Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2010 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Гаппоевой М.М.,
при секретаре Масловой Е.А.,
с участием адвоката Алпеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ЗАО СК «Авива» к Дьяченко В.П. о признании договора страхования недействительным и применении последствий признания сделки недействительной,
У С Т А Н О В И Л :
ЗАО СК «Авива» обратилось в суд с иском к Дьяченко В.П., в котором просит признать договор страхования от несчастных случаев и болезней № ВТС-470105/2009, заключенный 17 февраля 2009 года между Дьяченко В.П. и ЗАО СК «Авива» недействительным и применить последствия признания сделки недействительной.
Дьяченко В.П. обратился со встречным исковым заявлением к ЗАО СК «Авива» о взыскании страхового возмещения в размере 50 000 руб.
В ходе рассмотрения дела Дьяченко В.П. отказался от встречного искового заявления. Определением суда от 12.08.2010 года производство по делу в этой части прекращено.
Истец ЗАО СК «Авива» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В обоснование своих требований указал, что 17 февраля 2009г. Дьяченко В.П. заключил с ЗАО СК «Авива» договор страхования от несчастных случаев и болезней.
Договор был заключен в соответствии с Правилами страхования от несчастных случаев и болезней ЗАО СК «Авива» от 01.07.2007г., являющимися Приложением № 1 к договору страхования и его неотъемлемой частью. Подписав договор, как следует из раздела «Прочие условия и оговорки», Дьяченко В.П. подтвердил, что на момент заключения договора не состоит на учете в психоневрологическом диспансере.
03.12.2009г. Дьяченко В.П. обратился к истцу с заявлением о страховой выплате. Как следовало из представленных документов - свидетельства о болезни № 108 от 28.04.1993г., направления на медико – социальную экспертизу ГУЗ СККПБ № 1 от 28.07.2009г., справки серии МСЭ-2007 № 3845422 от 29.07.2009г., начиная с 1992 года ответчик наблюдался у психиатра, неоднократно госпитализировался в Ставропольскую краевую клиническую психиатрическую больницу № 1, в последующем его состояние продолжало ухудшаться и 28.07.2009г. ответчик был направлен на медико – социальную экспертизу в связи с диагнозом «органическое расстройство личности сложного генеза со стойким выраженным психоорганическим синдромом, депрессивно – ипохондрическим синдромом».
04.02.2010г. в соответствии с п. 8.4. Правил страхования истец запросил необходимые сведения в диспансерном отделении по обслуживанию взрослого населения ГУЗ «СККПБ № 1», и уведомил ответчика об отсрочке принятия решения по происшедшему с ним событию до поступления официального ответа на запрос.
11.03.2010г. истцом был получен ответ из ГУЗ «СККПБ № 1» о том, что сведения о состоянии здоровья Дьяченко В.П. составляют врачебную тайну, в связи с чем истребованная информация не была получена.
В соответствии с п. 5.3. Правил страхования, если иного не предусмотрено договором, лицо, на момент заключения договора, страдающее психическим заболеванием или расстройством, лицо, на момент заключения договора, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, может быть застрахованным только при условии, что о вышеназванном состоянии здоровья данного лица страховщик был письменно уведомлен страхователем до заключения договора (при получении заявления на страхование). При невыполнении данного условия заключенный в отношении такого лица договор может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Истец считал, что в нарушение положений п. 1 ст. 944 ГК РФ и п. 5.3. Правил страхования, ответчик Дьяченко В.П. сообщил заведомо ложные сведения. Также истец указал, что объем страховых премий, уплаченных ответчиком истцу в соответствии с договором составляет 750 рублей, которое в соответствии с п. 2 ст. 179 ГК РФ подлежит обращению в доход государства.
Ответчик Дьяченко В.П. в суде признал иск и не возражал против признания договора страхования от несчастных случаев и болезней № ВТС-470105/2009, заключенный 17 февраля 2009 года между ним и ЗАО СК «Авива» недействительным, и применении последствий признания сделки недействительной.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Давидян И.А. – участковый врач – психиатр ГУЗ «СККПБ № 1», подтвердившую нахождение Дьяченко В.П. на диспансерном учете в ГУЗ «СККПБ № 1», исследовав материалы дела, считает исковое заявление ЗАО СК «Авива» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно п. 3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что ответчик Дьяченко В.П. сообщил истцу заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья, которые имеют существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера убытков от его наступления, нарушив, таким образом, право истца на всестороннюю оценку принимаемого на страхование страхового риска и определения возможных убытков от наступления страхового случая, что является основанием для признания договора страхования недействительным.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд принять признание иска, если оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Поскольку волеизъявление ответчика не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком Дьяченко В.П. и признать договор страхования от несчастных случаев и болезней № ВТС-470105/2009, заключенный 17 февраля 2009 года между Дьяченко В.П. и ЗАО СК «Авива», недействительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 179 ГК РФ имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшиеся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что объем страховой премии, уплаченной ответчиком истцу, в соответствии с договором страхования составляет 750 рублей, которые подлежат обращению в доход государства.
Руководствуясь ст. 179, 944 ГК РФ, ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать договор страхования от несчастных случаев и болезней № ВТС-470105/2009, заключенный 17 февраля 2009 года между Дьяченко В.П. и ЗАО СК «Авива», недействительным
Применить последствия недействительности сделки: взыскать с ЗАО СК «Авива» в доход Российской Федерации страховую премию в размере 750 рублей, уплаченную Дьяченко В.П. на расчетный счет ЗАО СК «Авива» в соответствии с договором страхования от несчастных случаев и болезней № ВТС-470105/2009.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья М.М. Гаппоева