Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-24/2021 (2-4348/2020;) ~ М-3921/2020 от 05.08.2020

Дело № 2-24\21

      РЕШЕНИЕ

       Именем Российской Федерации

      31 марта 2021 года                                                                        г.о. Щелково

      Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

      при секретаре судебного заседания Павловой М.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ» обратившегося в суд в интересах жителей поселков Краснознаменский, Образцово, деревни Васильевское, Щелковского района Московской области к Копица ФИО11, Копице ФИО12 о признании права отсутствующим, понуждении собственника земельного участка к внесению уточнений в сведения ЕГРН о координатах и площади земельного участка с учетом исключения территории занимаемой береговой полосой, обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, сносе самовольных строений, взыскании судебных расходов,

         иску Администрации городского округа Щелково, Московской области обратившейся в качестве третьего лица заявляющего самостоятельные требования к Копица ФИО13, Копице ФИО14 о признании строений самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки,

                                           У С Т А Н О В И Л:

Истец Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ», далее - МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ», уточнив исковые требования, обратилась в Щелковский городской суд в интересах жителей поселков Краснознаменский, Образцово, деревни Васильевское, Щелковского района Московской области с иском к ответчикам о признании права отсутствующим, понуждении собственника земельного участка к использованию земельного участка в соответствии с установленными ограничениями и внесению изменений в сведения ЕГРН об ограничениях, сносе самовольных строений (л.д.231 Том1).

В обоснование заявленных требований указано, что в МОБО «ОЗПП и ООС «ПРИНЦИПЪ», обратились жители посёлков Краснознаменский, Образцово, деревни Васильевское, Щёлковского муниципального района, Московской области, с заявлением в связи с незаконной капитальной застройкой на землях сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведения личного подсобного хозяйства», находящегося на территории прибрежной защитной полосы и частично береговой полосы реки Клязьма, которая является территорией общего пользования.

В частности, было установлено, что незаконная капитальная застройка производиться на земельном участке с кадастровым номером , который частично расположен на территории береговой полосы реки Клязьма и полностью на территории прибрежной защитной полосы р.Клязьма.

В январе, феврале 2020 г., по факту нарушений законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером: принадлежащего ответчикам, жителями посёлков Краснознаменский, Образцово, деревни Васильевское, Щёлковского муниципального района, Московской были направлены коллективные обращения в Комитет по имущественным отношениям землепользованию Московской областной думы, Главе городского округа, в Совет депутатов городского округа Щёлково.

По факту вышеуказанных обращений жителей Главным Управлением Государственного строительного надзора Московской области 31 января 2020 г. была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что собственником спорного земельного участка ведется капитальное строительство, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, в нарушение ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома отсутствует.

Кроме этого, 17.03.2020 года в ходе выездной проверки, проведенной Главным Управлением Государственного административно - технического надзора Московской области также были выявлены признаки, указывающие на ранее проведенные земляные работы береговой полосы в пойме реки Клязьма со стороны пос. Краснознаменский городского округа Щёлково, Московской области. Участок с кадастровым номером огорожен забором, забор частично установлен на территории береговой полосы реки Клязьма.

Собственниками земельного участка с кадастровым номером при проведении строительных, земляных работ навалы размываемых грунтов размещены на территории прибрежной защитной полосы реки, более того имеет место сброс грунтов непосредственно в реку. При проведении строительных и земляных работ в границах водоохранной зоны реки Клязьма собственником земельного участка использовались строительная техника и автотранспортные средства, движение и стоянка которых осуществлялись вне дорог и специально оборудованных площадок с твёрдым покрытием.

И поскольку, в соответствии с ч.2,8 ст. 6 Водного кодекса РФ Береговая полоса реки - территория общего пользования, каждый гражданин вправе иметь свободный доступ к водным объектам общего пользования, находиться и передвигаться по береговой полосе (без использования механических транспортных средств), с учетом уточнений (л.д.231 Том1), истец просит суд признать отсутствующим право собственности ответчиков на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Обязать ответчиков внести уточнения в сведения ЕГРН о координатах и площади спорного земельного участка с учетом исключения территории занимаемой береговой полосой, обязать использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, а также обязать ответчиков снести все капитальные строения, возведенные на земельном участке, и взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по проведению экспертизы в сумме 40 000 рублей.

Привлеченная в качестве третьего лица на стороне истца, в порядке ст. 42 ГПК РФ - Администрация городского округа Щелково, Московской области, также заявила самостоятельный иск к Копица Р.З., Копице В.И. о признании строения, расположенного на земельном участке ответчиков, а именно нежилого здания – хозяйственной постройки площадью 383,5 кв.м. с кадастровым номером самовольной постройкой, и обязании ответчиков снести самовольную постройку (л.д.25-28,Том 2).

В обоснование доводов указано, что 31.07.2020 Отделом муниципального земельного контроля Администрации г.о. Щёлково была проведена внеплановая выездная и документарная проверка соблюдения ответчиками земельного законодательства, о чем составлены соответствующие акты от 31.07.2020 , по результатам которой было установлено, что на земельном участке ответчиков находится объект капитального строительства из кирпича, площадью около 442 кв.м., имеющий 2 этажа и обладающий признаками жилого дома, что не соответствует целевому назначению земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственной деятельности без права возведения объектов капитального строительства.

В этой связи, ответчикам было выдано предписание об устранении в срок до 29 января 2021 года выявленных нарушений требований земельного законодательства. 10.09.2020 двухэтажное здание поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , площадью 383,5 кв.м, наименование: хозяйственная постройка.

Вместе с тем, установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения земельного законодательства не устранены, на земельном участке с кадастровым номером продолжает располагаться объект капитального строительства не соответствующий категории и целевому назначению земли.

В связи с изложенным, и с учетом уточнений требований третьего лица заявляющего самостоятельные требования, Администрация г.о. Щелково просит суд:

        - признать нежилое здание – хозяйственную постройку с кадастровым номером площадью 383,5 кв.м, нежилое здание– хозяйственную постройку с кадастровым номером , площадью 55,2 кв.м, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1917 кв.м. по адресу: <адрес>, самовольными постройками;

       - обязать Копица ФИО15 Копицу ФИО16 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек – нежилых зданий с кадастровым номером площадью 383,5 кв.м, с кадастровым номером площадью 55,2 кв.м, находящихся на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1917 кв.м. по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» и представитель третьего лица заявляющего самостоятельные требования Администрации г.о. Щелково, действующие на основании доверенностей, подержали заявленные требования с учетом уточнений исков просили удовлетворить в полном объеме.

             Ответчики - Копица В.И., Копица Р.З. и их представитель по доверенности Деменков Ф.А., в судебном заседании против удовлетворения исков возражали, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск и дополнении к иску, просили отказать в полном объеме.

               Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Галактионова В.В. – Шелудяков А.А., в судебном заседании против удовлетворения исков возражал, просил отказать по основаниям указанным в письменном отзыве и дополнениям к отзыву на иск, полагал также, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с указанным иском.

             Представители третьих лиц - Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по М.О., Управления Роспотребнадзора по Московской области, Территориального Управления Росимущества в Московской области, Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в суд не явились, извещены.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии со ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и пруды.

В силу ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 6 ст.6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, согласно которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Из данной нормы следует, что пруд может находиться в частной собственности лишь тогда, когда он полностью располагается в границах земельного участка, окружен землей со всех сторон, в отсутствие поверхностной гидравлической связи такого объекта с иными поверхностными водными объектами.

На основании ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер водохранилищ и на которые устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с ч.2, п.3 ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности объектами в составе водного фонда.

Согласно ст.102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.

Пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», также установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования, к которым относятся улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие.

В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно абз.4 ст.52 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

        Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что ответчикам Копица Р.З. и Копица В.И. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1917 кв.м., категория земель: - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.06.2020 г.№ и дата госрегистрации права № орт 30.01.2020г. Указанный участок имеет обременение (ипотека), которое установлено 30.01.202о г. в пользу Галактионова ФИО17 до полного расчета (л.д.96-99).

Также установлено, что фактическому пользованию земельный участок с кадастровым номером и смежный земельный участок с кадастровым номером объединены в один объект, территория которого огорожена по периметру забором. Общая площадь объекта в границах существующего ограждения составляет 2434 кв.м. Доступ на земельный участок осуществляется через проезд, расположенный с восточной (земельный участок с кадастровым номером ). Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, исследуемый участок включен в Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ): зона охраны природных объектов - прибрежная защитная полоса реки Клязьма, реестровый номер зоны по сведениям ЕГРН площадь пересечения с зоной составляет 1735 кв.м., процент пересечения - 90.5 процента; зона охраны природных объектов - водоохранная зона реки Клязьма, реестровый номер: Площадь пересечения: 1917 кв.м., процент пересечения: 100%.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Статьей 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 названного Закона общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Как следует из Устава МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ", целью ее деятельности является в том числе охрана окружающей среды, для достижения чего организация обращается в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду: подает в органы государственной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (пункты 2.1, 2.2).

Согласно установленным судом обстоятельствам и материалам дела МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, и наделена правом на обращение в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в силу приведенных выше норм права, что также согласуется с уставными целями организации.

Так, МОБО «ОЗПП и ООС «ПРИНЦИПЪ», в связи с обращением жителей посёлков <данные изъяты>, о незаконной капитальной застройкой на землях сельскохозяйственного назначения на территории прибрежной защитной полосы и частично береговой полосы реки <данные изъяты>, которая является территорией общего пользования было установлено, что незаконная капитальная застройка производится на земельном участке с кадастровым номером , который частично расположен на территории береговой полосы реки <данные изъяты> и полностью на территории прибрежной защитной полосы р.<данные изъяты>

По факту обращений вышеуказанных жителей Главным Управлением Государственного строительного надзора Московской области 31 января 2020 г. проведена выездная проверка, в ходе которой было установлено, что собственником земельного участка ведется капитальное строительство, а также выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами, уведомление о строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома в нарушение ст. 51.1 ГрК РФ отсутствовало.

Кроме этого, 17.03.2020 года в ходе выездной проверки, проведенной Главным Управлением Государственного административно - технического надзора Московской области были выявлены признаки, указывающие на ранее проведенные земляные работы береговой полосы в пойме реки <данные изъяты> со стороны <данные изъяты>

В свою очередь Отделом муниципального земельного контроля Администрации городского округа Щёлково 31.07.2020г. была проведена внеплановая выездная и документарная проверка соблюдения ответчиками земельного законодательства, о чем составлены соответствующие акты от 31.07.2020

По результатам проведенной проверки было установлено, что на спорном земельном участке находится объект капитального строительства из кирпича, площадью около 442 кв.м, имеющий 2 этажа и обладающий признаками жилого дома, что не соответствует целевому назначению земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственной деятельности без права возведения объектов капитального строительства. В этой связи, ответчикам было выдано предписание об устранении в срок до 29 января 2021 года выявленные нарушения требований земельного законодательства.

10.09.2020 г. двухэтажное здание поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера площадью 383,5 кв.м, наименование: хозяйственная постройка.

До настоящего времени выявленные нарушения земельного законодательства не устранены, на земельном участке с кадастровым номером продолжают располагаться объекты капитального строительства не соответствующие категории и целевому назначению земли.

С целью проверки требований истца и третьего лица заявляющего самостоятельные требования, о наличии в составе спорного земельного участка ответчиков водных объектов и возведенных капитальных строений, по делу были проведены судебная землеустроительная и строительная экспертизы.

По результатам обследования проведенных геодезических измерений экспертом ФИО31. установлено, что исследуемый земельный участок с кадастровым номером расположен в едином ограждении с земельным участком с кадастровым номером , не являющимся объектом экспертизы. Общая площадь земельного участка внутри фактических ограждений составляет 2 435 кв.м. Часть земельного участка с кадастровым номером площадью 558 кв.м расположена в береговой полосе р. Клязьма. Часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 735 кв.м попадает в границы зоны с особыми условиями использования территории – Прибрежная защитная полоса. Часть земельного участка с кадастровым номером площадью 182 кв.м, не попадающая в границы зоны с особыми условиями использования территории – Прибрежная защитная полоса. В границах земельного участка с кадастровым номером расположены два объекта недвижимости, фактические границы которых совпадают с их реестровыми границами. В соответствии со сведениями ЕГРН данными объектами являются двухэтажное нежилое здание (наименование: хозяйственная постройка) площадью 383,5 кв.м с кадастровым номером и одноэтажное нежилое здание (наименование: хозяйственная постройка) площадью 55,2 кв.м с кадастровым номером (л.д.289-292 Том 1).

Экспертом ФИО32 также установлено, что по фактическому пользованию земельный участок с кадастровым номером и смежный земельный участок с кадастровым номером объединены в один объект, территория которого огорожена по периметру забором. Общая площадь объекта в границах существующего ограждения составляет 2434 кв.м. При сравнении геодезической съемки исследуемого объекта со сведениями о координатах участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости установлено, что фактические границы участка с западной стороны смещены на расстояние от 0,4 до 2.7 метров от границ объекта по сведениям ЕГРН и накладываются (пересекаются) на границы участка с кадастровым номером (земли общего пользования), площадь наложения составляет 27 кв.м. (линия на плане <данные изъяты> см. Приложение 2). Выявленное наложение связано с тем, что по сведениям ЕГРН участок имеет изломанный контур, в то время как фактически собственником участка установлен забор по одной линии со смежными участками, уточнения местоположения границ исследуемого участка по фактическому пользованию не требуется.

Обследование показало, что границы земельного участка с кадастровым номером входят в пределы следующих зон реки <данные изъяты>:

- береговой полосы шириной 20 м;

- прибрежной защитной полосы шириной 50 м;

- водоохраной зоны реки шириной 200 м.

Площадь пересечения границ испрашиваемого земельного участка:

- с водоохраной зоной р. <данные изъяты> -1917 кв.м. (реестровый номер зоны по сведениям ЕГРН:

- с 50-метровой прибрежной защитной полосой р. <данные изъяты>- 1735 кв.м. (реестровый номер зоны

- с 20 -метровой береговой полосой -558 кв.м.

Также экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером образован путем объединения трех земельных участков с кадастровыми номерами на основании Решения собственников участков Копица В.И. и Копица Р.З. об объединении земельных участков от 22 января 2020 года. Реестровые границы земельного участка с кадастровым номером ранее входили в состав границ объекта с кадастровым номером общей площадью 27959 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 207),

Участок с кадастровым номером был образован из объекта с кадастровым номером , который выделен в АОЗТ агрофирма «ФИО33» Проектом перераспределения земель АОЗТ агрофирма «ФИО34 утвержденного Постановлением Главы Щелковского района МО от 22.12.1995 (дата постановки на кадастровый учет - 18.09.2008г).

По сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером расположены два капитальных объекта недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН: двухэтажное нежилое здание (хозяйственная постройка) площадью 383.5 кв.м. с кадастровым номером и нежилое здание (хозяйственная постройка) с кадастровым номером площадью 55.2 кв.м.

Экспертом также установлено, что здание с кадастровым номером внесенное в ЕГРН как хозяйственная постройка по архитектурно-планировочному решению комнат и помещений имеет признаки жилого дома.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково, (Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов городского поселения Щелково от 26 декабря 2017 года N 669-68/172-НПА, официальный источник: http://shhyolkovo.ru/normativnye-dokumenty) участок расположен к зоне СХ-3, предназначенной для сельскохозяйственного производства.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН - Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках 1.16. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07 июля 2003 г № 112-ФЗ).

Таким образом, участок с кадастровым номером является полевым без права строительства на нем зданий и сооружений, следовательно, все строения, расположенные на участке, не могут быть узаконены без изменения целевого назначения участка.

В результате проведенного обследования объекта исследования – здания с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером , установлено, что общее фактическое состояние конструкций здания характеризуется как исправное.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

У суда не имеется оснований не доверять заключениям экспертов, поскольку они логичны и соответствуют материалам дела. Суд принимает в качестве доказательства заключения экспертиз, так как эксперты дали конкретные ответы на поставленные судом вопросы, в заключениях подробно изложена исследовательская часть экспертизы, из которой видно в связи с чем эксперты пришли к таким выводам, эксперты предупреждены по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Документы, подтверждающие квалификацию экспертов, приложены к заключению.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что результаты судебных экспертиз полностью согласуются с представленными в материалах дела результатами проверок соблюдения ответчиками земельного и водного законодательства.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судом установлено, что на дату образования спорного земельного участка на его поверхности частично находился водный объект река Клязьма, которая находится в федеральной собственности, постольку земельные участки, на которых находятся водные объекты, относятся к землям водного фонда, на которых не осуществляется образование земельных участков для последующей передачи в частную собственность в силу закона.

          Таким образом, в силу прямого указания закона, спорный земельный участок образованный путем объединения трех земельных участков, расположенный частично в границах акватории водного объекта общего пользования и его береговой полосы, образован с нарушением природоохранного, земельного и водного законодательства, то сведения о нем подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости в виду прекращения существования указанного объекта недвижимости, поскольку в существующем виде он не мог быть передан в частную собственность, сформирован и поставлен на кадастровый учет.

И поскольку, земельный участок ответчиков был образован с нарушением водного и земельного законодательства, его образование является недействительным, суд находит требования истца об исключении сведений о земельном участке из единого государственного реестра недвижимости (ранее ГКН) обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В данном случае, суд полагает, что право Российской Федерации и неопределенного круга лиц может быть защищено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в абз.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума ВАС №22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Исходя из того, что земельные участки из которых образован земельный участок ответчиков был сформирован и поставлен на кадастровый учет как единый объект землепользования без определения границ земельных участков без водного объекта и его береговой полосы, требования истца о признании отсутствующим права собственности ответчиков на спорный земельный участок также подлежит удовлетворению, в связи с чем образование земельного участка ответчиков является недействительным, а право отсутствующим.

В силу положений ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Так, в соответствии с Генеральным планом городского поселения Щёлково от 26.12.2017 № земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1917 кв.м. расположен за границей населенного пункта, имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2013 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области от 26.12.2017г. № , земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне: СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства.

Согласно Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 на земельных участках с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства» на полевых участках 1.16 разрешено – производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Как следовало из актов проверки в рамках муниципального земельного контроля следов сельскохозяйственной деятельности, либо иного вида деятельности, связанной с сельскохозяйственной на территории земельного участка не выявлено.

То обстоятельство, что спорное строение имеет признаки жилого дома, а также планируется в дальнейшем использоваться ответчиками для этих целей подтверждается направленным ранее Копицей Р.З. в лице совместной собственности с Копицей В.И. обращениями в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) с целью заключения об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (заключение № ; в войсковую часть ( ответ от 19.02.2020 ), по вопросу согласования строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ; в <данные изъяты> по вопросу заключения по согласованию размещения/строительства/реконструкции объекта – жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (ответ от 19.02.2020); в Московско-окское территориальное управление по вопросу согласования осуществления деятельности по строительству жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (ответ от ) в ходе которых рассмотрены обращения Копицы Р.З., и строительство жилого дома согласовано.

Также, 17.01.2020 Копица Р.З. обращалась в Администрацию городского округа Щёлково с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером (ныне объединен в земельный участок с кадастровым номером ) садового дома, площадью застройки 36 кв.м, однако уведомлением от 21.01.2020 № в согласовании строительства отказано.

При этом обращается внимание, что согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании, тогда как возведенный ответчиками объект по своим конструктивным характеристикам не является зданием сезонного использования для временного пребывания.

Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

В силу статьи 72 ЗК РФ и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.

Учитывая, что спорные строения с кадастровым номером , площадью 383,5 кв.м, и номером , площадью 55,2 кв.м, возведены на земельном участке, вид разрешенного использования и категория земель которого не допускает строительство на нем объектов индивидуального жилищного строительства, данные строения являются самовольными постройками, в связи с этим ответчики как лица, осуществившее строительство, и собственники земельного участка, использующие участок с нарушением вида разрешенного использования несут все неблагоприятные последствия, в том числе и обязательства по сносу таких объектов.

Как следует из п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

С учетом вышеизложенного, и признания права собственности ответчиков на спорный земельный участок отсутствующим, исковые требования МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» в части требований о понуждении собственников земельного участка к внесению уточнений в сведения ЕГРН о координатах и площади земельного участка с учетом исключения территории занимаемой береговой полосой, обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования подлежат отклонению.

Суд также не соглашается с доводами третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно которым к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Таким образом, с учетом требований закона об общедоступности водных объектов и специфики их владения Российской Федерацией, исключающей возможность владения данными объектами иными лицами, истцом предъявлен иск, который по своему характеру не является виндикационным, а носит негаторный характер, поскольку удовлетворение данного иска в полной мере восстанавливает нарушенное право Российской Федерации и потребность в иных способах защиты отсутствует, соответственно в силу ст. 208 ГК РФ на заявленные истцом исковые требования, исковая давность не распространяется.

          В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, в пользу МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» с ответчиков в равных долях подлежат взысканию расходы по оплате экспертизы в размере 40 000 рублей, а в пользу эксперта ИП ФИО35. подлежат расходы по оплате дополнительной экспертизы в сумме 45000 рублей.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» - удовлетворить частично.

Иск третьего лица Администрации городского округа Щелково, Московской области обратившейся в качестве третьего лица заявляющего самостоятельные требования к Копица ФИО18 Копице ФИО19 о признании строения самовольной постройкой и обязании снести самовольные постройки- удовлетворить.

Исключить из Единого государственного кадастра недвижимости записи государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Признать отсутствующим право собственности Копица ФИО20, Копицы ФИО21 на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Признать нежилое здание – хозяйственную постройку с кадастровым номером площадью 383,5 кв.м, нежилое здание– хозяйственную постройку с кадастровым номером площадью 55,2 кв.м, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1917 кв.м. по адресу: <адрес>, самовольными постройками.

          Обязать Копица ФИО22 Копицу ФИО23 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек – нежилых зданий с кадастровым номером площадью 383,5 кв.м, с кадастровым номером , площадью 55,2 кв.м, находящихся на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1917 кв.м. по адресу: <адрес>

Исковые требования МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» в части требований о понуждении ответчиков к внесению уточнений в сведения ЕГРН о координатах и площади земельного участка с кадастровым номером с учетом исключения территории занимаемой береговой полосой, обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Копица ФИО24, Копицы ФИО25 равных долях в пользу МОБО «ОЗПП и ООС «ПринципЪ» расходы по экспертизе в размере 40 00 рублей.

       Взыскать с Копица ФИО26, Копицы ФИО27 в равных долях в пользу в пользу эксперта ИП ФИО36 за проведение дополнительной экспертизы 45000 рублей.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Копица ФИО29, Копицы ФИО30 на вышеуказанный земельный участок и снятия его с кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий судья                                                 Разумовская Н.Г.

2-24/2021 (2-4348/2020;) ~ М-3921/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ"
Ответчики
Копица Владимир Иванович
Копица Резеда Заитовна
Другие
Галактионов Валерий Владимирович
Администрация городского округа Щелково Московской области
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по М.О.
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
Управление Роспотребнадзора по Московской области
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Разумовская Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Подготовка дела (собеседование)
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
21.12.2020Производство по делу возобновлено
24.12.2020Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
17.01.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.03.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее