№ 5-17/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08февраля 2018 г. г.Пермь
Судья Орджоникидзевского районного суда г.Перми Сорина Е.В.,
с участием законного представителя – директора МАОУ «СОШ № 123» Клюкиной Т.М.,представителя Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 123» г.Перми (............
У С Т А Н О В И Л:
Ведущим консультантом отдела федерального государственного контроля качества образования управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края ФИО2 в отношении юридического лица –Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 123» г.Перми (далее МАОУ «СОШ № 123»)составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, выразившегося в том, чтов период с дата по адресу: <адрес>, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края № ............ от дата в ходе плановой выездной проверки, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований законодательства в области образования, выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно: в учреждении отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества расположенного по адресу: <адрес>, где МАОУ «СОШ № 123» осуществляется образовательная деятельность, чем нарушены требования, установленные под. «ж» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Законный представитель МАОУ «СОШ № 123» Клюкина Т.М. в судебном заседании пояснила, что к должности директора данного образовательного учреждения приступила дата, не отрицает факт ведения образовательной деятельности без наличия санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества расположенного по адресу: <адрес>, где МАОУ «СОШ № 123». Последний раз данное заключение выдавалось образовательному учреждению в 2007 году. В настоящее время МАОУ «СОШ № 123» г.Перми принимаются все возможные меры к получению требуемого заключения, с этой целью устраняются выявленные Роспотребнадзором нарушения санитарно-эпидемиологических требований, производится ремонт кровли, пола, стен, канализационной системы здания школы, после приведения здания и его помещении в соответствие предъявляемым требованиям, МАОУ «СОШ № 123» г.Перми будет обращаться с заявлением о выдаче заключения. дата решением Ленинского районного суда г.Перми удовлетворены исковые требования о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности о выделении МАОУ «СОШ № 123» денежных средств на устранение предписания Роспотребнадзора от дата.
Представитель Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края ФИО4 в судебном заседании пояснила, что факт нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966образовательным учреждением установлен собранными по делу доказательствами, что также не отрицает и законный представитель учреждения, в связи с чем, в действиях МАОУ «СОШ № 123» г.Перми усматривается состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителей Министерства образования и науки Пермского края и МАОУ «СОШ № 123», приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует и установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, что МАОУ «СОШ № 123» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от дата выданной на основании приказа Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные, свидетельствующие о нарушении МАОУ «СОШ № 123» требований действующего законодательства, выявленные Министерством образования и науки Пермского края дата по результатам изучения документов в ходе проведения плановой выездной проверки.
Так, Министерством образования и науки Пермского края установлено, что Учреждение осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам соответствующих помещений, зданий, сооружений.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении от дата (л.д.2-3);
- уточнениями к данному протоколу об административном правонарушении (л.д.4);
- приказом Министерства образования и науки <адрес> № № от дата о проведении плановой выездной проверки МАОУ «СОШ № 123» (л.д.7-16);
- актом проверки № от дата (л.д.17-22);
- предписанием № от дата об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере образования (л.д.23-25);
- лицензией МАОУ «СОШ № 123» на осуществление образовательной деятельности, выданная Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от дата (л.д.30-32);
- приказом о приеме на работу Клюкиной Т.М. на должность руководителя (директора) МАОУ «СОШ № 123» от дата (л.д.33);
- объяснением директора МАОУ «СОШ № 123» Клюкиной Т.М., из которого следует, что санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует, в связи с многочисленными нарушениями, поскольку в бюджете школы финансовые средства на их устранение на 3 года предусмотрены не были, а в школе необходимо провести крупные ремонтные работы. Замечания Роспотребнадзора устранены школой лишь частично.(л.д. 53);
- письмом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Директору МАОУ «СОШ № 123» о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.88);
- предписаниями должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку № от дата (л.д.89-91, 92-94).
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В силу примечания к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пунктом 18 статьи 2 названного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу положений пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Общий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Согласно п.п. жHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=0C762EE1E8AF8F29405347F98C48A9976A276E32BC81C88DB5E5414EEE200810FE8C37D425872632W4zDL" п. 6 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Указанное нарушение лицензионных требований относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий при наличии последствий, установленных частью 11 статьи 19 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, доказательств соблюдения требований подп. "ж" п. 6 Положения на день проведения проверки Учреждением не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих то, что МАОУ «СОШ № 123» предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность в полном соответствии с законом.
Действия МАОУ «СОШ № 123» суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания юридическому лицу, судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Нарушение МАОУ «СОШ № 123» лицензионных требований в сфере осуществления образовательной деятельности представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере охраны жизни и здоровья человека, поскольку государственный орган, выдав лицензию на осуществление образовательной деятельности, гарантировал тем самым гражданам соблюдение лицензиатом действующего законодательства при осуществлении такой деятельности.
Поскольку допущенное нарушение п. 6 Положения является грубым нарушением лицензионных требований, суд не усматривает оснований к признанию совершенного административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МАОУ «СОШ № 123» г.Перми, является признание вины, принятие мер, направленных на получениесанитарно-эпидемиологического заключения. Судом установлено, что в настоящее время здания и помещения образовательного учреждения приводятся в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиям, имеется решение суда о возложении на Департамент образования администрации города Перми обязанности о выделении МАОУ «СОШ № 123» г.Перми денежных средств на устранение предписания Роспотребнадзора от дата.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МАОУ «СОШ № 123» г.Перми, судом не установлено.
Положения ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяют судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, позволяют назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно Устава МАОУ «СОШ № 123» г.Перми, данное учреждение является некоммерческой организацией, создано с целью осуществления образовательной деятельности, что является основной деятельностью, финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджета города Перми и Пермского края. МАОУ «СОШ № 123» г.Перми имеет доход от оказания платных образовательных услуг, однако, он является незначительным и составляет в среднем 50 000 рублей в месяц.
Из представленных МАОУ «СОШ № 123» г.Перми финансовых документов установлено, что выделяемые бюджетные средства направляются по целевому назначению, а именно на оплату труда, коммунальные услуги, на содержание имущества образовательного учреждения.
Принимая во внимание цели и принципы административного наказания, которые заключаются в справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, а также характер административного правонарушения, количество выявленных нарушений, степень вины нарушителя, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих, наличие обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, считаю возможным признать их исключительными и применить в отношении МАОУ «СОШ № 123» г.Перми положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
признать юридическое лицо – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 123» г.Перми (............) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: ............
............
............
............
............
............
............
В силу ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.В. Сорина