Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-39/2020 по иску Скрипкиной Эльвиры Владимировны, Скрипкина Андрея Владимировича, ФИО10 (Скрипкиной) Елены Николаевны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО1 к 1 отделу (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании членом семьи, признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (1 отдел г. Самара) о признании права на обеспечение жилым помещением, указав, что Скрипкина Э.В., ефрейтор запаса, проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволена с военной службы в 2010 году по собственному желанию с выслугой лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава более 17 лет. В период прохождения службы на 71 узле связи штаба ПриВО (войсковая часть 2223, г. Самара), в 2000 году была признана нуждающейся в постоянном жилом помещении на состав семьи 5 человек с правом на внеочередное обеспечение. В мае 2009года истец была переведена для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 65439 (г. Самара).
Приказом командира войсковой части 65349 от 23.09.2010года № 198 на основании пп. «а», п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключена из списков личного состава части с 23.09.2010г. с оставлением в списках очередников на получение жилья для постоянного проживания.
В 2010году Скрипкиной Э.В. подан рапорт командиру войсковой части 65349 с просьбой признать ее нуждающейся в получении постоянного жилого помещения по избранному месту жительства г. Самара.
В августе 2010г. по результатам рассмотрения рапорта на заседании жилищной комиссии войсковой части 65349 Скрипкина Э.В. признана нуждающейся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства г. Самара.
В 2010г. в связи с ликвидацией квартирно-эксплуатационных частей районов Министерства обороны РФ был образован новый орган, осуществляющий учет военнослужащих, не обеспеченных жилым помещением в лице ответчиков.
В 2019г. Скрипкина Э.В. обратилась с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о восстановлении на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении.
Решением, оформленным в виде письма от 27.08.2019г. исх.№ 08-01/4920 истцу было отказано в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена процедура восстановления на учете нуждающихся в жилье.
В связи с тем, что до настоящего времени истец и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением, ответчиком истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, истцы просят суд признать за Скрипкиной Э.В. и членами ее семьи право на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, обязать 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» включить Скрипкину Э.В, в очередь на получен постоянного жилого помещения с даты постановки на учет с 23.03.2000г. (дата постановки на учет в войсковой части 2223).
Представитель истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. членом семьи Скрипкиной Эльвиры Владимировны, поддержал ранее заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации, действующая на основании доверенностей, иск не признала, ссылаясь на законность вынесенного решения, просила в иске отказать по изложенным в отзыве основаниям, дополнительно пояснила, что ответчиками не оспаривается факт постановки Скрипкиной Э.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако, впоследствии, в связи с отсутствием в распоряжении ответчиков протокола заседания жилищной комиссии части, которой Скрипкина Э.В. была признана нуждающейся, истец и члены ее семьи были исключены из соответствующего списка нуждающихся.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Скрипкина Э.В., ефрейтор запаса, проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключена из списков личного состава части с 23.09.2010г. На момент исключения из списков личного состава выслуга лет в календарном исчислении составляет более 17 лет.
13.09.2010г. Скрипкиной Э.В. подан рапорт о досрочном освобождении с военной службы с оставлением в списках очередников для получения жилья.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 65349 от 23.09.2010г. № Скрипкина Э.В. исключена из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения, с оставлением в списках очередников на получение жилья для постоянного проживания и направлена на учет в отдел военного комиссариата <адрес> по <данные изъяты>, <данные изъяты> <адрес>м (л.д. 19).
Судом при рассмотрении дела установлено, что при увольнении с военной службы Скрипкина Э.В. в листе беседы и рапортах об увольнении ходатайствовала об обеспечении ее жилым помещением по установленным законом нормам.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.
В настоящее время истец и члены ее семьи проживают в жилом помещении – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., жилой площадью 24,4 кв.м, что подтверждается справкой о регистрации, выданной ООО «Куйбышевский ПЖРТ» 19.06.2019г. (л.д.26).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
Согласно п. 3.1 ст. 24 указанного Федерального закона членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), действовавшей на момент прохождения истцом военной службы, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Поскольку право на жилище, гарантированное ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет с нуждающихся.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что истец на момент увольнения была признана нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, указывала на необходимость оставить ее в списках очередников для получения жилья, жилищной комиссией воинской части по данному вопросу было принято, и сведения об истце, как о нуждающемся в жилых помещения, предназначенных для постоянного проживания в ФГКУ «Центррегоинжилье» передавались. Данные обстоятельства подтверждаются ответчиком в письме исх № 08-01/4919 от 27.082019г., согласно которому в отношении Скрипкиной Э.В. имеются сведения в электронной базе данных КЭЧ ПУрВО «Учет» (л.д. 18).
Кроме того, согласно предоставленных ответчиком сведений (л.д. 59 – сведения из базы данных учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях) Скрипкина Э.В. с составом семьи из 5 человек была принята на соответствующей учет, за ней было признано право на внеочередное предоставление ей жилья, на таковой учета она была поставлена 23.03.2000г., однако, в дальнейшем, 24.03.2010г. она с данного учета была снята с отметкой «Выбыл». Представитель ответчика в судебном заседании затруднилась пояснить суду причину снятия истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений, а также основания исключения данных сведений об истце из базы данных нуждающихся в жилых помещениях, сообщив, что какого-либо мотивированного решения ответчиком по данному вопросу не принималось. Таким образом, суд, полагает, что сведения об истце необоснованно были исключены из списка лиц, нуждающихся в получении жилых помещений.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации Скрипкина Э.В. состояла в списках очередников на получение жилья для постоянного проживания и поставила в известность командование о своем желании получить жилое помещение в постоянное пользование.
Из материалов дела усматривается, что истец и члены его семьи имеют в собственности жилое помещение, однако общая площадь жилого помещения 38,5 кв.м. менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Самарской Городской Думы от 27.10.2005г. № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара», что позволяет говорить о необеспеченности Скрипкиной Э.В. и членов ее семьи жилым помещением и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Изложенное свидетельствует о том, что Скрипкина Э.В.., ввиду соответствующего срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, отсутствия у нее и членов его семьи в собственности и в постоянном пользовании жилого помещения, отвечающего требованиям об уровне обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения, приобрела право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом заявительный порядок реализации этого права истцом был соблюден до увольнения из рядов Вооруженных сил РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Скрипкина Э.В. и члены ее семьи имеют все основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, и приобрели право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
С учетом положений п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает исковые требования о признании за истцом и членами его семьи права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно справки о регистрации, выданной ООО «Куйбышевский ПЖРТ» 19.06.2019г., в состав семьи Скрипкиной Э.В. входят Скрипкин ФИО12, ДД.ММ.ГГГГр. - сын, Уварова Елена Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – дочь, ФИО1,ДД.ММ.ГГГГр. – внучка.
Уварова Е.Н. и ФИО1 постоянно проживают по указанному адресу, ведут совместное со Скрипкиной Э.В. хозяйство, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9, а также справкой из детского поликлинического отделения ГБЗУ «Самарская городская поликлиника №», согласно которой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГр. наблюдается детской поликлиникой с рождения по настоящее время.
У суда отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам и показаниям свидетелей, предупрежденных судом об уголовной ответственности по ст. ст. 307-307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем суд полагает требования о признании ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. членом семьи Скрипкиной Э.В. подлежащими удовлетворению
Также суд полагает, что в связи с удовлетворением требований истца о признании за ним и членами его семьи права на получение жилого помещения, также подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ обязанности по внесению сведений об истце и членах его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с датой постановки на учет с 23.03.2000г. (датой постановки на учет в войсковой части 22223).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Скрипкиной Эльвиры Владимировны, Скрипкина Андрея Владимировича, ФИО10 (Скрипкиной) Елены Николаевны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО1 к 1 отделу (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании членом семьи, признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанностей удовлетворить.
Признать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. членом семьи Скрипкиной Эльвиры Владимировны.
Признать за Скрипкиной Эльвирой Владимировной, Скрипкиным Андреем Владимировичем, ФИО10 (Скрипкиной) Еленой Николаевной, ФИО1 право на обеспечение постоянным жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ.
Обязать 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить Скрипкину Эльвиру Владимировну в очередь на получение постоянного жилого помещения с даты постановки на соответствующий учет в войсковой части 22223 – с 23 марта 2000г. составом семьи 4 человека.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2020г.