РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года
Хорошевский районный суд г. Москвы
В составе председательствующего судьи Ланиной Л.Е.
При секретаре Швец Н.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6154/2018 по иску Грищенкова С.В. к ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Грищенков С.В. обратился в суд с иском, к ответчику ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области об обязании назначить досрочную страховую пенсию, ссылаясь на то, что решением комиссии ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области ему отказано в перерасчете размера пенсии в соответствии со сведениями о заработке, содержащимися в партийном билете, поскольку в партийном билете указаны суммы уплаты членских взносов за период с января 1979 года по февраль 1989 года и отсутствуют документы, подтверждающие среднемесячный заработок любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 года. С указанным решением комиссии ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области не согласен, в связи с чем, просит суд обязать ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет размера пенсии по старости, назначенной истцу с 30.07.2017 года, исходя из факта получения в 1984-1988гг. заработной платы указанной в партийном билете за период с января 1984 г. по февраль 1989г., и включить в трудовой стаж период службы в Армии с 14.11.1975 года по 01.12.1977 года. Также просит взыскать судебные расходы за оплату юридических услуг в размере 72 500 рублей.
Грищенков С.В., в судебное заседание явился, исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Ответчик, ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Сохова М.С., который возражал против удовлетворения исковых требований, просил в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 26 Постановления Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. № 16/19 Среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также:
справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов;
справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход;
свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемое территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;
копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Из информационного письма Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 следует, что в целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Грищенков С.В. является получателем трудовой пенсии по старости. … года обратился с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии по заработной плате на основании сведений партийного билета № ….
Решением ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области от … года № … Грищенкову С.В. в перерасчете пенсии отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих среднемесячный заработок любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 года.
Грищенков С.В. с 14.11.1975 года по 01.12.1977 года проходил службу в Армии по призыву.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени (с 1981 года) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590. Названным Положением предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О. Кроме того, после службы истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в трудовой стаж истца подлежит включению период с 14.11.1975 года по 01.12.1977 года служба в Армии, а также подлежит перерасчету пенсия по старости, назначенная Грищенкову С.В., исходя из факта получения в 1984-1988гг. заработной платы указанной в партийном билете за период с января 1984 г. по февраль 1989г..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области включить в трудовой стаж Грищенкова С.В. период службы в Армии с 14.11.1975г. по 01.12.1977 г.
Обязать ГУ-ГУ ПФР № 9 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет пенсии по старости, назначенной Грищенкову С.В. с 30.07.2017 года, исходя из факта получения в 1984-1988гг. заработной платы указанной в партийном билете за период с января 1984 г. по февраль 1989г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд в течение месяца через районный суд.
Судья Л.Е. Ланина