Дело № 2а-2425/20
УИД 63RS0044-01-2020-001031 -50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием представителя административного истца Першиной Е.В.,
представителя административного ответчика Герешко Ю.П.,
представителя заинтересованного лица Баграмян Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2425/2020 по административному иску Конахиной Екатерины Васильевны к ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, заинтересованному лицу: УФНС по Самарской области об оспаривании отказа в удовлетворении требований об уменьшении суммы налога,
установил:
Конахина Е.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском к ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары об оспаривании отказа в удовлетворении требования об уменьшении суммы налога, в обоснование требований указав, что 29.11.2019 года она обратилась в Управление ФНС России по Самарской области с заявлением об уменьшении суммы налога за 2016 год. Заявление было передано на рассмотрение в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары. Ответом ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №@ в уменьшении суммы налога отказано. С отказом истец не согласна, поскольку решением Самарского областного суда от 22.09.2017 года установлен факт технической ошибки в форме завышения кадастровой стоимости и установлена новая кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов налогообложения с кадастровыми номерами № (было <данные изъяты> руб., стало <данные изъяты> руб.) и № (было <данные изъяты> руб., стало <данные изъяты> руб.). По заявлению ответчика судебным приказом мирового судьи взыскана задолженность по налогу на имущество за 2015-2016 годы в размере <данные изъяты> руб., исчисленного по завышенной кадастровой стоимости. 27.11.2018 задолженность списана с ее счета. Определением от 29.11.2018 судебный приказ отменен. В 2019 году ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары удалила в личном кабинете указание на задолженность по налогу за 2016 год, появилась отметка о наличии переплаты в размере <данные изъяты> рублей. 26.02.2019 она обратилась с требованием о возврате излишне уплаченного налога в указанном размере, 27.02.2019 сумма налога поступила на ее счет. В ноябре 2019 года сведения о наличии задолженность по налогу на имущество за 2016 год вновь появились в личном кабинете. Ответом ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №@ в уменьшении суммы налога отказано, что незаконно, поскольку перерасчет, влекущий увеличение ранее уплаченных налогов, не допускается. Кроме того, изменение кадастровой стоимости объекта вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом государственного кадастрового учета, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка. Поскольку произведена переоценка кадастровой стоимости по причине технической ошибки, имеются основания для уменьшения суммы налога на имущество за 2016 год. Просит признать отказ ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары в уменьшении налога на имущество за период 2016 года, выразившийся в письме от 13.12.2019 г. № 10-18/21 785@, незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающими ее права, свободы и законные интересы. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем уменьшения налога на имущество за период 2016 года в личном кабинете налогоплательщика, исходя из установленной кадастровой стоимости в отношении объектов: нежилое помещение общей площадью 836,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, 2 подвальный этаж, поз. № кадастровый №; нежилое помещение общей площадью 915, 6 кв.м, 1 этаж подвальный, помещения № по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Першина Е.В., действующая на основании доверенности от 10.08.2020 и ордера от 29.09.2020, заявленные административные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные содержанию административного искового заявления. Дополнила, что в 2017 года Конахина Е.В. оспаривала кадастровую стоимость объектов недвижимости. О возврате налогов обратилась в 2018 году, с 2015 г. имеет право на перерасчет. В 2019 году обратилась с заявлением о перерасчете за 2016 г. Полагает, что в соответствии с п. 15 ст. 338.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости вследствие технической ошибки, является основанием для перерасчета налога.
Представитель административного ответчика Герешко Ю.П., действующая на основании доверенности от 13.01.2020, заявленные требования не признала и пояснила, что Конахиной Е.В. пропущен срок оспаривания отказа в перерасчете налога. Поскольку заявление об установлении кадастровой стоимости было подано в Самарский областной суд 27.09.2017, то данная кадастровая стоимость для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2017, в соответствии с положениями статей 52, 403 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ с 01.01.2019, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в КГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019. Поскольку все юридически значимые действия были совершены Конахиной Е.В. до 01.01.2019, основания для перерасчета налога за 2016 год отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Баграмян Т.Б., действующий на основании доверенности от 27.01.2020, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку истец оспаривала не техническую ошибку, а обращалась с иском об изменении кадастровой стоимости объектов.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Как следует из ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Конахина Е.В. оспаривает отказ ИФНС Железнодорожного района г.Самары в перерасчете налога на имущество от 13.12.2019 года. Административное исковое заявление направлено в суд, согласно почтовому конверту, 12.03.2020 года (л.д. 8), то есть своевременно.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С 01.01.2019 в Налоговый кодекс РФ внесены изменения.
Согласно пп. «а» п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", абз. 5 п. 2 ст. 403 НК РФ, с 01.01.2019 в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Как установлено в судебном заседании, административный истец Конахина Е.В. является собственником ? доли нежилых помещений: общей площадью 836,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, 2 подвальный этаж, поз. №, кадастровый №; общей площадью 915, 6 кв.м, 1 этаж подвальный, помещения № по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 кадастровая стоимость помещения № установлена <данные изъяты> руб., помещения № - <данные изъяты> руб.
Решением Самарского областного суда от 22.09.2017 года по административному иску Конахиной Е.В., Пахомова В.В. установлена кадастровая стоимость:
- нежилого помещения с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей;
- нежилого помещение с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей (л.д. 129-133).
Таким образом, кадастровая стоимость нежилых помещений была оспорена Конахиной Е.В. в 2017 году, и изменена решением суда в 2017 году, что в соответствии с требованиями действовавшего законодательства являлось основанием для перерасчета суммы налога на имущество за 2017 год и данное требования закона налоговым органом было исполнено.
В связи с установлением новой кадастровой стоимости на объекты недвижимости указанным решением в 2017 году, 29.11.2019 Конахина Е.В. обратилась в УФНС России по Самарской области с заявлением о перерасчет налога на имущество за 2016 год (л.д. 28-29).
Однако, как указано выше, положения п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 НК РФ в новой редакции, в силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ, подлежат применению к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019 года.
Таким образом, ответом от 13.12.2019 года № 10-18/21785С административным ответчиком обоснованно отказано в удовлетворении заявления, поскольку новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Данная позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06 2019 N 1565-0 и от 19.12.2019 N 3562-0), Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 45-0, согласно которым, с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, пункт 1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403), предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 01.01.2019 в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 N 334 ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты "а", "б" пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а следовательно, оспариваемое законоположение, регулирующее вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, не нарушает конституционных прав налогоплательщиков.
Доводы административного истца о наличии технической ошибки судом отклоняются, поскольку административный истец не обращалась с заявлением об исправлении технической ошибки. Решением Самарского областного суда по требованию Конахиной Е.В. изменена кадастровая стоимость объектов налогообложения, а не устранена описка, опечатка либо иная ошибка. Кроме того, на наличие технической ошибки при рассмотрении дела административный истец не ссылалась, не содержится такой вывод и в мотивировочной части решения Самарского областного суда.
Доводы административного истца о том, что перерасчет, влекущий увеличение ранее уплаченных налогов не допускается, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку в данном случае сумма налога за 2016 год административным истцом не уплачена до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Конахиной Е.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Конахиной Екатерины Васильевны о признании незаконным отказа ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №@ в перерасчете суммы налога за 2016 год - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 января 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь