Дело № 2-1942/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 мая 2020 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Бахаревой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирюхиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Даниловой ФИО6 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Даниловой Е.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изданиями.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Даниловой Е.В. о нарушении ее прав на предоставление льготного лекарственного обеспечения.
Как показала проверка, права на бесплатное обеспечение необходимыми медицинскими изделиями Даниловой Е.В., ответчиком нарушены.
Установлено, что Данилова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №» с диагнозом<данные изъяты>, является инвалидом № бессрочно.
Врачом ГУЗ «Городская поликлиника №» истцу была произведена выписка льготных рецептов на получение медицинских изделий:
- ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №;
- ДД.ММ.ГГГГ серии 731917 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №;
- ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение тест-полосок Ай Чек №;
- ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение картридж-системы Акку-Чек Спирит 3,15мл №;
- ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение инфузионного набора Акку-Чек ФлексЛинк I 8 мм\60см №;
- ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение тест-полосок Акку-Чек Перформа №.
Однако ежемесячные рецепты на изделия медицинского назначения, выписанные истцу лечащим врачом, в установленном порядке аптечным учреждением не обеспечивались.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Просит обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Данилову Е.В. медицинскими изделиями по льготным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 731917 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение тест-полосок Ай Чек №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение картридж-системы Акку-Чек Спирит 3,15мл №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение инфузионного набора Акку-Чек ФлексЛинк I 8 мм\60см №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение тест-полосок Акку-Чек Перформа №.
В судебном заседании помощник прокурора, Данилова Е.В. не присутствовали, о времени и месте слушания дела извещены. Согласно телефонограммам представитель истца на иске и его доводах настаивал, Данилова Е.В. не отрицала, что была обеспечена медицинскими изделиями по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в отзыве на иск указал, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не согласно с исковым заявлением. Данилова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.
За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).
Согласно п. 22 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л), действительны в течение 30 дней со дня оформления. Тем самым Министерство не имеет возможности выдать истцу указанные в иске лекарственные препараты вследствие истечения срока годности данных рецептов.
Также указал, что согласно сведениям РМИС по выписанным льготным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ на медицинские изделия- картридж-система, инфузионный набор, тест-полоски Данилова Е.В. была обслужена.
Представитель третьего лица, АО «УльяновскФармация», в отзыве на иск указал, что является исполнителем услуги по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан. Вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов на склад для дальнейшего отпуска из аптек, находится вне рамок их полномочий. Поставка осуществляется по итогам проведенных Минздравом аукционов различными поставщиками - победителями аукционов. Таким образом, отпуск лекарственных препаратов осуществляется при наличии их поставки на склад на основании выписанных рецептов. Свои обязательства по государственному контракту они исполнили. Медицинскими изделиями по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ истец был обеспечен.
Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Данилова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид №, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №» с диагнозом: <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.Согласно п.5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии со ст.ст. 18-19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1. В соответствии с п.1 постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» (далее - постановление) исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Согласно п.4 постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивает в устанавливаемом им порядке ведение им регистра граждан, имеющих право на льготу в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.1 п. 2 Порядка организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, утвержденного постановлением). Установлено, что поскольку Данилова Е.В. состоит на наблюдении в ГУЗ «Городская поликлиника №» с диагнозом: <данные изъяты>, ей лечащим врачом были выписаны рецепты на следующие медицинские изделия: от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение игл одноразовых для шприц-ручки 30G-31G 8 мм №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 № на получение тест-полосок Ай Чек №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение картридж-системы Акку-Чек Спирит 3,15мл №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение инфузионного набора Акку-Чек ФлексЛинк I 8 мм\60см №; от ДД.ММ.ГГГГ серии 732027 № на получение тест-полосок Акку-Чек Перформа №. Как следует из представленной суд выписки из Региональной медицинской информационной системы Данилова Е.В. была обеспечена ДД.ММ.ГГГГ картридж-системой Акку-Чек Спирит 3,15мл № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, инфузионным набором Акку-Чек ФлексЛинк I 8 мм\60см № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, тест-полосками Акку-Чек Перформа № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить по указанным рецептам медицинскими изделиями не имеется. В данной части исковых требований надлежит отказать. Иными медицинскими изделиями истец не обеспечен на настоящий момент. Таким образом, права Даниловой Е.В. на льготное получение медицинских изделий грубо нарушены. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N 25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. Согласно п. 2.11. Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с п. 4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов. Доводы представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что не обеспечение истца указанным медицинским препаратом допущено не по их вине, суд считает несостоятельными, поскольку действующим законодательством именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие необходимых лекарственных препаратов. Доказательств несвоевременного предъявления данных рецептов истцом материалы дела не содержат. Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить истца медицинскими изделиями: иглами одноразовыми для шприц-ручки 30G-31G 8 мм № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №; иглами одноразовыми для шприц-ручки 30G-31G 8 мм № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №; тест-полосками Ай Чек № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №. В остальной части требований следует отказать ввиду обеспечения истца медицинскими изделиями.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Даниловой ФИО7 удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Данилову ФИО8 медицинскими изделиями- иглами одноразовыми для шприц-ручки 30G-31G 8 мм № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №; иглами одноразовыми для шприц-ручки 30G-31G 8 мм № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №; тест-полосками Ай Чек № по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ серии 731927 №.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Н.Н. Бахарева