<данные изъяты>
дело №2-855\17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 29 мая 2017 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцова Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Маровой Е.Н.,
с участием истицы Поповой Е.С.,
представителей ответчиков Югай И.С. и Гарибян Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Е.С. к Министерству образования <адрес> в лице Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и городскому округу Шаховская, Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> о признании права на однократное обеспечение жилой площадью, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил:
Истец Попова Е.С. обратилась в суд с иском к Министерству образования <адрес> в лице Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и городскому округу Шаховская, Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> о признании права на однократное обеспечение жилой площадью, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований указала, что имела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Конышева (Дугинова) Н.В. лишена родительских прав на основании решения Волоколамского городского суда от 2003 года, отец- записан в свидетельстве о рождении со слов матери, кто он ей не известно. Над ней была установлена опека бабушки Дугиновой В.К., с которой истица проживала с самого рождения. Истица зарегистрирована по месту жительства Дугиновой В.К. по адресу: <адрес>. В Постановлении главы Волоколамского района Московской области от 28.09.1999 года «Об установлении опеки» в п. 2 указано, что на время опеки ее надлежит зарегистрировать на жилую площадь опекуна, то есть, после достижения ею 18 лет, бабушка истицы должна была выписать ее из своей квартиры, но Дугинова В.К. из жалости оставила ее жить у себя. Органы опеки должны были гарантировать истице предоставление отдельного жилого помещения, но этого не сделали. Бабушка тоже не знала и ей никто не подсказал, что надо признавать истицу нуждающейся и включать в список на предоставление жилого помещения, как ребенка оставшегося без попечения родителей. О том, что ей полагается жилье, она узнала год назад от знакомой. Бабушка истицы является единственным владельцем квартиры, в которой она сейчас проживает. В случае смерти данную квартиру получат ее дети- дядя истицы Дугинов А.В. и ее мать. Истица каких-либо прав на данную квартиру не имеет. Также, в данной квартире зарегистрирован и проживает ее несовершеннолетний сын ФИО9 Указывает, что из-за правовой неграмотности не знала, что для обеспечения жилым помещением ей необходимо встать на льготную очередь как это предусмотрено Федеральным законом РФ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Считает, что ее права на дополнительные гарантии как лица, оставшейся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не реализованы.
Просит суд признать за ней право на однократное обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать органы опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и городскому округу Шаховская включить ее в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Волоколамском муниципальном районе <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений. Обеспечить отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истица Попова Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что не воспользовалась правом на получение жилья в силу своей неосведомленности; истица не знала о том, что на жилищный учет необходимо встать в возрасте до 23 лет; ее об этом никто не проинформировал. Она не имеет жилья ни в собственности ни по договору социального найма.
Представитель ответчика Министерства образования <адрес> в лице Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и городскому округу Шаховская по доверенности Югай И.С. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> Гарибян Т.А. иск не признал, пояснив, что истицей пропущен срок для подачи заявления, она не обратилась в <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в предусмотренный законом срок.
Свидетель ФИО7, бабушка истицы, в суде показала, что является собственником трехкомнатной квартиры, в которой также проживает ее внучка с ребенком. Дарить или завещать квартиру истице она не намерена. Когда была опекуном истицы, в администрацию о предоставлении той жилья не обращалась.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснение свидетеля, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом действие положений статьи 8 указанного Закона в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, с достижением совершеннолетия (18 лет) и до достижения возраста 23 лет лица из указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в вышеназванном Законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истица, как следует из материалов дела, признана не была.
Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело (Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством).
Из материалов дела усматривается, что решением Волоколамского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Конышева Н.В. была лишена родительских прав в отношении дочери- истицы Дугиновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в настоящее время Поповой Е.С.) Ребенок был передан опекуну Дугиновой В.К. (бабушка истицы), у которой истица находилась с 1990 года. Из решения суда следует, что Конышева Н.В. является одинокой матерью. Дугинов С.В., указанный в свидетельстве о рождении истицы как ее отец, записан со слов матери истицы. Доказательств обратного суду не представлено.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Дугиновой Е.С. была установлена опека, опекуном назначена Дугинова В.К. В п. 2 данного Постановления указано, что несовершеннолетняя Дугинова Е.С. на время опеки будет зарегистрирована на жилую площадь опекуна: <адрес> (в настоящее время адрес- <адрес>).
Согласно материалов дела, собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 61.7 кв.м. по вышеуказанному адресу, является бабушка истицы Дугинова В.К. Согласно выписке из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выписке из финансово-лицевого счета, справке из МФЦ <адрес>, в данной квартире постоянно зарегистрированы и фактически проживают: Дугинова В.К., Попова Е.С. и несовершеннолетний сын истицы ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Попова Е.С. не является собственником какого-либо жилья. С заявлением к Главе Волоколамского муниципального района <адрес> или в органы опеки и попечительства о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, истица или ее опекун не обращались.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При этом, достижение лицом из указанной категории граждан возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица обратились за данной социальной поддержкой до достижения указанного возраста.
Порядок предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установлен Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 года №75\5 о мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Таким образом, законом установлен предельный возраст льготного обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Законом не предусмотрена возможность восстановления срока на обращение в органы местного самоуправления для постановки на квартирный учет.
Доказательств, свидетельствующих о том, что опекун истицы до достижения истицей возраста 18 лет или сама Попова Е.С. до достижения 23 лет, обращались в органы опеки и попечительства или в Администрацию района с заявлением о постановке на жилищный учет с учетом ее статуса из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду представлено не было и материалы данного дела не содержат. Более того, истица в суде подтвердила, что не обращалась в вышеуказанные органы с какими-либо заявлениями.
Согласно ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих истице обратиться с заявлением о постановке ее на учет до достижения возраста 23 лет, суду не представлено.
Истица обратилась в суд с данным иском 10.05.2017 года. На момент обращения ей исполнилось 29 лет. Возраста 23 лет истица достигла в январе 2011 года. Истица до 23 лет к ответчикам с заявлением о постановке ее на учет, нуждающихся в получении жилого помещения, как лица отнесенного законом к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась. О своих правах до достижения 29- летнего возраста не заявляла.
Доводы истицы о том, что она не знала о своем праве на жилье, не свидетельствуют об исключительной уважительности причин пропуска срока для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод об отсутствии со стороны органов опеки и попечительства информирования ее о праве на обеспечение жилым помещением, не может быть принят во внимание, поскольку такая обязанность у государственного органа отсутствует.
Каких-либо препятствий в осуществлении прав истицы на включение в список детей сирот со стороны государственных органов не установлено.
До достижения возраста 23 лет Попова Е.С. имела право самостоятельно решить вопрос о защите своих прав, если считала их нарушенными, однако это сделано ею не было.
Имевшийся у истицы статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Поповой Е.С. к Министерству образования <адрес> в лице Отдела опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Волоколамскому, Лотошинскому муниципальным районам и городскому округу Шаховская, Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> о признании права на однократное обеспечение жилой площадью, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Капцова Т.Ю.