Дело № 2-436/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2015 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Голишниковой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миронова ФИО10 к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» о признании решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся,
УСТАНОВИЛ:
Миронов Г. А. обратился в суд с иском к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» о признании незаконным немотивированного отказа в части признания его нуждающимся в жилом помещении; понуждении к рассмотрению вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указал, что Межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы МО №133 от 29 мая 2009 года своим Заключением № 15 от 11.11.2011г.признала дом №<адрес>, в котором расположена квартира истца, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. До настоящего времени данное заключение действует и никем не отменено, в указанной квартире проживать невозможно. Данная квартира предоставлена ему по договору социального найма местной администрацией по ч.3 ст. 49 ЖК РФ как участковому уполномоченному милиции. По вине местной администрации, которая не содержала дом в жилом состоянии, не делала капитальные ремонты дома долгие годы (70 лет), его жилье пришло в состояние, непригодное для проживания, дом был официально признан аварийным. Истец неоднократно обращался в администрацию с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилье для дальнейшего предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения, однако администрация игнорировала его заявления, требуя предоставить необходимый пакет документов.
11 декабря 2014 года истец вместе с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в жилье, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также Законом Калининградской области № 617 предоставил в администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» все справки о своих доходах и имуществе, т.е. весь необходимый пакет документов для рассмотрения вопроса о признании его малоимущим (или не признании его таковым с конкретной мотивировкой), в связи с чем ответчик обязан было такое заявление рассмотреть и принять соответствующее решение, а также решить вопрос о постановке истца на учет нуждающихся в жилье согласно п. 3ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Администрация своим ответом отказала истцу в постановке на учет нуждающихся в жилье предоставляемом по договору социального найма по причине превышения размера квартиры учетной нормы общей площади жилого помещения (12 м.кв. на чел.), с таким отказом истец не согласен, поскольку занимаемая им квартира является аварийной и не подлежит учету.
Просил: признать незаконным немотивированный отказ администрации МО «Зеленоградское городское поселение» в части признания его нуждающимся в жилье по договору социального найма и обязать администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как проживающего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, с обязательной постановкой на соответствующий учет.
В дальнейшем требования истцом были уточнены, при тех же обстоятельствах просит признать решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как проживающего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, незаконным; признать его право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ; обязать администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании Миронов Г. А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить с учетом уточнения по основаниям, изложенным в иске, также уточнил, что просит обязать администрацию поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, т.е. с 11 декабря 2014 года. Пояснил, что ответ Администрации от 31 декабря 2014 года расценивает, как отказ в признании его малоимущим и постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку Администрация не желает рассматривать его заявления с приложенными документами, чем нарушает его жилищные права.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Зеленоградское городское поселение» Грищук Р. В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал. Указал, письмо Администрации от 31 декабря 2014 года является информационным для Миронова Г. А., данным письмом ему никто не отказывал в признании его нуждающимся в жилом помещении, поскольку такое решение было принято ранее, 31 октября 2014 года. Полагает, что Миронов Г. А. фактически обжалует бездействие Администрации по не рассмотрению его вопроса в порядке главы 25 ГПК РФ. Просил в иске отказать.
Заслушав стороны, исследовав все доказательства в совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, не оспаривается сторонами, а также установлено судебными актами, что Миронов Г. А. является нанимателем жилого помещения – квартиры <адрес> Калининградской области. Ранее в указанной квартире были зарегистрированы также Миронов Ф. Г. – сын нанимателя, с ДД.ММ.ГГГГ года Миронова А. Ф. – внучка нанимателя, который в настоящее время сняты с регистрационного учета.
Из материалов дела следует, что решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 10 декабря 2014 года на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда Миронову Г. А., Миронову Ф. Г., действующему за себя и несовершеннолетнюю Миронову А. Ф. было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке на основании договора социального найма на семью в составе три человека благоустроенного жилого помещения в черте г. Зеленоградска в виде отдельной квартиры, расположенной не выше второго этажа и равнозначной, ранее занимаемой, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям.
Этим же решением установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации МО «Зеленоградское городское поселение» № 133 от 29 мая 2009 года - жилой дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 14 февраля 2013 года № 40 вышеназванное Заключение утверждено, жилой дом № <адрес> включен в Программу переселения на 2013-2015 годы, этим же постановлением определен планируемый период переселения граждан из указанного дома в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы.
При этом судом также было установлено и не оспаривалось сторонами, что Миронов А. Г. неоднократно обращался в администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» с заявлениями о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий для обеспечения его семьи жилым помещением во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному ст.ст. 85, 86, 89 ЖК РФ. Ответами администрации со ссылками на действующее законодательство Миронову А. Г. разъяснялся порядок постановки на жилищный учет, для чего необходимо в установленном законом порядке обратиться в администрацию и предоставить документы, подтверждающие право истцов состоять на жилищном учете.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что после состоявшегося судебного решения, Миронов Г. А. 06 октября 2014 года вновь обратился в администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» в котором указал, что ранее просил предоставить ему список документов, необходимых для решения вопроса о постановке его в очередь нуждающихся в жилье, также просил приостановить ответ на его обращение от 12 сентября 2014 года и просил предоставить ему перечень документов, которые ему необходимо донести, одновременно приложил копию лицевого счета, поквартирную карту, справки о доходах и пенсии.
Как следует из ответа администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 31 октября 2014 года, заявление Миронова Г. А. о постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищный условий администрацией рассмотрено и принято решение, которым Миронову Г. А. отказано в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Отказ мотивирован тем, что согласно поквартирной карточке от 06 октября 2014 года по квартире общей площадью 35,7 кв. м Миронов Г. А. зарегистрирован один, общая площадь квартиры превышает размер учетной нормы общей площади жилого помещения
Как пояснял в судебном заседании Миронов Г. А., вплоть до 11 декабря 2014 года он действительно не предоставлял в администрацию полный пакет документов, необходимый для рассмотрения его вопроса, в связи с чем он соглашается с тем, что действия администрации и ее решения принятые до этого обращения были правильными. В связи с этим, он собрал полный пакет документов, соответствующий требованиям Закона Калининградской области № 617 и 11 декабря 2014 года вновь обратился с документами в администрацию, а ответчик не разобравшись и не рассмотрев весь пакет, вновь отказал ему по тем же основаниям, что является незаконным.
Как уже указано выше, решением Зеленоградского районного суда от 29 сентября 2014 года Миронову Г. А. было отказано в удовлетворении исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, при этом данным решением указано на то, что Миронов и члены его семьи не были признаны нуждающимися в жилых помещениях и не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к категории малоимущих и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» с последующими изменениями - малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 1 Закона).
Признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагаются следующие документы, необходимые для определения среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению:
паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность;
документы о составе семьи заявителя;
документы (копии), выданные регистрирующими органами (органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств), подтверждающие правовые основания владения заявителем и членами его семьи транспортными средствами и недвижимым имуществом на праве собственности или отсутствие прав;
копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период с отметкой налоговых органов о принятии налоговых деклараций или другие документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о постановке на учет и предоставлении жилья по договору социального найма;
копии документов из органов технической инвентаризации с указанием стоимости недвижимого имущества, принадлежащего заявителю и членам его семьи на праве собственности;
кадастровую выписку о земельном участке (при наличии в собственности земельного участка), сведения об оценке транспортного средства (при наличии в собственности транспортного средства).
Документы, подтверждающие сведения о налогооблагаемом имуществе, должны содержать основание приобретения имущества (покупка, дарение, наследование и т.д.) и реквизиты соответствующего договора или акта, сведения о виде собственности (личная, общая), для совместной собственности - сведения об иных лицах (фамилия, имя, отчество или наименование), в собственности которых находится имущество, для долевой собственности - доля лица (членов семьи), о котором (которых) представляются сведения. Документы, подтверждающие сведения о земельных участках, должны содержать информацию о виде земельного участка (пая, доли).
Требование каких-либо других документов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.
Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года N 632 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- документы, удостоверяющие личность гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
- документы, подтверждающие состав семьи заявителя;
- копия поквартирной карточки (выписки из домовой книги) и копия финансового лицевого счета;
- документ, подтверждающий наличие у гражданина и (или) лица(лиц), указанного(ых) им в качестве члена(ов) семьи, тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при которой совместное проживание с ним(и) в одной квартире невозможно (при наличии);
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- документы, необходимые для определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в соответствии с Законом Калининградской области "О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма", или документы, свидетельствующие об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Калининградской области категории граждан, которые могут состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие, что в течение пяти лет до его подачи гражданин не совершал действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. В случае отсутствия таких документов указанные сведения подтверждаются соответствующей распиской гражданина.
Таким образом, с учетом указанных норм права орган местного самоуправления при решении вопроса о постановке или отказе в постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося в жилых помещениях должен был проверить наличие или отсутствие всех оснований для постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включая возможность признания его малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика, что 11 декабря 2014 года Миронов Г. А. обратился в администрацию по вопросу признания его нуждающимся в жилье в связи с тем, что занимаемое им жилое помещение признано в установленном законом порядке аварийным, предоставив для этого необходимый пакет документов.
Из материалов дела также следует, что ответом от 31 декабря 2014 года Администрация указала ему на то, что им вновь предоставлен неполный пакет документов, а также то, что в октябре 2014 года заявителю уже было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Этим же ответом Администрация прекратила переписку с Мироновым Г. А. по основаниям, предусмотренным ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал того обстоятельства, что фактически заявление от 11 декабря 2014 года и приложенные к нему документы рассмотрено не было, равно как не отрицал того, что все необходимые документы для принятия решения Мироновым Г. А. к его заявлению приложены были, сославшись лишь на то, что данным ранее ответом в октябре 2014 года Миронову Г. А. уже было отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении. Основанием к этому послужило то, что заявителем предоставлен неполный пакет документов, а также то, что общая площадь квартиры истца превышает размер учетной нормы общей площади жилого помещения, в связи с чем, ему отказано в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Судом представителю ответчика было предложено рассмотреть представленные Мироновым Г. А. документы и предоставить суду обоснованный ответ Миронову Г. А. на его заявление, однако указанное ответчиком сделано не было с указанием на то, что Миронов Г. А. может вновь обратиться в администрацию с заявлением и приложенным пакетом документов, тогда администрация рассмотрит его заявление и примет решение, а в настоящий момент такое решение было принято в октябре 2014 года.
Частями 1 и 2 статьи 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Однако, администрация «Зеленоградское городское поселение» в нарушение вышеприведенных положений Закона при подаче Мироновым Г. А. заявления вопрос о признании его малоимущим или об отказе в признании его таковым для целей предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда фактически не рассмотрел.
Отказ органа местного самоуправления в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях мотивирован его обеспеченностью жилым помещением общей площадью, превышающей установленную, и непредоставлением полного пакета документов.
Между тем, суд полагает указанные основания отказа органа местного самоуправления необоснованными.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Городского Совета депутатов № 82 от 18 апреля 2007 года на территории г. Зеленоградска учетная норма площади на одного человека установлена в размере 12 кв. м.
Как уже указано выше, Миронов Г. А. является нанимателем жилого помещения – квартиры 6 дома 21 по ул. Морской в п. Малиновка г. Зеленоградска, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, площадь жилого помещения, расположенного в аварийном и подлежащем сносу жилом доме, учету не подлежит, следовательно, по данному основанию заявитель может быть при условии соблюдения иных требований закона поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку иных жилых помещений в его собственности нет, а единственное жилое помещение, нанимателем которого он является признано аварийным, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.
Нельзя признать состоятельным и довод администрации о не предоставлении Мироновым Г. А. полного пакета документов, поскольку никаких доказательств этому стороной ответчика не представлено, не мог указать суду какие документы не представлены истцом и представитель ответчика в судебном заседании.
Таким образом, отказ администрации МО «Зеленоградское городское поселение» в постановке Миронова Г. А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям его обеспеченности жилым помещением общей площадью, превышающей установленную, и непредставлением документов, является незаконным, в связи с чем, заявленные истцом требования в указанной части являются законными и обоснованными, соответственно являются обоснованными и требования истца о понуждении органа местного самоуправления поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Требования о признании права Миронова Г. А. на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, суд полагает заявленными излишне, поскольку они охватываются требованиями о возложении обязанности на ответчика поставить Миронова Г. А. на такой учет.
При таких обстоятельствах, заявленные Мироновым Г. А. требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Миронова ФИО10 удовлетворить.
Признать решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» об отказе в постановке Миронова Г. А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным.
Обязать администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Миронова Григория Анатольевича с момента обращения в администрацию МО «Зеленоградское городское поселение», т.е. с 11 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 13 июля 2015 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец