РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2013 г. Курагинский суд красноярского края в составе
председательствующего Рылова А.Г.
при секретаре Балашовой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района к Красильниковой Любовь Сергеевне о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
УСЗН администрации Курагинского района обратилось в суд с иском к Красильниковой Л.С. о взыскании необоснованно полученных сумм субсидий, мотивируя тем, что ответчице за период времени с января 2004 г. по май 2012 г. была незаконно получена субсидия на оплату жилищно - коммунальных услуг в связи с тем, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, имела и скрыла имеющиеся доходы от данной деятельности. В этой связи истец просит взыскать с Красильниковой Л.С. необоснованно полученные суммы субсидий в размере <...> рубля 37 копеек.
В судебном заседании представитель истца Коломагина Р. Р. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) иск поддержала просила удовлетворить.
Ответчик Красильникова О.С. иск не признала и пояснила, что при обращении в январе 2004 г. к ответчику с заявлением о получении субсидии на оплату жилищно - коммунальных услуг, она не скрывала, что зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Сотрудники УСЗН администрации Курагинского района не выясняли у ней данные обстоятельства. Кроме того, весь спорный период с января 2004 г. по май 2012 г. она имела небольшой доход от данной предпринимательской деятельности в среднем около <...> рублей в месяц. Кроме того, основным источником дохода являлась и получаемая пенсия по возрасту, о чем она сообщила ответчику при оформлении субсидии.
Представитель ответчика, Красильников А.Г ( доверенность от 10 апреля 2013 г.) поддержал доводы своего доверителя и дополнительно пояснил, что в спорный период его мать, имела небольшой доход.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Представление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статей 159 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 159ЖКРФ право на субсидию имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ( далее - Правила).
Согласно п. 60 приведенного Постановления Правительства РФ «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
Из п. 14 этого Постановления, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 49 Постановления следует, что полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в п. 8 Правил.
В силу подпункта «г» п. 8 Правил среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством РФ для избранной системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.
Как установлено судом, не оспаривается ответчицей и подтверждается материалами дела, что на основании заявлений Красильниковой Л.С. в спорный период с января 2004 г. по май 2012 г. предоставлялась субсидия на оплату жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. № 444, 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и Законом Красноярского края от
Красильникова Л.С. в спорный период с января 2004 г. по май 2012 г. являлась получателем указанной субсидии.
По мнению истца со ссылкой на п. 14 Правил, ответчица, являясь зарегистрированным в налоговом органе индивидуальным предпринимателем, предоставила неполные сведения о получаемом ежемесячно доходе, только о получаемой пенсии во возрасту. Не предоставила сведения о фактически ежемесячно получаемом доходе от предпринимательской деятельности.
Красильникова Л.С. состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на налоговый учет по месту жительства, суд полагает, что в данном случае факт предоставления ответчицей неполных данных при подаче заявления о предоставлении субсидии, то есть сокрытие информации о доходах влияющих на назначении субсидии нашел свое объективное подтверждение.
Пункт 50 «Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. № 58/403 (далее - Методические рекомендации) предусматривает, что в зависимости от избранной системы налогооблажения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством документы, а именно: книгу учета доходов и расходов.
Установлено, что Красильникова Л.С. работала по упрощенной системе налогооблажения, то есть с января 2008 г. предоставляла налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, из представленных деклараций величину дохода получаемого истицей в спорный период установить не представляется возможным. Но сама истица не отрицала в суде тот факт, что торговала на рынке и имела доход около <...> рублей в месяц.
Пункт 49 Методических рекомендаций предусматривает, что в зависимости от избранной системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством документы, предусмотренные п. 49.1, а именно: книгу учета доходов и расходов.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений.
Суд находит приведенные доводы ответчика о том, что при обращении с заявлением к истцу о назначении субсидии у нее по вине работников службы жилищных субсидий не выяснялся факт получения дохода от предпринимательской деятельности, поэтому она не может нести гражданско – правовую ответственность за виновные действия истца, суд считает не состоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как усматривается из заявления от 17 июня 2004 г., Красильникова Л.С. при его заполнении в качестве единственного дохода указала лишь размер получаемой пенсии по возрасту подтвердив, что указанные ею в заявлении сведения являются достоверными и исчерпывающими, других источников дохода не имеет.
Из материалов дела усматривается, что Красильникова Л.С. на момент обращения за назначением субсидии являлась предпринимателем, арендовала земельный участок для торгового павильона у ООО «Рынок новый» п. Курагино, согласно договорам аренды и актам сверки по оплате торгового места, получала доход от предпринимательской деятельности, что подтвердила в судебном заседании. Уплачивала единый налог на вмененный доход; при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ею не была представлена налоговая декларация о доходах, что не позволило истцу в полном объеме проверить фактически получаемый доход за подлежащие учету 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением о предоставлении субсидии, что привело к незаконному назначению государственной субсидии.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Красильниковой Любови Сергеевны в пользу Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района Красноярского края денежные средства необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме <...> рубля 37 копеек.
Взыскать с Красильниковой Л.С. государственную пошлину в размере <...>,63 рублей в доход муниципального образования Курагинский район Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок, через суд постановивший решение.
Председательствующий Рылов А.Г.