Судья Алабужева С.В. Дело № 7-151/2020
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 25 мая 2020 года жалобу защитника Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М.В.Б. на решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года
установил:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике от 25 июля 2019 года юридическое лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее – Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике) привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>00 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года постановление должностного лица административного органа от 25 июля 2019 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования М.В.Б.. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда. Жалобу мотивирует тем, что со стороны Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, последовательно предпринимались меры по установлению степени нуждаемости Д.А.Ф. в целях исполнения судебного решения по предоставлению жилья. Кроме того, указал на то, что должностным лицом административного органа юридическое лицо и его законный представитель не были извещены о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно приказа № 296 от 10 июня 2019 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике реорганизовано и переименовано в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Ижевска, на основании исполнительного листа № от 18 января 2001 года выданного Устиновским районным судом города Ижевска по делу, вступившему в силу 12 августа 1997 года, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, предмет исполнения: обязать комитет природных ресурсов предоставить Д.А.Ф. благоустроенное жилое помещение в соответствии с нуждаемостью и установленной периодичностью, срок для добровольного исполнения - 5 дней.
01 августа 2012 года постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП города Ижевска вынесено постановление о передаче исполнительного производства на исполнение в МРОСП по ИОИП УФССП России по Удмуртской Республике.
20 августа 2012 года постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике исполнительное производство № в отношении Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике принято к исполнению.
02 декабря 2016 года в связи с неисполнением требований указанного исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения в рамках указанного исполнительного производства, в отношении Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>,00 рублей.
12 декабря 2017 года постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
26 марта 2019 года руководителю Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 08 июля 2019 года.
23 июля 2019 года в отношении Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике составлен протокол об административном правонарушении №-АП по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения 25 июля 2019 года Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
С выводами должностного лица административного органа о наличии вины Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике в совершении административного правонарушения согласился судья районного суда.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.В силу статьи 25.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как усматривается из материалов дела, руководителю Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике М.И.В. вручено извещение на ДД.ММ.ГГГГ к 14 час. 20 мин. о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю законных представителей по вопросу привлечения Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике к административной ответственности в порядке статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный материал л.д.19).
Протокол об административном правонарушении №-АП 23 июля 2019 года составлен с участием защитника Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике М.В.Б.., действующего на основании доверенности № от 28 ноября 2018 года, копия протокола вручена последнему.
Между тем, доверенность № 15 от 28 ноября 2018 года не содержит полномочий М.В.Б. на получение процессуальных документов по делу об административном правонарушении (административный материал л.д.21).
Доказательств свидетельствующих о том, что копия протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была направлена в адрес юридического лица, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Положения частей 1, 2 и 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вручение копии протокола об административном правонарушении содержащее уведомление о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 20 мин. защитнику М.В.Б. не освобождало должностное лицо административного органа известить юридическое лицо либо его законного представителя о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Между тем доказательств свидетельствующих о том, что юридическое лицо, либо его законный представитель были надлежащим образом извещены о рассмотрении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 20 мин., материалы дела не содержат.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, дело рассмотрено без надлежащего извещения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, что является существенным процессуальным нарушением.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье.
Принимая во внимание, что срок привлечения к административной ответственности предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, постановление административного органа от 25 июля 2019 года и решение судьи районного суда от 05 марта 2020 года подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике от 25 июля 2019 года и решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 марта 2020 года отменить, производство по делу в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина