РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Батаевой О.А., при секретаре Бескровной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Руселевича В.Ф., Руселевич А.С. к администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении произвести перерасчет суммы выданной субсидии, взыскании суммы недоплаченной субсидии,
установил:
Руселевич В.Ф., Руселевич А.С. обратились с иском к администрации МО «Северо-Байкальский» район о понуждении произвести перерасчет суммы выданной субсидии, взыскании суммы недоплаченной субсидии.
В обоснование иска указывают, что в соответствии с республиканской целевой программой «Жилищие» на 2003-2010 годы истцы предоставили все необходимые документы для постановки на очередь для получения субсидии на приобретение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ им было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты>. Данная сумма была рассчитана на основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ МО «Северобайкальский район», которым утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на 2010 год, для расчета субсидии молодым семьям в сумме <данные изъяты>. Однако, указанная расчетная стоимость 1 квадратного метра жилья, следовательно, и сумма субсидии не соответствуют действовавшей в 2010 году методики определения стоимости квадратного метра общей пощади жилья для расчета размера субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств Республиканского бюджета, утвержденной Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства № 19 от 19.06.2007 года. Также расчетная стоимость 1 кв.м. жилья в сумме <данные изъяты> не соответствует средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам РФ. О том, что размер субсидии рассчитан неверно, что повлекло нарушение их прав, истцы узнали от ФИО6, чьи аналогичные исковые требования рассматривались судом в ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что администрация недоплатила им <данные изъяты> Полагают, что им полагалось жилье площадью 90 кв.м., исходя их того, что их семья состоит из 5 человек, норма предоставления 18 кв.м., соответственно, сумма субсидии должна была быть <данные изъяты>. Получив денежные средства по свидетельству о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> они приобрели жилое помещение общей площадью 75,6 кв.м. Так как на момент выдачи свидетельства состав семьи составлял 6 человек, то при норме жилья 18 кв.м. на человека, норматив должен составлять не менее 108 кв.м. Даже исходя из того, что свидетельство выдано на состав семьи из 5-ти человек, соответственно норматив должен составлять не менее 90 кв.м. То есть, располагая иными денежными средствами, их семья могла бы приобрести большее жилье. В настоящее время дети располагаются в стесненных условиях, не хватает места для установления рабочих мест (стол, книжные полки и иные средства) для выполнения школьных заданий (уроков), так как комнаты очень маленькие. Комната девочек составляет менее 8 кв.м., где можно поставить только кровать и небольшой комод для одежды. Комната мальчиков составляет менее 10 кв.м., которые так же находятся в стесненных условиях проживания. Недостаточно комфортное проживание напрямую связано с незаконными действиями Администрации МО «Северо-Байкальский район».
В судебном заседании истец Руселевич В.Ф. требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Истец Руселевич А.С., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила следующее. Расчет размера субсидии производится исходя из норматива стоимости жилья, устанавливаемой тем муниципальным образованием, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. При этом указанный норматив не должен быть выше, но может быть ниже стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством регионального развития РФ. Норматив стоимости 1 кв. м общей жилой площади для расчета размера субсидии определяется именно администрацией муниципального образования «Северо-Байкальский район», т.к. она формирует список молодых семей - участников подпрограммы, а также участвует своими финансовыми средствами в ее реализации. Напротив, с учетом изложенного, органы местного самоуправления поселений, к числу которых относится муниципальное образование городское поселение «Поселок Кичера», не обладают правом устанавливать указанный норматив. Руселевич В.Ф., Руселевич А.С. получили свидетельство о праве на получение субсидии в ДД.ММ.ГГГГ и реализовали данное право. Как видно из материалов дела, истцы получили свидетельство ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем именно в данный момент должны были узнать о нарушении их права. Между тем настоящий иск предъявлен в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехлетнего срока исковой давности. Просит применить срок исковой давности.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что ранее обращалась в суд по аналогичному делу, в ДД.ММ.ГГГГ она позвонила истцам, сказала, что администрация нарушила расчет при выдаче сертификатов.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что также ранее обращалась в суд с аналогичным делом, ей позвонили истцы и сказали, что ФИО6 выиграла дело в суде.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, показания свидетелей, суд приходит к тому, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Руселевичу В.Ф., Руселевич А.С. проживающим в <адрес>, как участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы предоставлена субсидия для приобретения жилья в размере <данные изъяты>, из расчета субсидии, определенной на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ МО «Северо-Байкальский район», которым утверждена средняя рыночная стоимость 1кв.м, проживающим на территории муниципального образования в размере <данные изъяты>. Согласно социальным нормам, исходя из семьи из 5 человек, семье Руселевич полагалось жилое помещение площадью не менее 90 кв. м., однако, учитывая, что ответчиком на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ МО «Северо-Байкальский район», которым была утверждена средняя рыночная стоимость 1кв.м жилья, проживающим на территории муниципального образования в размере <данные изъяты>, неверно была рассчитана субсидия, и семья Руселевич была вынуждена приобрести жилое помещение меньшей площадью, в размере 75,6 кв.м.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
В соответствии с ч.1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входит в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.». Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Постановлением Правительства РБ от 30.07.2003 N 243 утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечением жильем молодых семей».
В ходе судебного разбирательства установлено, что семья Руселевич являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы.
В соответствии с условиями этих подпрограмм ДД.ММ.ГГГГ семье Руселевич было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты>
Порядок предоставления субсидий регламентировался Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья молодым семьям - участникам подпрограммы "Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 02.10.2006 N 310 (Положение).
В соответствии с п.п. 2, 4, 5, 6 Положения настоящий порядок подлежит применению органами исполнительной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, а также иными органами и организациями, участвующими в реализации Подпрограммы. Право молодой семьи - участницы Подпрограммы на получение субсидии удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства по форме согласно приложению 1 осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников Подпрограммы. В свидетельстве указывается общая сумма субсидии, предоставляемой участнику Подпрограммы. Субсидия предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
Согласно п.п. 9,10,11,12,18 Положения расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы Подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников Подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Бурятия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. метров на 1 человека.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по следующей формуле: СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, руб.; Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в пункте 9 настоящего Положения; РЖ - размер общей площади жилого помещения, установленный пунктом 10 настоящего Положения, кв. м.
Размер субсидии участнику Подпрограммы рассчитывается Исполнителем Подпрограммы, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Орган местного самоуправления в сроки, установленные Исполнителем Подпрограммы, формирует с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление субсидий из местного бюджета на соответствующий год, списки молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению и заявку на выделение из республиканского бюджета средств для долевого финансирования расходов местных бюджетов, связанных с реализацией Подпрограммы (далее - заявка), по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению и представляет их Исполнителю Подпрограммы.
Расчет размера субсидии, предоставленной семье Руселевич был произведен на основании Постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета субсидий молодым семьям – участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район», которым был утверждена рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сумме <данные изъяты>
Вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012г. по делу по иску ФИО6 к администрации МО «Северо-Байкальский район» постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным. На администрацию МО «Северо-Байкальский район» была возложена обязанность произвести перерасчет суммы, выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере <данные изъяты>. С администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу ФИО6 была взыскана субсидия в сумме <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Принимая во внимание, что Руселевич имели право на получение субсидии, согласно стоимости 1 кв. м. по Республике Бурятия в размере <данные изъяты>, а получили субсидию исходя из стоимости 1 кв.м. <данные изъяты>, суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет суммы выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья действующей по Республике Бурятия в размере <данные изъяты>, обязать администрацию района выплатить семье Руселевич сумму недоплаченной жилищной субсидии в сумме <данные изъяты>, исходя из расчета <данные изъяты>
Ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно объяснению истца Руселевич В.Ф., свидетелей ФИО6, ФИО7, о нарушенном праве истцы узнали в 2012 г., после вынесения решения, которым признано незаконным постановление об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на 2010 г. для расчета размера субсидий. Следовательно, трехгодичный срок с момента, когда истцы узнали о нарушении своего права, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» произвести перерасчет суммы выданной ФИО3, Руселевич А.С. субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере <данные изъяты>
Взыскать с администрации МО «Северо-Байкальский район» в пользу Руселевича В.Ф., Руселевич А.С. солидарно жилищную субсидию в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 декабря 2014 года.
Судья О.А. Батаева