Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-931/2022 по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Федулову М. А. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, недоимки по транспортному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Федулову М.А., требуя взыскать с административного ответчика:
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 2 355 руб. 10 коп. и пени в размере 16 руб. 57 коп.,
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 руб.,
- страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2021 год в размере 611 руб. 56 коп. и пени в размере 4 руб. 3 коп.;
- страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6 884 руб.,
- недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 136 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2019 год в размере 5 руб. 98 коп., на общую сумму 40 367 руб. 51 коп..
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Федулов М. А. (ИНН №) состоял на учете как индивидуальный предприниматель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у него возникла обязанность по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 г. и 2021 г..
По предоставленным налоговому органу сведениям по состоянию на 2019 г. Федулову М.А. принадлежало следующее имущество:
автомобиль - ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак № дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в сроки, установленные действующим законодательством.
Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с положениями с п. 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ, однако, в установленный срок, обязанность по уплате налогов ответчик не исполнил, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
Также в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, данные требования получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
Поскольку в установленный срок ответчик требования об уплате налога не исполнил, налоговый орган в порядке ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Федулова М.А. недоимки по налогам и пени. На основании заявления ответчика судебный приказ был отменен, однако недоимка по налогу не погашена. На настоящий момент задолженность ответчика по обязательным платежам составляет 40 367 руб. 51 коп..
В судебное заседание представитель административного истца – межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Федулов М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом - судебной повесткой, направленной по адресу его регистрации: <адрес>, согласно сведениям ОВМ ОМВД России по <адрес>. Судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения, что позволяет сделать вывод о надлежащем извещении ответчика. При этом суд исходит из следующих разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
- по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25);
- статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Исходя из положений статьи 287 КАС РФ, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия на администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
Статьей 8 НК РФ предусмотрено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в т.ч. индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Положениями пункта 3 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1,2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 335-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2021 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2021 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.
В силу п. 1 ст. 432 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ) исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 423 НК РФ).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абз. 2 п. 2 ст. 423 НК РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 335-ФЗ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).
На основании ст. 75 НК РФ, в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено, что административный ответчик Федулов М.А. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №). Статус ИП был прекращен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, имея статус индивидуального предпринимателя, Федулов М.А. являлся плательщиком страховых взносов.
Административным истцом в подтверждение доводов административного искового заявления представлены следующие доказательства:
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 1 136 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес Федулова М.А. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
- требование № об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Федулова М.А. по транспортному налогу за 2019 год составляла 1 136 рублей, начислены пени – 10,14 руб., полученное Федуловым М.А. ДД.ММ.ГГГГ;
- требование № об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Федулова М.А. по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начисленным с ДД.ММ.ГГГГ составляла 29 354 руб., начислены пени – 91,73 руб., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, начисленным с ДД.ММ.ГГГГ составляла 6 884,0 руб., начислены пени – 21,51 руб.,
- требование № об уплате налога, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Федулова М.А. по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начисленным с ДД.ММ.ГГГГ составляла 2 355 руб. 10 коп., начислены пени – 16,57 руб., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, начисленным с ДД.ММ.ГГГГ составляла 611,56 руб., начислены пени – 4,30 руб..
Согласно представленной ОГИБДД О МВД России по <адрес> карточки учета транспортного средства, Федулову М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит следующее транспортное средство: ВАЗ 2107, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак Х659ТН 163.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-2874/2021 о взыскании с Федулова М.А. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, недоимки по транспортному налогу и пени на общую сумму 40 371 руб. 67 коп.. Взыскание судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика задолженности по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 40 371 руб. 67 коп., что подтверждается материалами административного дела №а-2874/2021, которые обозревались судом в судебном заседании.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании обязательных налоговых платежей начал течь ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ.
С административным исковым заявлением в Жигулевский городской суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с пропуском установленного процессуального срока.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В связи с утратой возможности взыскания недоимки по страховым взносам и транспортному налогу по причине пропуска срока, иск удовлетворению не подлежит.
Р Е Ш И Л:
Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области в удовлетворении административного иска, предъявленного к Федулову М. А. о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу и пени по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 40 367 руб. 51 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2022 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова