Решение изготовлено в окончательной форме 25 сентября 2017 года
Дело № 2-2578/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием представителя истца Максимовой О.И.,
ответчика Абрамова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Абрамову В.Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Абрамову В.Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении указанного многоквартирного дома.
Согласно договору возмездного оказания услуг № от 26 февраля 2016 года, заключенному между АО «Мурманэнергосбыт» и МУП «Мурманский регистрационно-информационный центр», последнее приняло на себя обязательства по осуществлению действий по ведению учета лицевых счетов собственником и нанимателей жилых помещений, обязанных вносить плату за оказываемые услуги (отопление и горячее водоснабжение), начислению плательщикам платы за коммунальные услуги, распределению платежей по лицевым счетам плательщиков, осуществлению перерасчетов при изменении тарифов (стоимости), количества и качества оказанных услуг, расчету задолженности и пени плательщиков по внесению платежей, ежемесячному формированию и печати платежных документов, доставке платежных документов по адресам плательщиков, указанных в платежных документах.
Задолженность по оплате за коммунальную услугу «отопление» по вышеуказанному жилому помещению за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2016 года составляет 111 093 рубля 12 копеек.
Мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района города Мурманска по заявлению АО «Мурманэнергосбыт» был вынесен судебный приказ № о взыскании с Абрамова В.Е. задолженности по оплате коммунальных услуг, пени и судебных расходов. Определением мирового судьи от 30 июня 2017 года судебный приказ № о взыскании с Абрамова В.Е. в пользу АО «Мурманэнергосбыт» задолженности, пени и судебных расходов отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения, взыскателю разъяснено право предъявить требования в порядке искового производства.
Просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 111 093 рубля 12 копеек, пени за несвоевременное внесение платы в сумме 29 031 рубль 14 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4002 рубля 48 копеек.
Представитель истца Максимовская О.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме, при этом указала, что дом, в котором зарегистрирован ответчик, непригодным для проживания не признан, подключен к системе отопления и водоснабжения, услуга «отопление» оказывается в полном объеме, в связи с чем жилое помещение истца не лишено теплоснабжения. Данный жилой дом имеет единую систему отопления, не оборудован общедомовым прибором учета, расчет платы за коммунальные услуги производится в соответствии с действующим законодательством, которое возможности произвести расчет в ином порядке, помимо установленного, не предусматривает. С заявлениями о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с некачественным их оказанием ответчик к исполнителю услуг не обращался.
Ответчик Абрамов В.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что фактически по адресу регистрации не проживает, поскольку дом признан аварийным, жилое помещение было предоставлено ему и находится до настоящего времени в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, система отопления в квартире отсутствует, в связи с чем полагал, что начисление платы за услуги теплоснабжения производится необоснованно. Восстанавливать квартиру не намерен в связи с нецелесообразностью, как и проживать в ней, сохраняет по указанному адресу лишь регистрацию по месту жительства. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статей 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, как следует из частей 1, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 6 - 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 данных Правил.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, определяются в договорах отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Согласно подпункту «а» пункта 31, подпункту «и» пункта 34 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги, а потребитель, в свою очередь, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Судом установлено, что Абрамов В.Е. на основании изменения договора социального найма от 04 марта 2002 года является нанимателем жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован по указанному адресу с 19 декабря 2000 года по настоящее время.
Исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении указанного многоквартирного дома является АО «Мурманэнергосбыт».
Согласно договору возмездного оказания услуг от 26 февраля 2016 года №, заключенному между АО «Мурманэнергосбыт» и МУП «МРИВЦ», последнее приняло на себя обязательства совершать от имени АО «Мурманэнергосбыт» действия по ведению учета лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, обязанных вносить плату за оказываемые услуги (отопление и горячее водоснабжение), начислению плательщикам платы за коммунальные услуги, распределению платежей по лицевым счетам плательщиков, осуществлению перерасчетов при изменении тарифов (стоимости), количества и качества оказанных услуг, расчету задолженности и пени плательщиков по внесению платежей, ежемесячному формированию и печати платежных документов, доставке платежных документов по адресам плательщиков, указанным в платежных документах.
Представленной истцом в материалы дела выпиской из лицевого счета, открытого на имя Абрамова В.Е., подтверждено, что за период с 01 апреля 2014 года по 31 января 2017 года по спорному жилому помещению числится задолженность по оплате коммунальной услуги «отопление» в сумме 111 093 рубля 12 копеек.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен, доказательств оплаты коммунальных услуг в спорный период суду не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и исследованные доказательства, исходя из требований действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных истцом требований.
При этом доводы ответчика Абрамова В.Е., приведенные в обоснование его возражений по иску, о том, что он по адресу регистрации фактически не проживает и коммунальными услугами не пользуется, поскольку дом является аварийным, и коммунальные услуги по отоплению ему не предоставляются, в связи с чем действия истца по начислению платы за эти услуги и требования о взыскании задолженности являются неправомерными, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно постановлению администрации города Мурманска от 12 апреля 2016 года № 935, копия которого представлена ответчиком в материалы дела, многоквартирный дом № по улице *** в городе Мурманске действительно признан аварийным и подлежащим сносу.
Однако доказательств тому, что указанный многоквартирный дом расселен, и предоставление услуг по теплоснабжению в отношении указанного дома прекращено, суду не представлено.
Напротив, из представленных представителем истца документов следует, что до настоящего времени указанный многоквартирный дом находится на обслуживании управляющей и ресурсоснабжающих организаций, в том числе АО «Мурманэнергосбыт», в спорный период соответствующими лицами осуществлялась работа по готовности тепловых энергоустановок к работе в отопительный сезон, в ходе комиссионных обследований устанавливалось, что дом подключен к системе централизованного теплоснабжения, коммунальный ресурс потребителям фактически предоставлялся и предоставляется в настоящее время.
Определением суда от 28 августа 2017 года по делу назначено комиссионное обследование жилого помещения, предоставленного в пользование истцу, – квартиры №, расположенной в вышеуказанном многоквартирном доме.
По результатам комиссионного обследования членами комиссии – представителями АО «Мурманэнергосбыт» и ООО «Комфорт» - установлено, что квартира № расположена на втором этаже двухэтажного многоквартирного дома, входная дверь в квартиру заколочена. Со слов соседки, проживающей на первом этаже в квартире №, Абрамов В.Е. в квартире № не проживает, ранее сдавал ее в аренду до тех пор, пока из-за аварии на системе отопления в указанной квартире управляющая организация не демонтировала по стояку квартиры № в квартиру № систему подачи отопления в связи с непредоставлением доступа в квартиру №. Квартира № закрыта. Дом признан аварийным и подлежит расселению, от централизованного теплоснабжения в отопительный период не отключен, подготовку к отопительному периоду 2017-2018 годов прошел и подключен к теплоснабжению. Абрамов В.Е. в управляющую организацию с заявлением о восстановлении теплоснабжения его квартиры не обращался.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в числе прочих, коммунальную услугу по отоплению, то есть подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пунктом 42(1) Правил определен порядок размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома на основании формул, содержащихся в приложении № 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В судебном заседании установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме не установлен, дом оборудован централизованной системой отопления закрытого типа, жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано. Доказательств обратному суду не представлено.
Порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно данным Правилам нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с установленными категориями многоквартирных домов и жилых домов (пункт 11).
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что действующее жилищное законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя при этом из утвержденных в установленном порядке нормативов. Иного порядка определения объема потребления коммунальной услуги по отоплению, а также невозможность применения утвержденных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае демонтажа внутриквартирной системы отопления в многоквартирном доме действующее законодательство не предусматривает.
Вышеуказанные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусматривают также основания и порядок перерасчета размера платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном данными Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 данных Правил.
Пункт 98 Правил предусматривает, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к данным Правилам.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен разделом Х данных Правил.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих основания для перерасчета, уменьшения вплоть до полного освобождения от оплаты коммунальной услуги, предоставления истцом коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами ответчиком в материалы дела не представлено, и судом таких доказательств не установлено.
Демонтаж части внутриквартирной системы отопления не свидетельствует о том, что услуга по отоплению в спорный период предоставлялась ответчику ненадлежащего качества, или имел место перерыв в предоставлении такой коммунальной услуги, учитывая также, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены данным Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из исследованных судом доказательств следует, что квартира истца не лишена теплоснабжения как посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, с использованием которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, так и посредством теплоотдачи от проходящих в квартире истца иных конструктивных частей системы центрального отопления.
Расчет платы за отопление ответчику произведен в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающими единый порядок расчета и предусматривающими конкретные основания для перерасчета (уменьшения) такой платы, которых в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доказательств погашения полностью либо в какой-либо части образовавшейся за вышеуказанным жилым помещением задолженности по оплате коммунальной услуги «отопление» ответчиком суду не представлено, в связи с чем задолженность в сумме 111 093 рубля 12 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2016 года) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 января 2016 года) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истцом представлен расчет пени за спорный период в сумме 29 031 рубль 14 копеек.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения и степень его вины, последствия нарушения прав истца, период образования задолженности, а также то обстоятельство, что неустойка является мерой ответственности, а не средством обогащения кредитора за счет должника, суд приходит к выводу, что неустойка в полном размере ее исчисления являлась бы несоразмерной последствиям нарушенного ответчиком обязательства.
В связи с указанным суд полагает возможным применить к данным требованиям положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер взыскиваемой неустойки до 5000 рублей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 4002 рубля 48 копеек. Указанные расходы истца подлежат возмещению истцу ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Абрамову В.Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг – удовлетворить.
Взыскать с Абрамова В.Е. в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 апреля 2014 года по 31 декабря 2016 года в размере 111 093 рубля 12 копеек, пени в сумме 5000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4002 рубля 48 копеек, а всего – 120 095 рублей 60 копеек.
В удовлетворении требований акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Абрамову В.Е. о взыскании пени в сумме, превышающей 5000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова