Дело № 2-468/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2013 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ганиной С.Н.,
при секретаре Якубович Л.А.,
с участием истцов Кауфман А.В., Кауфман А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А. к Министерству обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
установил:
Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, в котором с учетом уточненных требований просят признать за ними в порядке приватизации право общей долевой собственности по 1/3 доли каждому на квартиру, расположенную по адресу: г. Томск, ...
В обоснование заявленного требования истцы указали, что Кауфман А.В., проходя военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ по контракту, получил от Министерства Обороны РФ на основании ФЗ «О статусе военнослужащих» квартиру по адресу: г. Томск, ... Указанная квартира была передана по договору социального найма № 91 от 22.12.2009, заключенному между наймодателем Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа и нанимателем Кауфман А.В. на семью из трех человек, включая ... Кауфман А.В., ... – Кауфман Ю.А. На основании этого договора истцы осуществляли платежи, связанные с получением коммунальных и других услуг. Истцы в приватизации не участвовали, приватизированного жилья и в собственности не имеют. Спорная квартира принадлежит Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений». На запросы истца о передаче квартиры в собственность в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ был получен ответ, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
В судебное заседание истцы Кауфман А.В., Кауфман А.В., действующая в том числе в интересах несовершеннолетней Кауфман Ю.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах на основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч.1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 2 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено в судебном заседании, Кауфман А.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ с 21.12.1996. Приказом командира войсковой части 32103 от 26.10.2009 № 030-ПМ досрочно уволен с военной службы в связи организационно-штатными мероприятиями, с 30.11.2009 исключен из списков личного состава части. По состоянию на 30.11.2009 его выслуга лет в ВС РФ составляет 12 лет, что подтверждается выпиской из послужного списка личного дела № 2233 от 23.11.2009, выпиской из приказа № 210 от 05.11.2009.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 3 заключенного 22.12.2009 между Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа (наймодателем) и Кауфман А.В. (нанимателем) договора № 91 социального найма жилого помещения на основании решения о предоставлении жилого помещения № 11 от 03.07.2009 наймодатель передал нанимателю и членам его семьи Кауфман А.В. ... Кауфман Ю.А. ... в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 54,7 кв.м по адресу: г. Томск, ... для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/115/2013-30 от 18.03.2013 квартира, расположенная по адресу: г. Томск, ..., является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ. При этом каких-либо ограничений (обременений) права в отношении спорного жилья не зарегистрировано.
В кадастровом паспорте помещения от 23.01.2013, техническом паспорте от 15.11.2012 спорной квартиры также не содержится сведений о каких-либо ограничениях (обременениях) права в отношении спорной квартиры, где указано, что она имеет общую площадь 54,7 кв.м, расположена на шестом этаже, является двухкомнатной.
Из справок паспортного стола ООО «УК «Дом» от 17.01.2013, от 24.01.2013, выписки из финансового лицевого счета № 8188 от 24.01.2013 следует, что в квартире по адресу: г. Томск, ... зарегистрированы Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А., задолженности по коммунальным услугам нет.
Факт родственных отношений между Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А., подтверждается свидетельствами о заключении брака серии I-ОМ № 505033 от 17.03.2000, о рождении серии I-ОМ № 517233 от 11.09.2000.
Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 13.11.2012 № 12750801, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 16.01.2013 № 00/000/2013-292, от 16.01.2013 № 00/000/2013-293, от 16.01.2013 № 00/000/2013-294 подтверждается, что истцы участия в приватизации не принимали, жилых объектов недвижимости в собственности не имеют.
Таким образом, Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А. имеют право безвозмездно получить в собственность спорное жилое помещение.
Истец Кауфман А.В. обращался в Министерство обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, с просьбой передать в собственность квартиру, расположенную по адресу: г. Томск, ..., полученную от Министерства Обороны РФ по договору социального найма № 91 от 22.12.2009.
Согласно ответу Министерства обороны РФ от 20.12.2012 № 194/7/30479 Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Из ответа ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 10.12.2012 № 141/5/714674 следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не делегированы.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны (2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны № 1550 от 18.11.2010).
В силу положений ч.1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч.2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиками суду не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные требования закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: г. Томск, ... не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, препятствий для передачи истцам в собственность спорного жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А. к Министерству обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Кауфман А.В., Кауфман А.В., Кауфман Ю.А. в порядке приватизации право собственности по 1/3 доли каждому на квартиру ..., расположенную в доме ... в г. Томска.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: С.Н. Ганина