Дело № 2-341/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2018 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Сукач Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Мизяева С.Н. к гаражно-строительному кооперативу «Реверс» о признании права собственности,
установил:
Мизяев С.Н. обратился в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу «Реверс» (далее – ГСК «Реверс»), в котором просит признать за ним право собственности на нежилое помещение (гаражный бокс) <номер обезличен> площадью 23,1 кв.м., кадастровый номер <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. В обоснование требований указывает, что с 1993 года ОАО «Автострой» осуществлялось строительство гаражного комплекса по адресу: <адрес обезличен>. Между ним (истцом) и ОАО «Автострой» 30.01.1995 был заключен договор о долевом участии в строительстве гаражного комплекса по адресу: <адрес обезличен> Его доля в строительстве гаражного комплекса составляла 23,1 кв.м. и соответствует гаражному боксу <номер обезличен>. Договорная цена на момент подписания указанного договора составила 10000000 рублей. Оплату своей доли он произвел в полном объеме, чем выполнил все свои обязательства по договору о долевом участии в строительстве. 21.04.2009 г. был образован ГСК «Реверс». С момента создания ГСК«Реверс» он является его членом. Поскольку ОАО «Автострой» своих обязательств по окончанию строительства и сдаче гаражей в эксплуатацию не выполнил, 29.09.2011 между ОАО «Автострой» и ГСК «Реверс» был заключен договор перевода долга. На основании указанного договора ГСК «Реверс» принял на себя обязанности ОАО «Автострой» как застройщика по отношению к тем лицам, которые заключили договора долевого участия в строительстве. Все члены кооператива, в том числе и он дали согласие на перевод долга от прежнего должника к новому. ГСК «Реверс» должен был ввести гаражи в эксплуатацию. По заключению ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» от 19.12.2017 и результатам экспертизы технических решений по обеспечению пожарной безопасности, заключению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 5807 от 22.12.2016 г., заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» № 217 от 07.12.2016 г. гаражный бокс <номер обезличен> соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций оценено как работоспособное, отсутствуют дефекты и повреждения, влияющие на снижение способности и эксплуатационной пригодности; размещение гаражных боксов на 150 машиномест соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, оказывают воздействие на окружающую среду в достаточных пределах.
В судебное заседание истец Мизяев С.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не явился.
Представитель истца Симон А.А., действующий на основании доверенности № 70 АА 1090625 от 02.12.2017 г., в судебное заседание явился, поддержав заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГСК «Реверс» Солонин Е.В., в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований Мизяева С.Н. в полном объеме, с указанием на то, что положения ст.ст. 35,39,173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Представитель ответчика администрации города Томска Жихрова Е.Ю., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление Мизяева С.Н., в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку объект – нежилое помещение гаражный бокс <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> является самовольной постройкой. Истцом заявлен данный иск для упрощения процедуры легализации данной постройки, что является недопустимым. К исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие принятие мер к легализации постройки путем получения разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, отсутствуют сведения о причинах отказа уполномоченного органа в выдаче такого разрешения и (или) акта. Отсутствие указанных документов не позволяют сделать вывод о наличии нарушений прав, свобод и законных интересов лица, обращающегося в суд, что является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Мизяева С.Н. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также в абзаце втором пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. В частности, лица, полностью внесшие свой паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса, а не с момента государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Пункт 4 статьи 218 ГК РФ, закрепляющий, что внесение членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другими лицами, имеющими право на паенакопление, полностью паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, служит основанием для приобретения права собственности на указанное имущество.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, постановлением Главы администрации Города Томска № 949з от 13.09.1993 ТОО «Автострой» был предоставлен земельный участок под проектирование и строительство двухэтажных индивидуальных гаражей на 40 машиномест во временное пользование сроком до двух лет.
24.03.1997 г. постановлением Мэра Города Томска № 352з действие данного постановления было продлено, АООТ «Автострой» (правопреемник ТОО «Автострой») был предоставлен земельный участок для строительства гаражного комплекса для стоянки автомобилей на 150 машиномест со встроенно-пристроенными административно-хозяйственными помещениями.
01.07.1997 г. постановлением Мэра г. Томска № 883-в утвержден акт приемочной комиссии от 24.06.1997 о вводе в эксплуатацию офисных помещений и гаражей на 12 боксов по адресу: <адрес обезличен> (первая очередь); АООТ «Автострой» разрешено ввести в эксплуатацию офисные помещения общей площадью 1094,2 кв.м. и гаражи на 12 боксов общей площадью 375,3 кв.м. (первая очередь) по <адрес обезличен> и передать в собственность дольщикам в соответствии с договорами, представленными заказчиком (приложение № 1) к настоящему постановлению.
Судом также установлено, что 30.01.1995 между ОАО «Автострой» и Мизяевым С.Н. был заключен договор о долевом участии в строительстве гаражного комплекса в <адрес обезличен>, согласно п. 1 которого Мизяев С.Н. принял на себя обязательство принять участие в долевом строительстве гаражного комплекса по адресу: <адрес обезличен> При этом, его (Мизяева С.Н.) доля в строительстве гаражного комплекса составляет одно машиноместо и соответствует гаражному боксу <номер обезличен> договорная цена которого составляет 10000 000 руб. (пункты 2, 3 договора).
Квитанцией к приходному кассовому ордеру № 91 от 26.04.1995 подтверждается принятие АООТ «Автострой» от Мизяева С.Н. 4 000000 руб. и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 30.01.1995 г. 6000000 рублей в качестве оплаты за строительство гаража.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся в материалах дела, подтверждается, что 21.04.2009 по адресу: <адрес обезличен> был образован ГСК «Реверс».
29.09.2011 между ОАО «Автострой» и ГСК «Реверс» был заключен договор перевода долга, согласно пунктам 1, 2, 4, 4.1 которого застройщик (ОАО Автострой») передает, а кооператив принимает на себя обязанности первого, то есть застройщика, и становится должником по договорам долевого участия в строительстве гаражного комплекса по адресу: <адрес обезличен>, заключенными между застройщиком и лицами, указанными в приложении № 1 к договору, являющемся его неотъемлемой частью. По настоящему договору кооператив принимает на себя обязательства перед кредиторами закончить (вместо застройщика) строительство гаражного комплекса, осуществить ввод его в эксплуатацию, по окончании строительства передать кредиторам, указанным в приложении № 1 к договору, в собственность их долю, определенную в соответствующем договоре долевого участия в строительстве. За принятие кооперативом на себя указанного долга застройщик передает кооперативу не введенные в эксплуатацию и не зарегистрированные как объекты незавершенного строительства, недостроенные в порядке 2-й очереди строительства гаражные боксы и вспомогательные помещения к ним в данном гаражном комплексе, указанные в приложении № 2 к договору, в состоянии, соответствующем описанию в техническом паспорте, составленном Томским городским бюро технической инвентаризации по состоянию на 25.12.1996.
Приложение № 2 к указанному договору содержит перечень переданных ОАО «Автострой» ГСК «Реверс» помещений гаражного комплекса, расположенных по вышеуказанному адресу в числе которых указано помещение <номер обезличен> (по плану строения), что соответствует гаражному боксу <номер обезличен>, общей площадью 23,1 кв.м., расположенному на 2 этаже.
Согласно п. 6 договора перевода долга от 29.09.2011, договор имеет силу акта приема-передачи в отношении имущества, перечисленного в приложениях № 2 и № 3 к нему.
Из справки, выданной 29.11.2013 председателем ГСК «Реверс» ФИО1. следует, что истец является членом ГСК «Реверс», расположенном по адресу: <адрес обезличен> и имеет во владении гаражный бокс <номер обезличен>. По состоянию на 29.11.2013 Мизяев С.Н. задолженности по членским взносам и коммунальным платежам не имеет.
Из заключения ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» от 19.12.2017 года следует, что при проведении визуального обследования строительных конструкций гаражного бокса <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> не было выявлено дефектов и повреждений, которые влияют на эксплуатационную пригодность, а также снижают прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания, техническое состояние стен, перекрытий и полов на момент обследования оценивается как работоспособное. Несущие и ограждающие конструкции гаражного бокса по внешним признакам пригодны к эксплуатации.
По результатам проведенного обследования Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области было дано заключение № 5807 от 22.12.2016, согласно которому по состоянию на 15.11.2016 нежилое строение (гаражный комплекс на 150 машиномест) по адресу: <адрес обезличен>, оказывает воздействие на окружающую среду в допустимых пределах.
Согласно выводам экспертного заключения № 17 от 07.12.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» размещение гаражных боксов ГСК «Реверс» на 150 машиномест по адресу: <адрес обезличен> (2 очередь) соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Из заключения № 1-Э/2018, выполненного 15.01.2018 ООО «Томскпожсервис» следует, что нежилое помещение (гаражный бокс) <номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, на момент проведения обследования соответствует требованиям пожарной безопасности. Нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни здоровья граждан, не выявлено.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.01.2018 подтверждается отсутствие регистрации права собственности за кем – либо в отношении спорного объекта недвижимости.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Мизяев С.Н.. является членом ГСК «Реверс», паевые взносы выплачены им полностью.
Принимая во внимание изложенное, названные нормы права, суд приходит к выводу, что нежилое здание ГСК «Реверс», расположенное по <адрес обезличен>, в состав которого входит гаражный бокс <номер обезличен>, построено на земельном участке, отведенном и предоставленном первоначально ТОО «Автострой» (правопреемник - ОАО «Автострой»), в установленном законом порядке для этих целей и в границах этого участка с получением необходимых документов на строительство, соответствует действующим нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом доводы представителя ответчика администрации Города Томска находятся в противоречии с материалами дела и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Мизяевым С.Н. исковых требований в полном объеме.
При этом суд учитывает признание ответчиком ГСК «Реверс» иска, которое он сделал, понимая последствия, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мизяева С.Н. к гаражно-строительному кооперативу «Реверс», администрации г. Томска удовлетворить.
Признать за Мизяевым С.Н. право собственности на нежилое помещение (гаражный бокс) <номер обезличен> площадью 23,1 кв.м., кадастровый номер <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н. Лысых