<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2023г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Нуждиной Н.Г.,
при секретаре Кореньковой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1320/2023 (2-8042/2022) по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №№» г.о. Самара о возложении обязанностей,
установил:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Самара обратился в суд с иском о возложении обязанности к ответчикам Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №48» г.о. Самара, в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Промышленного района г. Самара во исполнение указаний прокуратуры Самарской области № 69-орг/21 от 29.06.2011 «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района антитеррористического законодательства, в т.ч. в отношении МБОУ «Школа №» г.о. Самара.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Школа №» г.о. Самара по результатам категорирования присвоена вторая категория опасности.
Однако, территория МБОУ «Школа №» г.о. Самара сплошным ограждением не оборудована, в заборе имеются пробелы, что в значительной мере облегчают проникновение посторонних лиц на территорию образовательного учреждения и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, большинство из которых несовершеннолетние.
Необходимо отметить, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
Игнорирование требований законодательства, направленных, прежде всего, на обеспечение прав обучающихся является недопустимым.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений требовании антитеррористического законодательства директору Учреждения.
Согласно ответу на указанное представление по вопросу выделения финансирования Учреждения, в том числе, для оборудования учреждения сплошным ограждением, директор общеобразовательной организации неоднократно обращался в Департамент образования Администрации г.о. Самара, но денежные средства до настоящего времени не выделены.
Указанное свидетельствует об отсутствии бюджетного финансирования и непринятии мер к устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства.
При этом несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму в указанном месте массового пребывания может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей.
На основании изложенного, заместитель прокурора Промышленного района г. Самары просил суд:
обязать МБОУ «Школа №» г.о. Самара в течение 3 месяцев со дня перечисления денежных средства на счет образовательного учреждения обеспечить в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно – произвести работы по ограждению по периметру территории учреждения;
обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара предоставить финансирование МБОУ «Школа №» г.о. Самара в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №» г.о.Самара для выполнения работ по восстановлению целостности ограждения по периметру территории учреждения.
Помощник прокурора Промышленного района г. ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные иску, который просил удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Школа №» г.о. Самара в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика, директор МБОУ «Школа №» г.о. Самара – ФИО3 иск не оспаривала, пояснила, что в случае выделения денежных средств, ограждение в полном объеме будет установлено в течение 3-х месяцев. В настоящее время, действительно, частично забор установлен, а большая часть ограждения по периметру школы не отвечает требованиям.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом, направили письменные возражения, по доводам которых в удовлетворении заявленных истцом требований просили отказать. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" следует, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно ст. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 закреплено, что террористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии со ст. 18 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акт….
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Промышленного района г.о. Самара во исполнение указания Прокуратуры Самарской области «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения МБОУ «Школа №» г.о. Самара требований антитеррористического законодательства.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Школа №» г.о. Самара допущены нарушения антитеррористической защищенности, заключающиеся в том, что территория школы, расположенной по адресу: <адрес>, не ограждена сплошным забором, в заборе имеются пробелы. Данные обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Судом установлено, что письмом МБОУ «ШКОЛА №» № от 08.07.2022г. в адрес Прокуратуры Промышленного района направлен ответ на запрос от 07.07.2022 №21-05-22, где сообщает в том числе, что учреждением направлялись письма в Администрацию Промышленного внутригородского района №22 от 21.01.2021г., №197 от 19.05.2022г. с приложением фотоматериалов с целью устранения нарушений законодательства.
Прокуратурой Промышленного районного г.о. Самара в адрес руководства МБОУ «Школа №» г.о. Самара выдано представление об устранении указанных нарушений требований антитеррористического законодательства.
Приказом МБОУ «Школа №» № от 04.08.2022г., на основании Представления Прокуратуры Промышленного района №21-03-2022 от 25.07.2022г. «Об устранении нарушений законодательства о антитеррористической безопасности», объявлено замечание заместителю директора по безопасности ФИО4 за ненадлежащее, недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей.
Согласно письму от 24.08.2022г. МБОУ «Школа №» г.о. Самара, руководитель образовательного учреждения довел до Департамента образования Администрации г.о. Самара сведения о том, что ограждение территории образовательного учреждения нуждается в переустройстве и ремонте, с приложением фотоматериалов. Однако ответ Департамента образования Администрации городского округа Самара не получено.
Согласно письменному отзыву Департамента образования, следует, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе МБОУ Школы № г.о. Самара, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования, главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаментом образования на соответствующие цеди на текущий финансовый год и плановый период 2024 - 2025 годов в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 13.12.2022 № 257 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В целях рационального и целевого использования выделяемых бюджетных средств Департаментом образования в пределах лимитов бюджетных ассигнований, при условии наличия соответствующего предписания контрольно-надзорного органа и технической возможности проведения строительно-монтажных работ, формируется список образовательных учреждений - соисполнителей мероприятий муниципальной программы по обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений.
При этом общий объем потребности в финансировании образовательных учреждений городского округа Самара в целях обеспечения антитеррористической защищенности в муниципальных образовательных учреждениях в значительной степени превышает утвержденный объем финансирования.
Департамент образования совместно с Администрацией городского округа Самара активно проводит работу, направленную на получение дополнительного финансирования, в целях устранения нарушений требований антитеррористического законодательства в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Самара.
Вопрос выявления дополнительных финансовых средств на устранение нарушений в МБОУ Школа № г.о. Самара будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета текущего финансового 2023 года.
Учитывая представленные в материалы дела доказательства, фотоматериалы, следует вывод, что до настоящего времени выявленные прокуратурой Промышленного района г.о. Самара нарушения требований антитеррористической защищенности здания МБОУ «Школа №» г.о. Самара, выражающиеся в отсутствии надлежащего ограждения по периметру территории данного образовательного учреждения, не устранены.
Вместе с тем, в силу требований ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, оборудование надлежащей системы ограждения территории данного образовательного учреждения является обязательным, т.к. направленно на уменьшение риска, связанного с возникновением террористической угрозы на территории образовательного учреждения, соответственно на пресечение преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.
Учитывая, что Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, осуществляющим управление в сфере образования города Самара, в компетенцию которого входит организация финансирования образовательного учреждения, по мнению суда, ответчика Департамент образования Администрации г.о. Самара необходимо обязать предоставить финансирование муниципальному образовательному учреждению для выполнения работ по восстановлению целостности ограждения по периметру территории учреждения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, само образовательное учреждение МБОУ «Школа №» г.о. Самара следует обязать обеспечить в здании безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, выражающиеся в осуществлении работ по ограждению периметра территории учреждения в течение 3 месяцев со дня перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №» г.о. Самара о возложении обязанностей законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары удовлетворить.
Обязать МБОУ «Школа №» г.о. Самара (ИНН 6319036563, ОГРН 1026301703053) в течение 3 месяцев со дня перечисления денежных средства на счет МБОУ «Школа №» г.о. Самара обеспечить в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно – произвести работы по восстановлению целостности ограждения по периметру территории учреждения.
Обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара (ИНН 6315801809, ОГРН 1036300444113) предоставить финансирование МБОУ «Школа №» г.о. Самара (ИНН 6319036563, ОГРН 1026301703053) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для выполнения работ по восстановлению целостности ограждения по периметру территории учреждения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: <данные изъяты> Н.Г. Нуждина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>