Дело № 2-2056/13
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2013 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего (судьи) Киселева А.С.
при секретаре Хритоненковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» к Главному управлению спорта Смоленской области о признании незаконным отказа в государственной аккредитации спортивной организации,
у с т а н о в и л:
Региональная общественная организация «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» (далее также – общественная организация) в порядке уточнения обратилась в суд с указанным выше иском к Главному управлению спорта Смоленской области (далее также – Главное управление), отмечая, что согласно приказу начальника названного органа исполнительной власти Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ № общественной организации отказано в государственной аккредитации по мотиву наличия недостоверной или искаженной информации в представленных документах. Между тем, заявитель приводит доводы о несостоятельности подобной правовой позиции, в связи с чем, в иске поставлен вопрос о признании обозначенного отказа незаконным и возложении на ответчика обязанности по государственной аккредитации общественной организации (л.д. 3-9, 184-191).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Общероссийская общественная организация «Союз тхэквондо России» (л.д. 233).
Представитель общественной организации Зенкин Б.А. в судебном заседании иск поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил.
Главное управление спорта Смоленской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения извещалось (л.д. 248, 255). Ранее в ходе судебного разбирательства отвечающая сторона высказала свое не согласие с заявленными исковыми требованиями, о чем представила суду письменные возражения (л.д. 86-93).
Представитель Общероссийской общественной организации «Союз тхэквондо России» Дерюжкин Г.В. в телефонограмме просил о рассмотрении дела без своего участия (л.д. 256).
При таких обстоятельствах суд на основании ч. 1, 5 ст. 167, ч. 1 ст. 233 ГПК РФ с согласия представителя истца определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав Зенкина Б.А. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (применительно к Смоленской области таким органом является Главное управление спорта Смоленской области – п. 3.17 Постановления Администрации Смоленской области от 10.08.2012 № 536) обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию.
В свою очередь порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно требованиям ч. 5 ст. 13 названного Федерального закона утвержден приказом Минспорттуризма РФ от 20.02.2009 № 49 (далее – Порядок).
При этом государственная аккредитация включает в себя, в частности, объявление о государственной аккредитации, рассмотрение заявления о государственной аккредитации и экспертизу представленных документов, а также принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации (пп. «а, б, в» п. 2 Порядка).
Так, государственная аккредитация по виду спорта объявляется органом по аккредитации в случае получения соответствующего обращения от региональной спортивной федерации; объявление о государственной аккредитации оформляется в виде приказа органа по аккредитации, который подписывается его руководителем; в приказе об объявлении о государственной аккредитации устанавливается срок подачи заявлений о государственной аккредитации, который не может быть менее 30 календарных дней и более 60 календарных дней с момента издания данного приказа (п.п. 5-7 Порядка).
Подпунктами «в, д, з» п. 9 Порядка предусмотрено, что для получения государственной аккредитации региональная спортивная федерация вместе с заявлением о государственной аккредитации представляет в орган по аккредитации, в том числе сведения о персональном составе руководящего органа, письменное согласование общероссийской спортивной федерации на государственную аккредитацию региональной спортивной федерации – для видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, и развиваемых общероссийскими спортивными федерациями, а также программу развития вида спорта, содержащую анализ состояния и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период.
Сведения и документы, включаемые в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, представляются в двух экземплярах и на электронном носителе (п. 10 Порядка).
В случае представления региональной спортивной федерацией в орган по аккредитации документов, не соответствующих п.п. 9, 10 Порядка, или с нарушением срока их подачи, установленного органом по аккредитации согласно п. 7 Порядка, орган по аккредитации возвращает заявителю все представленные документы без рассмотрения в течение 30 календарных дней с момента их поступления в орган по аккредитации (п. 11 Порядка).
Пунктом 12 определено, что решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации принимается органом по аккредитации не позднее чем через 2 месяца со дня истечения срока подачи региональной спортивной федерацией заявления о государственной аккредитации, установленного органом по аккредитации в соответствии с п. 7 Порядка.
Одним из оснований для отказа в государственной аккредитации является наличие недостоверной или искаженной информации в документах, представленных региональной спортивной федерацией в соответствии с п. 9 Порядка (пп. «а» п. 16 Порядка).
Для рассмотрения вопросов получения, приостановления, отзыва государственной аккредитации, включая экспертную оценку представленных сведений и документов, органом по аккредитации создается Комиссия по государственной аккредитации (п. 31 Порядка). С учетом принятых на заседании названой комиссии решений, которые оформляются протоколом и подписываются ее председателем, орган по аккредитации в течение 5 рабочих дней принимает решение о государственной аккредитации, отказе в государственной аккредитации, приостановлении или отзыве государственной аккредитации, которое оформляется приказом органа по аккредитации (п. 37 Порядка).
О принятом решении орган по аккредитации на основании п. 13 Порядка информирует заявителя в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации.
Одновременно следует указать, что в целях реализации возложенных на Главное управление и соотносимых с предметом иска полномочий постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления Главным управлением государственной услуги «Государственная аккредитация региональных спортивных федераций, действующих на территории Смоленской области», исполняемой в соответствии с вышеприведенным Порядком (далее – Административный регламент).
Судом установлено, что приказом начальника Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № создана Комиссия по государственной аккредитации региональных спортивных федераций по видам спорта (далее – Комиссия) и утвержден ее состав. Этим же приказом утвержден регламент работы Комиссии (л.д. 151-156).
В связи с обращением к ответчику президента Региональной общественной организации «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» с просьбой о государственной аккредитации данной общественной организации приказом начальника Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № объявлено проведение государственной аккредитации региональных спортивных федераций по соответствующему виду спорта (тхэквондо); установлен срок подачи заявлений – 60 календарных дней с момента издания приказа (л.д. 96, 150).
Одновременно с подачей упомянутого заявления общественной организацией в адрес Главного управления предоставлен ряд документов, который по своему количественному содержанию тождественен перечню, требуемому п. 9 Порядка, что сторонами по делу не оспаривалось (л.д. 97-149).
Вместе с тем, по результатам рассмотрения соответствующего обращения Комиссией в рамках ее заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ принято решение рекомендовать Главному управлению отказать общественной организации в государственной аккредитации в связи с наличием недостоверной или искаженной информации в документах, представленных региональной спортивной федерацией в соответствии с п. 9 Порядка (л.д. 171-172).
С учетом полученных рекомендаций начальник названного органа исполнительной власти Смоленской области приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отказал истцу в государственной аккредитации на основании пп. «а» п. 16 Порядка (л.д. 174), о чем общественная организация была проинформирована письмом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 173).
Анализируя представленные документы, пояснения участвующих в деле лиц, данные ими в ходе судебного разбирательства, а также нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, в их совокупности, суд приходит к выводу о состоятельности суждений отвечающей стороны и не находит оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Как отмечалось выше, общественная организация в целях государственной аккредитации обязана предоставить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о персональном составе руководящего органа (пп. «в» п. 9 Порядка).
Такая информация Региональной общественной организацией «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» адресовалась Главному управлению по средствам составления соответствующего перечня с указанием сведений о фамилии, имени и отчестве лиц, входящих в руководящий орган общественной организации, а также сведений об их дате рождения, месте постоянного жительства и паспорте (серия, номер, кем и когда выдан) (л.д. 122-123).
Наряду с поименованным перечнем истцом в адрес ответчика предоставлялся протокол внеочередной конференции общественной организации от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой и был утвержден персональный состав ее руководящего органа.
При этом, исходя из содержания полученных Главным управлением сведений о каждом из упомянутых лиц, и при сопоставлении данных протокола и перечня, обозначенных выше, объективно следует, что последний содержит в себе недостоверные сведения в части включения в перечень лиц руководящего органа общественной организации <данные изъяты> так как фактически таковой с учетом сообщенных истцом ответчику сведений в состав руководящего органа в ходе проведенной конференции не избирался.
Подобный вывод позволяет сделать имеющее место расхождение в паспортных данных соответствующих лиц, в то время как именно паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828).
Ссылки требующей стороны на то, что в силу закона (пп. «в» п. 9 Порядка) общественная организация должна была предоставить ответчику только лишь сведения о фамилии, имени и отчестве лиц, входящих в ее руководящий орган, а сообщение иной информации не обязательно, существа принимаемого судом решения не меняют.
Истец, обращаясь к ответчику с просьбой о государственной аккредитации, соответствующие сведения предоставил самостоятельно, располагая необходимой правовой информацией и предполагая возможные последствия сообщения недостоверных сведений.
В целом, тот факт, что сообщение тех или иных конкретных данных не является обязательным, не освобождает лицо, представляющее на государственную аккредитацию документы, от исполнения обязательства, связанного с указанием в них лишь достоверных и не искаженных сведений.
Что касается выводов Комиссии, которые, по сути, сводятся к невозможности рассматривать письменное согласие Общероссийской общественной организации «Союз тхэквондо России» на государственную аккредитацию Региональной общественной организации «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» как состоявшееся в силу указания в нем не соответствующего действительности номера данной общероссийской спортивной организации по реестру общероссийских и аккредитованных спортивных федераций, то они не могли служить правовым основанием к отказу общественной организации в государственной аккредитации.
Сам факт подобного согласия, выраженного в письменном виде, нашел свое объективное подтверждение в ходе разбирательства дела, о чем свидетельствуют предоставленные третьим лицом документальные сведения (л.д. 250-253). Более того, текст соответствующего письма, предоставленного ответчику, с учетом его буквального толкования в аспекте положений пп. «д» п. 9 Порядка позволяет установить отношение общероссийской спортивной организации к возможности государственной аккредитации истца и не свидетельствует о сообщении в нем упомянутого выше номера, так как наименование обозначенного реестра в содержании письма не отражено.
Далее, акцентируя внимание на программе развития вида спорта на четырехлетний период, адресованной истцом ответчику во исполнение требований пп. «з» п. 9 Порядка, суд говорит о нижеследующем.
Комиссия, давая оценку названной программе и мотивируя решение об отказе общественной организации в государственной аккредитации, указала, что программа в своем наименовании имеет недостоверные сведения о годах ее реализации. Также Комиссия сослалась на то, что программа не содержит анализа состояния вида спорта за прошедший период (<данные изъяты>), конкретных мероприятий по развитию вида спорта в Смоленской области, указаний на результаты реализации таких мероприятий, по которым можно было бы судить об эффективности реализации программы; программа по содержанию идентична предоставленной в предыдущие <данные изъяты> (л.д. 171-172).
В тоже время, суд отмечает, что подобные суждения Комиссии в контексте положений п. 16 Порядка не могут рассматриваться в качестве оснований отказа общественной организации в государственной аккредитации. В целом, программа содержит в себе, как это предписано пп. «з» п. 9 Порядка, анализ состояния и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период (2013-2016 годы). При этом, то обстоятельство, что Комиссия расценила обозначенные в программе меры по развитию вида спорта неконкретными и идентичными заявлявшимся в прошлые периоды, само по себе не свидетельствует о том, что содержащаяся в программе информация является недостоверной либо искаженной, а данная Комиссией оценка соответствующих мер как неэффективных по тем или иным причинам также не может служить основанием для отказа в аккредитации истца.
Вместе с тем, суд соглашается с коллегиальным органом относительно того, что программа содержит недостоверную информацию о ее исполнителях, поскольку в качестве одного из таковых указано Главное управление Смоленской области по физической культуре и спорту – не существующее в системе органов исполнительной власти Смоленской области на момент подготовки и утверждения рассматриваемой программы (л.д. 146). Кроме того, при указании источников финансирования для обеспечения реализации программы общественной организацией аналогичным образом обозначен также несуществующий орган исполнительной власти Смоленской области – Главное управление Смоленской области по спорту (л.д. 143-144).
Апелляционные суждения требующей стороны по отношению к оспариваемому решению ответчика о том, что приведенные выше неточности, как их именует истец в поданном иске, могли быть устранены в случае, если бы специалист Главного управления в силу требований п. 3.3.4 Административного регламента после приема документов на государственную аккредитацию общественной организации провел необходимую экспертизу и, выявив такие неточности, возвратил документы на доработку, не исключающую повторное их предоставление в установленный п. 7 Порядка срок, не могут быть приняты во внимание.
Действительно, согласно п.п. 3.3.3, 3.3.4 Административного регламента прием заявления на государственную аккредитацию и прилагаемых к нему документов осуществляется специалистом Главного управления, который: регистрирует заявление о государственной аккредитации в журнале регистрации заявлений, подаваемых региональными спортивными федерациями; составляет в двух экземплярах опись документов, представленных получателем государственной услуги, один экземпляр описи прикрепляет к пакету с документами, а другой отдает получателю государственной услуги; после завершения процедуры приема заявления и прилагаемых к нему документов проводит экспертизу документов, предоставленных получателем государственной услуги.
Однако, подобное необходимо рассматривать в нормативном единстве с положениями п. 11 Порядка и п. 3.3.5 Административного регламента, указывающими на то, что при обращении заявителя в орган по аккредитации проверяется комплектность предоставленных документов не на предмет наличия либо отсутствия в них недостоверной или искаженной информации, а в целях определения их соответствия установленному перечню (п. 9 Порядка, п.п. 3.3.1, 3.3.2 Административного регламента). Так как в противном случае орган по аккредитации возвращает заявителю все представленные документы без рассмотрения в течение 30 календарных дней с момента их поступления (п. 11 Порядка, п. 3.3.5 Административного регламента).
Непосредственно экспертную оценку представленных заявителем сведений и документов проводит Комиссия, созданная органом по аккредитации.
В рассматриваемом случае такая оценка Комиссией давалась и нашла свое отражение в протоколах заседания коллегиального органа.
При этом количество обозначенных заседаний, в рамках которых Комиссия должна принять необходимое решение, вопреки доводам истца законом не ограничено. В п. 12 Порядка указывается лишь на то, что решение должно быть принято не позднее чем через <данные изъяты> со дня истечения срока подачи региональной спортивной федерацией заявления о государственной аккредитации, установленного органом по аккредитации в соответствии с п. 7 Порядка.
Также не могут служить основание к удовлетворению иска и доводы требующей стороны о несвоевременности сообщения ей сведений о результатах рассмотрения Главным управлением вопроса о государственной аккредитации общественной организации.
Ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении упомянутой информации, подготовленный должностным лицом Главного управления и содержащий в себе указание на то, что о результатах разрешения соответствующего вопроса названный орган исполнительной власти Смоленской области уведомит заявителя в установленные законом сроки, датирован ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии этой же жатой Главным управлением принят оспариваемых приказ, который согласно требованиям п. 13 Порядка в течение <данные изъяты> дней был доведен до сведения заявителя (л.д. 53-54).
Таким образом, принимая во внимание, что факт предоставления общественной организацией на государственную аккредитацию документов с недостоверными сведениями нашел свое объективное подтверждение и сомнений не вызывает, действия ответчика с учетом положений пп. «а» п. 16 Порядка суд признает законными, а предъявленный иск – не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Региональной общественной организации «Смоленская областная Федерация тхэквондо ВТФ» к Главному управлению спорта Смоленской области о признании незаконным отказа в государственной аккредитации спортивной организации оставить без удовлетворения.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
В течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска.
Председательствующий А.С. Киселев
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2013.