У
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Х 06 августа 2019 года
Октябрьский районный суд Х в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре А4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Х в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Х, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, А1, А2 о признании незаконным распоряжения, признании недействительным договора аренды земельного участка и дополнения к нему, соглашения о передаче прав и обязанностей, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Х в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Х, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, А1, А2 о признании незаконным распоряжения администрации Х от 00.00.0000 года. У-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка А1», признании недействительными договора аренды У земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100518:406 в районе СПК «Березка-2», заключенного 00.00.0000 года между ДМИЗО администрации Х и А1, договора об уступке прав от 00.00.0000 года, заключенного между А1 и А2, дополнительного соглашения У к договору аренды, подписанного 00.00.0000 года А2 и ДМИЗО администрации Х, применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возложения на А2 обязанности передать ДМИЗО администрации Х земельный участок с кадастровым номером У в районе СПК «Березка-2». Требования мотивированы тем, что земельный участок был предоставлен в аренду с грубыми нарушениями закона, а именно А1 на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит и не состоял. Между тем, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления может предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона лишь при наличии данных о постановке его или его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Право на первоочередное обеспечение земельным участком у А1 отсутствовало.
В судебном заседании помощник прокурора Х А5 на удовлетворении исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что какие-либо строения на спорном земельном участке отсутствуют.
В судебное заседание представитель ответчика ДМИЗО администрации Х не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, направил ранее в адрес суда отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, отсутствие применения механизма закона не может являться препятствием для реализации инвалидом предоставленным ему законом социальных гарантий. Мера социальной поддержки инвалидов не связана с обстоятельством подтверждения инвалидами нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Х не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебное заседание ответчик А1 не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил. Ранее представителем А1 в судебное заседание был предоставлен отзыв на иск, согласно которому представитель в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что А1, хоть и не стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако является таковым и являлся на момент предоставления ему в аренду земельного участка.
В судебное заседание ответчик А2 не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направила.
В судебное заседание представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Х, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Х не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены, направили в адрес суда пояснения на исковое заявление.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора Х – А5, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 00.00.0000 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом установлено, что 00.00.0000 года А1 обратился в ДМИЗО администрации Х с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка на праве аренды в целях ведения садоводства на основании п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ – договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании распоряжения администрации Х У-недв от 00.00.0000 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление А1 земельного участка из земель населенных пунктов, зоны объектов садоводства и дачного хозяйства СХ-2, площадью 1500 кв.м с местоположением: Х, в районе СПК «Березка-2»; на А6 возложена обязанность по выполнению кадастровых работ в целях образования земельного участка.
00.00.0000 года между ДМИЗО администрации Х и А1 заключен договор аренды У, согласно которому последнему предоставлен в аренду на срок до 00.00.0000 года земельный участок с кадастровым номером У площадью У кв.м, для использования в целях ведения садоводства.
00.00.0000 года А1 на основании договора уступки прав аренды земельного участка уступил права по договору аренды А2 Договор уступки прав зарегистрирован в ЕГРН 00.00.0000 года.
00.00.0000 года подписано дополнение к договору аренды У от 00.00.0000 года, согласно которому в договор аренды внесены изменения в отношении арендатора – вместо «А1» читать «А2».
Разрешая спор по существу, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Х о признании незаконным распоряжения администрации Х от 00.00.0000 года. У-недв «О предварительном согласовании предоставления земельного участка А1», признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером У, заключенного 00.00.0000 года между ДМИЗО администрации Х и А1
Принимая решение, суд исходит из того, что предоставление земельного участка согласовано с нарушением закона. Так, к числу гарантий государственной поддержки инвалидов относится положение ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем, ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на данных лиц, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Между тем, А1 нуждающимся в жилом помещении не являлся, в администрации Х (по месту регистрации) на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял, проживал и был зарегистрирован в квартире общей площадью У кв.м, расположенной по адресу: Х – У со своей сестрой – А7, являющейся собственником указанного жилого помещения, и ее сыном – А8 Доказательств обратного, а также доказательств наличия оснований для постановки А1 на учет нуждающихся в жилом помещении в материалы дела не представлено. Между тем, ответчику неоднократно предлагалось представить суду доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимости не является безусловным основанием для признания А1 нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, суд считает также необходимым признать недействительными договор об уступке прав от 00.00.0000 года, заключенный между А1 и А2, дополнение к договору аренды, подписанное 00.00.0000 года А2 и ДМИЗО администрации Х.
На основании ч. 2 ст. 167 ГК РФ суд считает необходимым применить последствия недействительности ничтожных сделок, возложив на А2 обязанность передать ДМИЗО администрации Х земельный участок с кадастровым номером У.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными. Так, в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащем защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало либо должно было узнать о начале ее исполнения. Как следует из искового заявления, пояснений стороны истца, данных в судебных заседаниях, обстоятельства незаконности предоставления на основании договора аренды земельного участка А1 стали известны в результате проведения проверки в июле 2016 года. С настоящим исковым заявлением прокурор Х обратился в суд в июне 2017 года, то есть в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Х в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Х, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х, А1, А2 о признании незаконным распоряжения, признании недействительным договора аренды земельного участка и дополнения к нему, соглашения о передаче прав и обязанностей, применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение распоряжения администрации Х У-недв от 00.00.0000 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка А1».
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 00.00.0000 года У, заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношении администрации Х и А1, в отношении земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, в районе СПК «Березка-2».
Признать недействительным договор от 00.00.0000 года об уступке прав по договору аренды от 00.00.0000 года У, заключенный между А1 и А2.
Признать недействительным дополнение к договору аренды от 00.00.0000 года У, подписанное 00.00.0000 года А2 и Департаментом муниципального имущества и земельных отношении администрации Х.
Возложить на А2 обязанность передать Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х земельный участок с кадастровым номером У, расположенный по адресу: Х, в районе СПК «Березка-2».
Решение может быть обжаловано в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 00.00.0000 года.