гражданское дело № 2-1521/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 24 июля 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Ремизовой Е.П.
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Колмаковой Т.Н.
при секретаре Мартыновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Абалаковский сельсовет в лице администрации Абалаковского сельсовета, Муниципальному образованию Епишинский сельсовет в лице администрации Епишинского сельсовета, Муниципальному образованию Шапкинский сельсовет в лице администрации Шапкинского сельсовета, Муниципальному образованию Железнодорожный сельсовет в лице администрации Железнодорожного сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения поселений,
установил:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Абалаковского сельсовета в лице администрации Абалаковского сельсовета, Епишинского сельсовета в лице администрации Епишинского сельсовета, Шапкинского сельсовета в лице администрации Шапкинского сельсовета, Железнодорожного сельсовета в лице администрации Железнодорожного сельсовета выразившееся в неисполнении требований действующего федерального законодательства по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения и возложении обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения поселения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», проведенной Енисейской межрайонной прокуратурой, установлено отсутствие в Абалаковском, Епишинскам, Шапкинском, Железнодорожном сельских поселениях утвержденных схем водоснабжении и водоотведения, которые должны были быть утверждены до 01.07.2013 г. В адрес глав указанных поселений вносились представления об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени вопрос не решен ввиду отсутствия денежных средств. Бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении данной обязанности в указанной сфере деятельности нарушает права граждан, проживающих на территории поселений на обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Определением суда от 03 июня 2015 года гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании прокурор Колмакова Т.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в исках основаниям.
Представители ответчиков Железнодорожного сельсовета Енисейского района Иванова ФИО1 в судебном заседании 24 июля 2015 года, а также Шапкинского сельсовета Енисейского района Загитова ФИО2 в судебном заседании 22 июля 2015 года заявленные требования не оспаривали.
Ответчики администрации Епишинского и Шапкинского сельсоветов, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направили, сведений о причинах неявки не сообщили, возражений против удовлетворения требований не представили.
Представитель третьего лица МКУ "Служба муниципального заказа Енисейского района" Яричина ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения требований не возражала, дополнительно пояснила, что проведен аукцион в электронной форме № на право заключения муниципального контракта на разработку схем водоснабжения и водоотведения в Муниципальных образованиях Енисейского района Красноярского края, по итогам которого поступил протокол разногласий к проекту контракта.
Третье лицо Администрация Енисейского района о времени и месте слушания дела было извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, пояснения ответчиков и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, действующие на территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В силу п.4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Из вышеуказанного законодательства следует, что обязанность по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселения на территории муниципального образования возложена на администрацию поселка.
Схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития (Правила разработки и утверждения схем водоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»)).
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий (п.3 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения).
В соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона «О водоснабжении водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено нарушение вышеуказанных норм законодательства, выразившееся в отсутствии в ряде поселений Енисейского муниципального района (в том числе Абалаковском, Епишинскам, Шапкинском, Железнодорожном сельских поселениях) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения, которые в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона «О водоснабжении водоотведении» необходимо было утвердить до 1 июля 2013 года.
В адрес глав указанных поселений вносились представления об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени вопрос не решен. Решением Енисейского районного совета депутатов Красноярского края от 28.05.2015 г. № 42-550р «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселений органами местного самоуправления муниципального района на разработку схемы водоснабжения и водоотведения» принято на 2015 финансовый год осуществление части полномочий по разработке схем водоснабжения и водоотведения, в том числе, право на размещение муниципального заказа, право на заключение муниципального контракта, также приняты денежные средства из бюджетов поселений районным бюджетом в соответствии с приложением 1 к настоящему решению.
Кроме того, проведен аукцион в электронной форме № на право заключения муниципального контракта на разработку схем водоснабжения и водоотведения в Муниципальных образованиях Енисейского района Красноярского края, по итогам которого поступил протокол разногласий к проекту контракта.
Между тем, поскольку до настоящего времени договоры на заключены, требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения поселений, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении действующего федерального законодательства по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения в срок до 01 июля 2013 года нарушает права граждан, проживающих на территории поселений на обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологии. Отсутствие указанных выше мер со стороны ответчиков свидетельствуют о бездействиях.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая позицию прокурора, действия направленные на исполнение требований прокурора, суд считает возможным установить срок, предложенный прокурором, в течение которого ответчиками должно быть исполнено решение суда – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом установленных фактических обстоятельств и изложенных законодательных норм, суд считает, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействия органов местного самоуправления Абалаковского сельского совета в лице администрации Абалаковского сельсовета, Епишинского сельского совета в лице администрации Епишинского сельсовета, Шапкинского сельского совета в лице администрации Шапкинского сельсовета, Железнодорожного сельского совета в лице администрации Железнодорожного сельсовета, выразившееся в неисполнении действующего федерального законодательства по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения в срок до 01 июля 2013 года.
Обязать администрации Абалаковского, Епишинского, Шапкинского, Железнодорожного сельсоветов Енисейского района в течении года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения поселений.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2015 года.