Именем Российской Федерации
29 января 2016 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Тюпа М.В. о понуждении к совершению действий по подъему затонувшего плавсредства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Тюпа М.В. о понуждении к совершению действий по подъему затонувшего плавсредства: разъездного теплохода <данные изъяты> находящегося в затопленном состоянии в акватории водного объекта - Горьковского водохранилища <данные изъяты> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования истец обосновывае тем, что Костромским межрайонным природоохранным прокурором по поступившей информации о потоплении в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ плавсредства типа «Ярославец» в районе <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. Установлено, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес>, напротив базы ФГБУ «Верхневолжрыбвод», на расстоянии <данные изъяты> от берега в Горьковском водохранилище <данные изъяты> произошло потопление плавсредства типа «Ярославец». При визуальном осмотре установлено, что из промоины площадью <данные изъяты> видны части затонувшего судна: антенна, верхняя часть трапа. Согласно свидетельства о классификации и данных Российского речного регистра разъездной теплоход с номером судна №, построен в ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>, длиной <данные изъяты> м и шириной <данные изъяты> высота борта <данные изъяты> пассажировместимость <данные изъяты>.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственником данного теплохода является Тюпа М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Статьями 41 и 42 Конституции РФ гарантированы права каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, Конституцией РФ (ст.58) предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 Конституции РФ)
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных pecурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с п.4 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов и др. (ст.3 Водного кодекса РФ).
На основании ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (ч.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Из содержания ст.ст. 34, 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений иных объектов. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений, иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В силу ст.47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.
Кроме того, владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса (ч.7 ст.47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
В ходе проверки получено объяснение у гр.Тюпа М.В. которым подтвержден факт владения указанным судном и сообщено о нахождении на момент потопления указанного судна на плавсредстве около <данные изъяты> масла и менее <данные изъяты>. дизельного топлива.
Сотрудниками Костромского филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы воды в районе местонахождения носовой надстройки, кормовой надстройки, из полыньи в районе носовой части судна, образовавшейся при его затоплении, выше по течению от места затопления и ниже по течению от места затопления на водном объекте (Горьковское водохранилище) с целью проверки наличия (отсутствия) в данной воде нефтепродуктов.
Согласно протоколов результатов анализа воды и экспертного заключения к протоколам от ДД.ММ.ГГГГ в пробах воды, отобранных в месте обнаружения пленки нефтепродуктов на поверхности водных объектов обнаружено превышение норм ПДК рыбохозяйственного водоема согласно «Перечня предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов» по нефтепродуктам в 14,1 раза, в 13,4 раза и в 1,6 раза.
Горьковское водохранилище является водоемом который полностью расположен на территории Костромской области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ (п. 16 распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Pоссийской Федерации») и является рыбохозяйственным водоемом высшей категории.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.12.2004 N166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: 1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому, регулирование отношений в области рыболовства и сохранения биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
Любое затонувшее или полузатонувшее судно, даже при отсутствии какого-либо загрязнения, в случае долговременного нахождения в воде и постепенного заноса илом и песком, образования наносов, изменяющих гидрологический режим водоема и ухудшающих естественные условия нерестовых и покатных миграций молоди и отнерестившихся производителей рыб, может оказать негативное влияние на рыбохозяйственный водоем и на водные биологические ресурсы.
Непринятие ответчиком мер по подъему плавсредства создает неблагоприятные условия для окружающей среды, чем нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц. Нахождение в акватории водного объекта затонувшего (полузатонувшего) судна, являющегося потенциальным источником загрязнения федеральных водных ресурсов, нарушает интересы собственника в лице Российской Федерации, кроме того создаётся угроза причинения вреда окружающей среде, здоровью населения, среде обитания водных биоресурсов.
В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В связи с вышеизложенным, прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ и обратился с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Михин А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в период ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были организованы и проведены работы по подъему затонувшего судна. Судно было пришвартовано к берегу, но в воде остается корпус корабля по уровень палубы. Полностью извлечь катер из воды в настоящее время ответчик не может по погодным условиям.
Ответчик по делу Тюпа М.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.
Третьи лица по делу, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управление Росприроднадзора по Костромской области, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Ответчик Тюпа М.В. исковые требования признал полностью и добровольно, что подтвердил в своем письменном заявлении, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями абз.2 части 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере <данные изъяты> в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «№ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░( ░.░░░░░) ░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: