Дело №3-30-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Добрыдневой Т.С.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., главы муниципального района - главы администрации Чернушинского муниципального района Пермского края Ш., представителя муниципального образования Чернушинский муниципальный район Пермского края З., рассмотрел 18 марта 2014 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению прокурора Чернушинского района Пермского края о признании неправомочным состава Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва,
установил:
прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением, в котором просит признать неправомочным состав Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва, указав в его обоснование следующее.
В соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена статьёй 23 Устава Чернушинского муниципального района Пермского края (далее - Устав Чернушинского муниципального района).
В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Такое же основание досрочного прекращения полномочий Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края предусмотрено статьёй 21 Устава муниципального образования.
Частью 2 статьи 11 Устава Чернушинского муниципального района предусмотрено, что Земское Собрание состоит из 19 депутатов. Срок полномочий депутатов Земского Собрания - 5 лет.
Согласно статье 8 Положения о Земском Собрании Чернушинского муниципального района Пермского края, утверждённого решением от 29 июня 2012 года № 34 (далее - Положение о Земском Собрании), Земское Собрание правомерно, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
В результате выборов, проведённых в марте 2012 года, были избраны депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края по 13 округам (№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 19). По итогам отложенного голосования в октябре 2012 года были избраны 6 депутатов представительного органа Чернушинского муниципального района по оставшимся 6 округам (№ 3, 7, 9, 12, 15, 18). Таким образом, Земское Собрание Чернушинского муниципального района Пермского края было сформировано в составе 19 депутатов.
30 января 2014 года в Земское Собрание Чернушинского муниципального района поступили заявления от 9 депутатов, в частности К. (округ № 5), Т. (округ № 8), Ш1. (округ № 12), В. (округ № 10), С. (округ № 6), К1. (округ № 14), М. (округ № 17), Д. (округ № 16), Г. (округ № 13) о добровольном сложении депутатских полномочий с 1 февраля 2014 года.
31 января 2014 года заявления депутатов были рассмотрены на очередном заседании Земского Собрания. Решениями представительного органа муниципального района от 31 января 2014 года досрочно прекращены полномочия 5 депутатов (К., К1., М., Г., Т..) в связи с отставкой по собственному желанию. Заявления 4 депутатов также были рассмотрены, но решения по ним не были приняты.
В соответствии с частью 11 статьи 40 (в заявлении ошибочно указана статья 43) Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
Аналогичная норма предусмотрена статьёй 23 Устава Чернушинского муниципального района.
Действующее законодательство не устанавливает право представительного органа принять или не принять отставку депутата, а закрепляет обязательство принять решение с момента появления соответствующего основания. Принятие Земским Собранием Чернушинского муниципального района решений только по заявлениям 5 депутатов не свидетельствует о сохранении депутатских полномочий у оставшихся 4 депутатов, подавших заявления об отставке, поскольку решение представительного органа является лишь оформлением отставки депутата и закрепляет отставку при наличии наступивших оснований, перечисленных в законе.
Таким образом, в настоящее время численный состав депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края составляет 10 депутатов, что менее 2/3 от установленной Уставом Чернушинского муниципального района общей численности депутатов.
Поскольку численный состав действующих депутатов не позволяет Земскому Собранию осуществлять надлежащим образом свою деятельность, нарушаются права и законные интересы жителей Чернушинского муниципального района на осуществление местного самоуправления.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пермской краевой прокуратуры Кузнецова И.А. заявленное требование поддержала.
Глава муниципального района - глава администрации Чернушинского муниципального района Пермского края Ш. требование прокурора Чернушинского района Пермского края поддержал.
Представитель муниципального образования Чернушинский муниципальный район Пермского края З., действующая на основании доверенности, заявленное требование поддержала.
Территориальная избирательная комиссия Чернушинского муниципального района Пермского края в суд представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, требование прокурора Чернушинского района Пермского края поддержала.
Прокурор Чернушинского района Пермского края и представитель Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края, извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, своих представителей не направили.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требование прокурора Чернушинского района Пермского края основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 названного Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Основания досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований поименованы в части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. К таковым, в частности, относится отставка по собственному желанию (пункт 2).
При этом частью 11 названной статьи установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В силу положений статьи 11 Устава Чернушинского муниципального района Земское Собрание Чернушинского муниципального района Пермского края является представительным органом муниципального района и состоит из 19 депутатов. Срок полномочий депутатов Земского Собрания составляет 5 лет. Земское Собрание решает вопросы, отнесённые к его компетенции, на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний представительного органа, посвященных обсуждению единой повестки дня. Очередные сессии созываются председателем Земского Собрания не реже одного раза в три месяца. Порядок осуществления полномочий Земского Собрания определяется Положением о Земском Собрании, а порядок проведения заседаний Земского Собрания определяется Регламентом Земского Собрания.
Частью 2 статьи 8 Положения о Земском Собрании предусмотрено, что Земское Собрание правомерно, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
Согласно статье 23 Устава Чернушинского муниципального района одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата Земского Собрания Чернушинского муниципального района является отставка по собственному желанию. Решение Земского Собрания о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Земского Собрания, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Положения о Земском Собрании полномочия депутата прекращаются решением Земского Собрания с момента наступления события, повлекшего досрочное прекращение полномочий.
Как усматривается из материалов дела, по результатам выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва, проведённых 4 марта 2012 года, признаны состоявшимися и действительными выборы по одномандатным избирательным округам № 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 19, а по результатам проведённых 14 октября 2012 года выборов депутатов названного представительного округа шестого созыва - по одномандатным избирательным округам № 3, 7, 9, 12, 15 и 18.
Депутатами Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края избраны: М. (округ № 1), Ф. (округ № 2), Н. (округ № 3), Ф1. (округ № 4), К. (округ № 5), С. (округ № 6), В2. (округ № 7), Т. (округ № 8), К2. (округ № 9), В. (округ № 10), Р. (округ № 11), Ш1. (округ № 12), Г. (округ № 13), К1. (округ № 14), П. (округ № 15), Д. (округ № 16), Митрофанов Н.Н. (округ № 17), В1. (округ № 18), П1. (округ № 19).
Данные обстоятельства подтверждаются: копиями решений территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края (далее - ТИК Чернушинского муниципального района) от 6 марта 2012 года № 19/01, 19/02, 19/03, 19/04, 19/05, 19/06, 19/07, 19/08, 19/9, 19/10, 19/11, 19/12, 19/13, 19/14 (л.д. 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72, 74), копиями протоколов ТИК Чернушинского муниципального района от 6 марта 2012 года (л.д. 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73), копиями решений ТИК Чернушинского муниципального района от 14 октября 2012 года № 51/01, 51/02, 51/03, 51/04, 51/05, 51/06, 51/07 (л.д. 75, 77, 79, 81, 83, 85, 87), копиями протоколов ТИК Чернушинского муниципального района от 14 октября 2012 года (л.д. 76, 78, 80, 82, 84, 86).
30 января 2014 года в Земское Собрание Чернушинского муниципального района Пермского края поступили заявления депутатов Т., К1., К., С., Д., В., Г., Ш1. и М. о досрочном прекращении депутатских полномочий в связи с отставкой по собственному желанию с 1 февраля 2014 года, что подтверждается копиями данных заявлений (л.д. 88 - 96).
Решениями Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 31 января 2014 года № 170, 171, 172, 173, 174 с 1 февраля 2014 года досрочно прекращены полномочия депутатов, соответственно, Т., К1., К., Г. и М. по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (отставка по собственному желанию).
Заявления депутатов С., Д., В. и Ш1. также были рассмотрены, но решения по ним не были приняты.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией протокола заседания Совета Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 30 января 2014 года (л.д. 97), копией протокола заседания Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 31 января 2014 года (л.д. 98 - 99); копиями решений Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 31 января 2014 года № 171, 172, 173, 174 (л.д. 100, 101, 102, 103, 104).
После 31 января 2014 года Т., К1., К., Г., М., С., Д., В. и Ш1. депутатскую деятельность не осуществляют, в работе Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края участие не принимают, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается копией протокола внеочередного заседания Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 10 февраля 2014 года, копией заявления С., В., Ш1. и Д. от 20 февраля 2014 года, поданного на имя прокурора Чернушинского района Пермского края.
Таким образом, в настоящее время в составе Земского Собрания Чернушинского муниципального района осталось 10 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной Уставом Чернушинского муниципального района численности депутатов.
То обстоятельство, что Земским Собранием Чернушинского муниципального Пермского края принято решение о досрочном прекращении полномочий только в отношении пяти депутатов, о правомочности состава депутатов представительного органа муниципального района не свидетельствует.
Исходя из положений пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, депутат в своем волеизъявлении прекратить депутатскую деятельность не связан какими-либо условиями, сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.
Установленный частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ и статьёй 23 Устава Чернушинского муниципального района срок для принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата является сроком оформления процедуры отставки депутата и не служит препятствием для принятия решения суда о признании состава депутатов представительного органа неправомочным.
Указанный выше срок на день принятия судом решения истёк, никто из депутатов, подавших 30 января 2014 года заявление об отставке по собственному желанию, своё заявление не отозвал и депутатскую деятельность после 31 января 2014 года не осуществляет, что свидетельствует о том, что в настоящее время численный состав депутатов представительного органа Чернушинского муниципального района составляет 10 депутатов.
Поскольку численный состав действующих депутатов не позволяет Земскому Собранию Чернушинского муниципального района Пермского края осуществлять надлежащим образом свою деятельность, учитывая, что правомочность представительного органа данного муниципального образования в силу положений частей 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, части 2 статьи 8 Положения о Земском Собрании наступает при условии избрания не менее 13 депутатов (две трети от установленной численности депутатов), заявление прокурора Чернушинского района Пермского края является обоснованными и подлежит удовлетворению на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, так как состав депутатов, численность которых после досрочного прекращения полномочий составила менее 13 человек, является неправомочным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать неправомочным состав Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 24 марта 2014 года.
Судья - Бузмаков С.С.
Решение вступило в законную силу 25 апреля 2014 года.
Судья - Бузмаков С.С.