Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4237/2013 ~ М-4103/2013 от 04.09.2013

     Дело № 2-4237/13

PЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2013 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусова ФИО8 к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Смоленской области, Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о компенсации морального вреда,

установил:

     Трусов С.В. обратился в суд с иском к МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области о совершении исполнительных действий, компенсации морального вреда, причиненного бездействиями должностных лиц службы судебных приставов. В обоснование иска указал, что в результате бездействия судебных приставов-исполнителей длительное время не исполнялось решение Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на Департамент Смоленской области по здравоохранению возложена обязанность по предоставлению ему (Трусову С.В.) бесплатного отпуска лекарственных препаратов через аптечные учреждения. По вине ответчика он (Трусов С.В.) претерпевал физические и нравственные страдания, которые негативно отразились на состояние его здоровье.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области, Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Смоленской области.

    Трусов С.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, причиненного в результате бездействий ответчика, и указав, что длительным неисполнением судебного решения по выдаче ему лекарственных препаратов ему были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях сильного волнения.

    Представитель МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Харланенкова С.А. в судебном заседании требования не признала, указав, что после поступления на исполнение исполнительного листа, содержащего требования об обеспечении Трусова С.В. бесплатно лекарственными препаратами, были совершены необходимые исполнительные действия и ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, бездействия со стороны ответчика не имели место.

    Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Смоленской области Симутенкова Д.Н. в судебном заседании требования не признала, указав, что судебным приставом – исполнителем не были допущены нарушения срока совершения исполнительных действий. Требования о компенсации морального вреда считали необоснованными, поскольку истцом не доказано причинение ему физических и нравственных страданий в результате действий (бездействия) должностных лиц.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Хопунова О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, считала Министерство финансов РФ в лице УФК по Смоленской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Управление не является причинителем вреда. Надлежащим ответчиком по делу является Федеральная служба судебных приставов РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В ст. 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Согласно пункту 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент Смоленской области по здравоохранению возложена обязанность предоставить Трусову С.В. через аптечные учреждения Смоленской области бесплатный отпуск лекарственных препаратов <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту серия от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом – исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Харланенковой С.А. было возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, должнику был представлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 8 и ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст.36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

    Из материалов дела усматривается, что Департаментом Смоленской области по здравоохранению (должником) требования, содержащиеся в исполнительном документе, были исполнены ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-21). Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.

Исполнительное производство , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе в отношении должника Департамента Смоленской области по здравоохранению было окончено ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 22).

Между тем, требования об обязании Департамента Смоленской области по здравоохранению предоставить Трусову С.В. через аптечные учреждения Смоленской области бесплатный отпуск лекарственных препаратов, содержащиеся в исполнительном документе, должны были быть исполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, подтверждающих осуществление судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, либо подтверждающих невозможность исполнения должником исполнительного документа, не представлено.    

Длительная невыдача лекарственных препаратов по исполнительному документу свидетельствует о нарушении не только имущественных прав, но и нематериальных благ, таких как жизнь и здоровье, которые в определенной степени могут зависеть от ненадлежащего выполнения обязанности по обеспечению истца как инвалида 3 группы лекарственными средствами.

В силу статьи 19 Федерального закона "О судебных приставах" ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Указанные бездействия судебного пристава-исполнителя по своевременному совершению действий по исполнению исполнительного документа являются незаконными, причинившими моральный вред истцу в виде нравственных страданий, которые подлежат компенсации.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и тому подобное), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Причиненный моральный вред подлежит компенсации взысканию в пользу истца в сумме <данные изъяты> с учетом характера и объема причиненного вреда, а так же принципа разумности и справедливости.

По правилам ст. 1069 ГК РФ Вред, причиненный гражданину результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно подп. 12.1 п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Главным распорядителем бюджетных средств, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Указом Президента Российской Федерации № 1316 от 13.10.2004 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» предусмотрено, что ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.

По смыслу указанных положений ФССП России не является главным распорядителем бюджета по всем денежным средствам, выделяемым в отношении указанной службы, а лишь по тем средствам, которые предназначены для финансирования реализации функций ФССП России и обеспечения содержания органов этой службы (как центральных, так и территориальных). Возмещение ущерба, причиненного в результате действий судебных приставов-исполнителей, не является функцией ФССП России согласно положениям названного Указа.

На основании ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Поскольку моральный вред истцу причинен незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа, а служба судебных приставов финансируется за счет средств федерального бюджета, сумма денежной компенсации морального вреда подлежит взысканию с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

    взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Трусова ФИО9 <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием) Управления Федеральной службы судебных приставов России по Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий                         К.М.Макарова

2-4237/2013 ~ М-4103/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Трусов Сергей Владимирович
Ответчики
МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
04.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2013Передача материалов судье
06.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2013Подготовка дела (собеседование)
26.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2013Предварительное судебное заседание
18.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2014Дело оформлено
18.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее