Дело № 2- 4677/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2015 года Советский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Колывановой О.Ю., при секретаре Карповой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаврентьева М.П. к УО администрации Советского района г.Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Красноярска, Администрации школы-интерната о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Лаврентьев М.П. обратился с иском к УО администрации Советского района г.Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации Советского района г.Красноярска, Администрации школы-интерната о предоставлении специализированного жилищного фонда на условиях договора социального найма, мотивируя требования тем, что в силу закона лицами в возрасте старше 23 лет, ранее относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения приобретаются на основании решения суда.
В ходе судебного разбирательства в соответствии с ходатайством истца судом была произведена замена ненадлежащего ответчика (Администрация Советского района г.Красноярска) на надлежащего (Администрация г.Красноярска).
В судебном истец представитель администрации г.Красноярска Овчинников М.П. ( по доверенности) полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Истец, представители остальных ответчиков в суд не явились, уведомлены должным образом.
Суд, выслушав сторону ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 ФЗ о т 29.02.2012 года № 15-ФЗ действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего ФЗ и ЖК РФ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ.
В соответствии со ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Судом установлено, что Лаврентьев М.П. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, ДД.ММ.ГГГГ Лаврентьеву М.П. на его обращение Министерством образования и науки Красноярского края дан ответ об отсутствии законных оснований для постановки на учет нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей. В письме разъяснено право на получение консультации в районном отделе опеки и попечительства, в том числе, посредством уполномоченного представителя. ДД.ММ.ГГГГ УО администрации Советского района г.Красноярска в адрес Лаврентьева М.П. (отбывающего наказание по приговору суда в <данные изъяты>) направлен ответ на его обращение по обеспечению жильем, в котором разъяснено, что благоустроенные жилые помещения специализированного фонда по договору найма предоставляются однократно, за Лаврентьевым М.П. в установленном законом порядке в ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности его матери и бабушке, в ДД.ММ.ГГГГ квартира была продана. В связи с изложенными обстоятельствами заявителю рекомендовано обратиться в суд.
Из сведений <данные изъяты> следует, что Лаврентьев М.П. (в возрасте ДД.ММ.ГГГГ) арестован ДД.ММ.ГГГГ, осужден ДД.ММ.ГГГГ. к лишению свободы сроком на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. освобожден по амнистии, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. (в возрасте ДД.ММ.ГГГГ) арестован, осужден к лишению свободы по двум приговором на срок ДД.ММ.ГГГГ лишения свободы, освобожден ДД.ММ.ГГГГ. (в возрасте ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ. (в возрасте ДД.ММ.ГГГГ) арестован сроком на ДД.ММ.ГГГГ, освобожден ДД.ММ.ГГГГ. (в возрасте ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ. арестован, осужден, освобожден по отбытию срока ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. арестован, осужден, отбывает наказание в местах лишения свободы.
Из содержания искового заявления следует, что истец, имевший ранее статус ребенка-сироты, вправе после достижения возраста 23 лет рассчитывать на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда на основании судебного акта.
В судебном заседании представитель администрации г.Красноярска пояснил, что для реализации прав на получение дополнительных социальных гарантий в виде обеспечения жилым помещением законодательством установлен возрастной критерий - 23 года (для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей), а так же предусмотрен заявительный порядок обращения граждан. Основания для удовлетворения требований лиц, не заявивших о своей нуждаемости в получении жилого помещения и не принявших надлежащих мер по вопросу обеспечения жильем, отсутствуют. По достижении возраста 23 года данные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Истец не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста. До достижения 23 лет с заявлением о предоставлении ему жилого помещения истец не обращался. По данной категории лиц непосредственно до момента обращения гражданина с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, у уполномоченного органа не может возникнуть обязанности в предоставлении жилого помещения.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства, суд исходит из следующего.
Для предоставления жилья в предусмотренном ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядке, необходимо наличие у лица статуса лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа.
Названный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет вышеназванные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
При этом, учитывая, что социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, соответствующее жилье должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Поскольку Лаврентьев М.П. по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, не обращался (доказательств обратного суду не представил), то правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по указанному основанию не имеется.
Уважительных причин, которые объективно препятствовали его обращению в компетентные органы до достижения возраста 23 лет, не установлено.
Из анализа представленных документов следует, что 23 года истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец (достигший возраста ДД.ММ.ГГГГ) был освобожден из мест лишения свободы по окончанию срока отбытия наказания, арестован ДД.ММ.ГГГГ, в период между освобождением и заключением под стражу (в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) истец имел возможность лично подать заявление о постановке на учет. Кроме того, суд полагает, что нахождение истца под стражей и в исправительных учреждениях связи с назначением наказания в виде лишения свободы не свидетельствует об уважительности причины пропуска срока на обращение, поскольку истец не был лишен возможности действовать через уполномоченного им представителя.
Суд принимает во внимание доводы представителя администрации г.Красноярска о том, что законодательством предусмотрен заявительный порядок обращений граждан по вопросу обеспечения жильем. Гарантируемая данной категории лиц социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа указанного в законе возраста, достижение которого влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истцом не представлено доказательств, что он обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, до достижения им возраста 23-х лет. В настоящее же время истцом утрачен этот статус, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Лаврентьева М.П. к УО администрации Советского района г.Красноярска, Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Красноярска, Администрации школы-интерната о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда, т.е., с 07.12.2015г.
Председательствующий О.Ю.Колыванова