Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «12» февраля 2015 года
Судья Красноглинского районного суда г. Самары Нуянзина С.В., с участием помощника прокурора Красноглинского района г. Самары Рябцева А.И., при секретаре Ивановой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление начальника ОП № Управления МВД России по городу Самаре Тявина В.А. о продлении срока административного надзора и установлении дополнительных ограничений в отношении Ликарова <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ОП № Управления МВД России по городу Самаре Тявин В.А. обратился в суд с заявлением о продлении срока административного надзора и установлении дополнительных ограничений в отношении Ликарова <данные изъяты>, <дата> года рождения, ссылаясь на то, что Ликаров Д.С., <дата> г.р., уроженца <адрес>, состоит под административным надзором по решению Новокуйбышевского городского суда <адрес> сроком на 2 года со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, либо пребывание поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с учебой и работой;- являться 2 раза в месяц в ОП № Управления МВД России по <адрес> по месту жительства для регистрации. По месту жительства Ликаров Д.С. характеризуется удовлетворительно, не трудоустроен. В течение срока административного надзора Ликаров Д.С. 2 раза привлекался к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, так <дата> привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (адм. протокол № 1881), <дата> привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (адм. протокол № 2251). Заявитель просит суд продлить срок административного надзора Ликарову <данные изъяты>, <дата> г.р. на 1 год, то есть до <дата> г., а так же рассмотреть вопрос об установлении дополнительных ограничений, а именно: запретить посещение ночных, ночных клубов, ресторанов, увеселительных мероприятий после 22.00 часов; являться 4 раза в месяц в ОП № Управления МВД России по <адрес> по месту жительства для регистрации.
В судебном заседании представитель ОП № Управления МВД России по городу Самаре <данные изъяты> заявление поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.
В судебном заседании Ликаров Д.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, а также просил суд установить административные ограничения в минимальном количестве и на минимально возможные сроки.
Суд, выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, исследовав и проверив материалы дела, полагает, что заявление начальника ОП № Управления МВД России по городу Самаре Тявина В.А. является обоснованным, но подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу 01.07.2011) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3, административный надзор устанавливается на срок погашения судимости, установленный законодательством Российской Федерации, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу частей 2 и 3 статьи 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
Статьей 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ предусмотрены виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, в том числе: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в определенное время суток; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно ст. 7 ФЗ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от <дата> № 64-ФЗ, в случаях, предусмотренных статьей 7 указанного Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с разъяснениями п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», суд с учетом конкретных обстоятельств дела по своему усмотрению вправе установить административные ограничения, на применение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, а также принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не ходатайствует заявитель.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что приговором Красноглинского районного суда от <дата> Ликаров Д.С. осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. <дата> Ликаров Д.С. освободился из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания, что подтверждается справкой об освобождении.
На основании решения Новокуйбышевского городского суда <адрес> от <дата> года, Ликарову Д.С. установлен административный надзор сроком на 2 года и административные ограничения в виде: 1) запретить пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, либо пребывание поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с учебой и работой; 2) являться 2 раза в месяц в ОП № Управления МВД России по <адрес> по месту жительства для регистрации.
Судом установлено, что по месту жительства Ликаров Д.С. характеризуется удовлетворительно, не трудоустроен. В течение срока административного надзора Ликаров Д.С. 2 раза привлекался к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, так <дата> привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (адм. протокол № 1881), <дата> привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (адм. протокол № 2251).
Оценив в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания, предусмотренные частью 3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» для установления дополнительных ограничений в отношении Ликарова Д.С., в связи с чем заявление начальника ОП № Управления МВД России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению.
Поскольку допущенные Ликаровым Д.С. правонарушения не дают оснований полагать, что его уклонение от исполнения обязанностей при административном надзором связано с посещением ночных клубов, ресторанов, увеселительных мероприятий после 22.00, с учетом того, что в период после 22 часов Ликаров Д.С. в любом случае обязана находиться по месту жительства или пребывания, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении части требований о возложении дополнительных ограничений в виде запрета посещения ночных клубов, ресторанов, увеселительных мероприятий после 22.00, поскольку не усматривает основания для установления данных ограничений.
Доводы Ликарова Д.С. о том, что установление в отношении него административного надзора нарушает его права и ухудшает положение, так как является дополнительной мерой ограничения свободы, основаны на ошибочном толковании законодательства, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Соответствие норм данного закона Конституции Российской Федерации являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в рамках нормоконтроля (Определения Конституционного Суда РФ: от <дата> N 597-О-О; от <дата> N 1739-О; от <дата> N 1740-О; от <дата> N 1741-О; от <дата> N 2064-О).
Как отмечает Конституционный Суд РФ, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности, административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Более того, на основании ст. 10 этого же Закона, Ликаров Д.С., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона в течение срока административного надзора суд на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
С учетом изложенных выше обстоятельств и ограничений, установленных ст. 5 ФЗ РФ от <дата> № 64-ФЗ, суд полагает необходимым продлить срок административного надзора, установленного в отношении Ликарова Д.С. решением <данные изъяты> городского суда <адрес> от <дата> на 1 год и обязать его являться 3 раза в месяц на регистрацию по месту жительства в ОП № УМВД России по <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 261.7, 261.8 ГПК РФ, ст.ст. 4, 5, 7 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление начальника ОП № Управления МВД России по городу Самаре Тявина В.А. - удовлетворить частично.
Дополнить ранее установленные Ликарова Д.С. административные ограничения, обязав его являться 3 раза в месяц в ОП № УМВД России по <адрес> для регистрации.
Продлить срок административного надзора Ликарову Д.С. на 1 год.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме – <дата> года.
Председательствующий С.В. Нуянзина