РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.12.2019 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лещенко Л.A.
при участии адвоката Медведева Д.В.,
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4227/19 по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Коврову Максиму Юрьевичу о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, ссылаясь на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществляется контроль устранения нарушений, связанных с размещением строительных отходов по адресу адрес На земельном участке, по вышеуказанному адресу, Ковров М.Ю. организовал размещение отходов в виде лома дорожного полотна автомобильных дорог, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома бортовых камней, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме и отходов строительного щебня незагрязнённого. Часть данных отходов складируется навалом в виде куч на почве ориентировочно размером 3-4 м и высотой 1,5 м. Также отсыпана грунтовая дорога в длину ориентировочно 300 м, высотой около 30 см и в ширину 5-6 м. По результатам рассмотрения материалов проверки Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара Ленинским районным судом г. Самары вынесено постановление от 12.12.2018 года по делу об административном правонарушении. Согласно данному постановлению Ковров М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 тыс. руб. Решением Самарского областного суда от 17.01.2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника Коврова М.Ю. - без удовлетворения. Согласно расчёту размера вреда, составленного сотрудниками Департамента, который причинен почвам как объекту охраны окружающей среды в результате административного правонарушения, совершенного Ковровым М.Ю. ущерб составляет 1950000 рублей. Просит суд обязать Коврова М.Ю. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок по адресу: адрес от незаконно размещённых на нём отходов.
Определением суда от 13.11.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, был привлечен СДК «Авиатор».
В ходе рассмотрения дела Самарская межрайонная природоохранная прокуратура уточнили исковые требования, просят суд обязать Коврова Максима Юрьевича (дата года рождения, уроженца адрес, паспорт серия №... №..., зарегистрированного по адресу: адрес) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок по адресу: адрес от незаконно размещенных на нем отходов в виде лома дорожного полотна автомобильных дорог, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, боя строительного кирпича, лома бортовых камней, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, отходов строительного щебня незагрязненных.
В судебном заседании представитель истца Шинкарев А.И., действующий на основании служебного удостоверения ТО № 257610, выданного 26.09.2019 года, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании ответчик Ковров М.Ю., и его представитель Петров И.К., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, возражали против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме, по основаниям письменного возражения. Ответчик суду пояснил, что штраф по административному делу он оплатил. За счет собственных средств приобретал отходы, отгруженные на заявленном в иске участке дороги. Считает, что факт того что, данные отходы являются опасными для окружающей среды истцом не доказан. Проводить экспертизу не намерен.
В судебном заседании представитель третьего лица, Департамента городского хозяйства и экологии Самарской области Лабуз В.Н., действующий на основании доверенности № 835-юр от 17.12.2019 года, полагал уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что в соответствии с методикой исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденного Приказом Минприроды России № 238 от 08.07.2010 года, было установлено, что класс опасности отходов производства и потребления определен согласно примечанию в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года № 242, экспертиза не проводилась. Полагает, что факт размещения ответчиком опасных отходов в месте, не предназначенном для их размещения, на территории адрес в нарушение ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основанием для удовлетворения иска.
В судебном заседании представитель третьего лица СДК «Авиатор» Фещенко В.В., действующий на основании протокола № 1 общего отчетно-выборного собрания от 25.03.2018 года, оставил рассмотрение спора на усмотрение суда, пояснив, что указанные в иске отходы не были предоставлены СДК «Авитатор».
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании представления Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства по вопросу сброса отходов производства и потребления на адрес №... от 11.09.2018 года Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара 16.09.2018 года выдано задание на проведение планового мероприятия по контролю обследования ( осмотра) № 108, которое было поручено главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Дунаевой Е.В.
18.09.2018 года главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Дунаевой Е.В. был составлен акт по результатам проведения мероприятия по контролю №... от 18.09.2018 года, из которого следует, что в ходе осмотра территории адрес установлено наличие строительных отходов между дачными участками №... на адрес на грунтовую дорогу, а также на земельные участки вне границ данной дороги. Отходы в виде строительного мусора (бой строительного кирпича, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лом бортовых камне, щебень). Часть данный отходов расположена в виде куч на почве, ориентировочно 3-4 метра в диаметре и в высоту около 1,5 метра, а также осыпана дорога в длину ориентировочно около 300 метров (около 430 шагов). Высота отсыпанной дороги составляет не ровную поверхность, 20-30 сантиметров и шириной от 3 до 6 метров. Цель использования земельного участка предназначена для ведения садоводства, дачного хозяйства.
08.10.2018 года главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Дунаевой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении №... в отношении Коврова М.Ю. по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Ленинского районного суда г. Самара от 12.12.2018 года Ковров М.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Решением Самарского областного суда от 17.01.2019 года постановление Ленинского районного суда г. Самара от 12.12.2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника Коврова М.Ю. без удовлетворения.
В соответствие со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Природная среда - совокупность компонентов природной среды (к примеру, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природных (к примеру, естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (к примеру, объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение).
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле).
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлёкшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
П. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» предусмотрено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причинённых убытков и (или) путём возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причинённого вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учётом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Оценив в совокупности представленные доказательства, материалы дела, пояснения сторон, суд полагает, что допущенные Ковровым М.Ю. нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно размещение отходов производства на территории садово дачного кооператива оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, ограничивают конституционное право граждан, проживающих и приезжающих на территорию г.о. Самара на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, несостоятельны доводы ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, при наличии жалобы гражданки Дениченко Е.В.
Довод ответчика о том, что у Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры не имеется доказательной базы в обоснование заявленного иска, так как указанные отходы к классу, отраженному в акте проверки, не относятся, вреда почвенному покрытию не создают, указанными отходами пользуются все дачники, с целью создания подъездных путей к земельным участкам, во избежание размыва грунтовой дороги в межсезонье, суд полагает необоснованными, поскольку они опровергаются вышеприведенными материалами дела.
Таким образом, суд полагает, что уточненные исковые требования заявлены обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Коврова Максима Юрьевича (дата года рождения, уроженца адрес, паспорт серия №..., зарегистрированного по адресу: адрес) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок по адресу: адрес от незаконно размещенных на нем отходов в виде лома дорожного полотна автомобильных дорог, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, боя строительного кирпича, лома бортовых камней, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, отходов строительного щебня незагрязненных.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда, с 24.12.2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2019 года.
Судья подпись Л.А. Лещенко
Копия верна.
Судья:
Секретарь: