

Доказательств того, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты общего пользования занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке ответчиком не представлено.

Доказательств того, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами в материалах дела также не имеется.

При указанных обстоятельствах требования истицы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако, иные основания возможности либо не возможности предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность за плату из земель, государственная собственность на который не разграничена ответчиком не рассматривалась, в связи с чем суд считает, что требования Касьяновой Е.Г. об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самары принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка судом удовлетворены быть не могут.

Доводы представителя ООО «БПТО СНЕГО» о том, что испрашиваемый истицей земельный участок, находится в аренде ООО «БПТО СНЕГО», суд не принимает во внимание, поскольку данные основания не являлись предметом отказа истице в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. .

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара возобновить рассмотрение заявления Касьяновой Е. Г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья                                     Е.А. Борисова

Копия верна

Судья

2а-3633/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касьянова Е.Г.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
ООО "БПТО СНЕГО"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Борисова Е. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.08.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.08.2017Передача материалов судье
21.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2017Судебное заседание
18.10.2017Судебное заседание
18.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее