06 декабря 2013 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Исаевой И.С.,
с участием: прокурора Портнова Э.Ю.
представителя Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Носовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района к Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по выполнению мероприятий по организации обеспечении безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Очерского района просит признать бездействие Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района незаконным и возложить на Администрацию обязанность провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно привести состояние дорого на участках улиц Очерского городского поселения в соответствие с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221.
В обоснование своего требования прокурор пояснил, что прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения должностными лицами муниципального образования «Очерское городское поселение» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены грубые нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих содержание дорог в муниципальном образовании Очерское городское поселение. В ходе проверки установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, а именно:
- множественные выбоины на проезжей части по <адрес>, от пересечения с <адрес>.
- множественные выбоины на проезжей части по <адрес>
- ширина пешеходного перехода на <адрес> не соответствует требованиям ГОСТа Р 52289-2004.
Результаты проведенной проверки, по мнению прокурора, свидетельствуют о неудовлетворительном исполнении администрацией Очерского городского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Очера, иных лиц, находящихся в Очерском городском поселении по личным или служебным делам. Бездействие администрации Очерского городского поселения, выраженное в невыполнении требований Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального Закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11. 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 1.10.1993 года № 221.
Прокурор Портнов Э.Ю. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивает, просил возложить на ответчика обязанность произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения в срок до 30 мая 2013 года.
Представитель Администрации Очерского городского поселения Носова В. требования прокурора признала.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит, что требования, заявленные прокурором обоснованны и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что представитель ответчика возражений по иску не представил, с исковыми требованиями согласен, на основании ст.173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд удовлетворяет заявленное требование по тем доказательствам, которые он представил.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п.п. 6, 12 ч.1 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьёй 34 Федерального закона №257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с данным стандартом, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Решением Думы Очерского городского поселения от 14.12.2005 г. №14 утвержден Устав Муниципального образования «Очерское городское поселение», согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Устава - к вопросам местного значения Очерского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, а именно:
- множественные выбоины на проезжей части по <адрес>, от пересечения с <адрес>.
- множественные выбоины на проезжей части по <адрес>
- ширина пешеходного перехода на <адрес> не соответствует требованиям ГОСТа Р 52289-2004.
Наличие вышеуказанных недостатков дорожного полотна на территории Очерского городского поселения и их не устранение в нарушение требований Федерального закона №196-ФЗ подтверждает бездействие администрации Очерского городского поселения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Очера, иных лиц, находящихся в Очерском городском поселении.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Бездействие администрации Очерского городского поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие ответчика - администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края по организации обеспечения безопасности дорожного движения в г.Очер Пермского края.
Возложить на администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края обязанность в срок до 30 мая 2014 года произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно:
- устранить множественные выбоины на проезжей части по <адрес>, от пересечения с <адрес>.
- устранить множественные выбоины на проезжей части по <адрес>
- привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 ширину пешеходного перехода на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья И.В. Кляусова