Судья – Грачев П.А. Дело № 33-2199/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 марта 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Багрий Л.Б.
судей Стрыгиной С.С. и Метова О.А.
по докладу Метова О.А.
при секретаре – Ким С.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Темрюкского района на решение Темрюкского районного суда от 22.11.2013 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с исковым заявлением о взыскании со Стопченко В.В., Поплавской Н.Л., Филоновой Е.В., Пащенко Л.Ию., Пустоваловой С.Р. незаконно полученных компенсационных выплат: со Стопченко В.В. - 18270 рублей, с Поплавской Н.Л. - 26490 рублей, с Филоновой Е.В. -26490 рублей, с Пащенко Л.И. - 26490 рублей, с Пустоваловой С.Р. - 26490 рублей в доход муниципального образования Голубицкого сельского поселения.
В обоснование требований прокурор указал, что ответчики получили компенсационные выплаты на основании незаконных постановлений администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района от 22.10.2010г. № 176 «Об утверждении целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления на 2011 - 2013 годы. Предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено. Положениями Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена возможность выделения бюджетных средств при соблюдении определенных условий для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления, а не конкретного лица.
Таким образом, ежемесячные компенсационные выплаты за работу в территориальных органах общественного самоуправления, выраженную в реализации права на самоорганизацию по месту жительства жителей, производятся администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района из местного бюджета в нарушение требований федерального законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.
Незаконно полученные ответчиками - руководителями органов территориального общественного самоуправления из муниципального бюджета денежные суммы подлежат взысканию обратно в бюджет.
Ответчики и представитель третьего лица в судебное заседание не явились.
Обжалуемым решением суда в иске отказано.
В апелляционном представлении ставится вопрос на предмет отмены указанного решения суда, как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что решением Темрюкского районного суда от 29.07.2013 года, вступившим в законную силу, постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2012 года № 176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.», на основании которого ответчикам были произведены компенсационные выплаты, признано незаконным с обязанием администрации Голубицкого сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Согласно статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Частью 7 ст. 27 указанного Федерального закона к исключительным
полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, отнесено в том числе:
установление структуры органов территориального общественного
самоуправления; принятие устава территориального общественного
самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов
территориального общественного самоуправления; определение основных
направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении.
На основании ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
При этом порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 11 ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации к основным принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон, либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, предоставление каких-либо компенсационных выплат из средств местных бюджетов руководителям органов территориального общественного самоуправления федеральным законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 18 решения Законодательного собрания Краснодарского края от 24.05.2006 №2263-П «Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования» расходы на финансирование деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) могут учитываться в местном бюджете в рамках соответствующих целевых программ по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, осуществлению иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан. Кроме того, в рамках целевых программ могут учитываться расходы, связанные с получением руководителями органов территориального общественного самоуправления компенсационных выплат на частичное возмещение своих затрат по содержанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, приобретению топлива».
Более того, решением Темрюкского районного суда от 29.07.2013 года, вступившим в законную силу на основании Апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 01.10.2013 года, постановление администрации Голубицкого сельского поселения от 22.10.2012 года № 176 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Компенсационные выплаты руководителям органов территориального общественного самоуправления в Голубицком сельском поселении Темрюкского района на 2011-2013 г.г.», на основании которого ответчикам были произведены компенсационные выплаты, признано незаконным с возложение обязанности на администрацию Голубицкого сельского поселения об устранении выявленных нарушений законодательства.
Однако, суд первой инстанции ошибочно указал в обжалуемом решении о том, что решение Темрюкского районного суда от 29.07.2013 года отменено.
Согласно представленной главой Голубицкого сельского поселения информации от 11.06.2013 года в 2011-2012 годах руководитель территориального общественного самоуправления Стопченко В.В. получила компенсационные выплаты в размере 18 270 руб., в 2011-2013 годах руководители территориального общественного самоуправления получили выплаты: Поплавская Н.Л. - в размере 26 490 руб., Филонова Е.В. - в размере 26 490 руб., Пащенко Л.И. - в размере 26 490 руб., Пустовалова СР. - в размере 26 490 руб.
Указанные ежемесячные компенсационные выплаты за работу в территориальных органах общественного самоуправления, выраженную в реализации права на самоорганизацию по месту жительства жителей, производились администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района в нарушение требований федерального законодательства.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб)
Таким образом, отменяя решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что незаконно полученные ответчиками - руководителями органов территориального общественного самоуправления из муниципального бюджета денежные суммы подлежат взысканию обратно в бюджет.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Темрюкского районного суда от 22 ноября 2013 года отменить, приняв новое решение.
Взыскать со Стопченко Валентины Васильевны незаконно полученные компенсационные выплаты в размере 18 270 руб., с Поплавской Натальи Леонидовны - в размере 26 490 руб., с Филоновой Евгении Викторовны - в размере 26 490 руб., с Пащенко Ларисы Ивановны — в размере 26 490 руб., с Пустоваловой Светланы Робертовны - в размере 26 490 руб. в доход муниципального образования Голубицкое сельское поселение на расчетный счёт ИНН 2352037870 КПП 235201001 р/с 40204810300000000357 в ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю БИК 040349001 ОКПО 04088546 ОГРН 1052329075116.
Председательствующий:
Судьи:
Судья – Грачев П.А. Дело № 33-2199/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
13 марта 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Багрий Л.Б.
судей Стрыгиной С.С. и Метова О.А.
по докладу Метова О.А.
при секретаре – Ким С.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Темрюкского района на решение Темрюкского районного суда от 22.11.2013 года.
Заслушав доклад, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Темрюкского районного суда от 22 ноября 2013 года отменить, приняв новое решение.
Взыскать со Стопченко Валентины Васильевны незаконно полученные компенсационные выплаты в размере 18270 руб., с Поплавской Натальи Леонидовны - в размере 26 490 руб., с Филоновой Евгении Викторовны - в размере 26 490 руб., с Пащенко Ларисы Ивановны — в размере 26 490 руб., с Пустоваловой Светланы Робертовны - в размере 26 490 руб. в доход муниципального образования Голубицкое сельское поселение на расчетный счёт ИНН 2352037870 КПП 235201001 р/с 40204810300000000357 в ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю БИК 040349001 ОКПО 04088546 ОГРН 1052329075116.
Председательствующий:
Судьи: