Дело № 2-792/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Ушанёвой С.А.,
с участием: представителя истца Гончарова В.А. – Мирзаева Т.А., представителя ответчика ГУСРО ФСС РФ Боблова Д.Н., представителя третьего лица СККБ Литвиненко Н.Н., представителя третьего лица АО ВТБ МС Сереканяна К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Гончарова В. А. к ГУ Ставропольскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации, третьи лица: АО ВТБ МС в СК, ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница», о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации – эндопротез,
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров В.А. обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ГУ Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в пользу - Гончарова В. А. компенсацию расходов на приобретение технического средства реабилитации в сумме 112 540 рублей.
В обоснование требований в иске указано, что Гончаров В.А. признан инвалидом 3-й руппы по общему заболеванию бессрочно, о чем свидетельствует справка серии МСЭ-2014 <номер обезличен>. выданная 23.06.2015г. ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» филиал <номер обезличен> <адрес обезличен>. 09.07.2014г. ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» филиал <номер обезличен> <адрес обезличен> ему выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой предусмотрено выделение средств технической реабилитации - эндопротезирование обоих тазобедренных суставов в период с 08.07.2014г по 01.07.2015г., исполнителем указан ответчик - ФСС. 2908.2014 года ему выполнено первичное эндопротезирование правого тазобедренного сустава за счет средств ФСС. Однако, ответчик осуществил эндопротезирование только правого тазобедренного сустава, а в части протезирования левого тазобедренного сустава не исполнил своевременно вышеуказанное обязательство. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего ^^Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 25.12.2014 года между ним и ИП Дьяченко М.А. был заключен договор купли-продажи медицинского изделия: эндопротез тазобедренного сустава "Зиммер" (Zimmer) стоимостью 112 540 рублей, оплату которого он произвел за счет личных средств, согласно товарному чеку от 25.12.2014 года№ СК-242 и квитанции об оплате от 25.12.2014 года. 25.02.2015 года ему выполнено первичное бесцементное эндопротезирование левого тазобедренного сустава. После окончания стационарного послеоперационного лечения и восстановительного периода, он обратился в ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за приобретенное им, указанное выше, средство технической реабилитации и приложил к нему документы, подтверждающие расходы. Однако, ему было отказано в выплате компенсации, со ссылкой на то, что. начиная 01.01.2015г. обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с требованиями закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем отделение Фонда не вправе возместить ему расходы за самостоятельно приобретенный эндопротез за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируем я социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст.ст. 10, 11.1 Закона №181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 11, 24, 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 (далее Правила) в случае признания гражданина инвалидом, датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико - социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер. направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности. Статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена возможность выплаты инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере стоимости приобретенного средства. Во исполнение вышеуказанных норм Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации. Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страхового номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Несмотря на все вышеуказанные нормы закона и наличие полного пакета утвержденных Порядком документов, предоставленных мной ответчику для обеспечения выплаты компенсации, в выплате мне было отказано со ссылкой на Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2014 г. № 1776-р. Распоряжением Правительства РФ N 2347-р от 30.12.2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в число которых включено протезирование (п. 4), а техническими средствами реабилитации признаны протезы, в том числе эндопротезы и ортезы (п. 8). Действительно, Распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2014 г. № 1776-р уточнен Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. в части использования эндопротезов при оказании медицинской помощи больным. В связи с чем, финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, начиная с 01.01.2015г. осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи инвалидам, требующей использования «эндопротезов», должно осуществляться медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако, подпункт «б» п.1 распоряжения Правительства РФ вступил в силу с 01.01.2015г. Исходя из требований закона, учитывая, что данные изменения вступили в силу с 01.01.2015г., они распространяются на инвалидов, которым выдано назначение «эндопротезов» специалистами медико-социальной экспертизы в рамках индивидуальной программы реабилитации после 01.01.2015г. Аналогичные разъяснения дало Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме в Фонд социального страхования РФ <номер обезличен>/В-453 от 27.01.2015г. Считает, что данный отказ вынесен незаконно, т.е. в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, при этом Фондом социального страхования Российской Федерации не учтены также разъяснения, данные Министерством здравоохранения Российской Федерации в своем информационном письме от 17.11.2014г. <номер обезличен>, согласно которым, обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после 1 января 2015 года может осуществляться только гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации, наступило до 1 января 2015 года. Право на получение мной эндопротеза, как технического средства реабилитации, возникло до 01 января 2015 года, что подтверждается прилагаемой к иску индивидуальной программы реабилитации, т.е. и обеспечиваться данный эндопротез должен за счет средств социального страхования.
В судебное заседание истец Гончаров В.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя. Суд с согласия участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Гончарова В.А. – Мирзаев Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУСРО ФСС РФ Боблов Д.Н. в судебном заседании пояснил, что согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 09.07.2014г. <номер обезличен> Гончарову В.А. показано тотальное эндопротезирование обоих тазобедренных суставов. 25.12.2014г. Гончаровым В.А. приобретен эндопротез тазобедренного сустава. В подтверждение факта приобретения заявителем указанного эндопротеза в материалах дела имеется договор розничной купли-продажи медицинских изделий с доставкой товара от 25.12.2014 № СК-242, заключенный между индивидуальным предпринимателем Дьяченко М.А. и Гончаровым В. А., согласно которому заявитель приобрел эндопротез тазобедренного сустава «Зиммер» стоимостью 112540 руб., оплата подтверждена квитанцией от 25.12.2014 № СК-242, товарным чеком от 25.12.2014г. № СК-242. 25.02.2015г. в травматолого-ортопедическом отделении № 1 ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» заявителю было выполнено первичное бесцементное эндопротезирование левого тазобедренного сустава, что подтверждается выпиской из медицинской карты стационарного больного <номер обезличен>. Заявление о предоставлении государственной услуги (о выплате компенсации за приобретенный эндопротез) от Гончарова В.А. ни в 2014 году, ни в 2015 году, ни в 2016 году в филиал <номер обезличен> отделения Фонда не поступало. 09 августа 2016 году от истца поступило заявление о том, чтобы филиал № 9 отделения Фонда дал письменный отказ в приеме документов о проделанной операции по эндопротезированию в 2015 году. Письмом отделения Фонда от 09.08.2016 <номер обезличен>л Гончарову В.А. даны разъяснения на изменившееся с 01.01.2015 г. законодательство в части обеспечения инвалидов эндопротезами. Обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 323-ФЗ). Финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, требующей использование эндопротезов, начиная с 1 января 2015 г., осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. В этой связи обеспечение инвалидов эндопротезами после 31 декабря 2014 г. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не допускается. Вместе с тем, инвалид вправе после 1 января 2015 получить компенсацию за самостоятельно приобретенные эндопротезы при условии: наличия рекомендаций по обеспечению эндопротезами в индивидуальной программе реабилитации и принятия инвалида территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства на учет по обеспечению эндопротезами в 2014 г.; приобретения инвалидом эндопротезов за счет собственных средств до 1 января 2015 г., что подтверждается соответствующими документами об их оплате. В случае если инвалид не был поставлен на учет по обеспечению эндопротезами в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 г., или эндопротез был приобретен инвалидом после 31 декабря 2014 г., правовые основания для выплаты компенсации отсутствуют. Указанная позиция отражена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2015 <номер обезличен>/ООГ-4008 по конкретному случаю, имевшему место в отделении Фонда по жалобе инвалида Рыбасовой Г.Н. Истцом соблюдены не все условия, а именно принятие инвалида территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства на учет по обеспечению эндопротезами в 2014 г. не осуществлялось. Гончаров В.А. вообще не обращался в филиал <номер обезличен> отделения Фонда с заявлением о предоставлении государственной услуги (о выплате компенсации за приобретенный эндопротез). Таким образом, у отделения Фонда отсутствуют правовые основания для выплаты компенсации истцу. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств Фонда осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и на основании ИПР, разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 № 1776-р уточнен Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р. Подпункт «б» п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 № 1776-р вступил в силу с 01.01.2015 года, которым эндопротезы исключены из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отделение Фонда с 01.01.2015 года не осуществляет обеспечение инвалидов эндопротезами, а следовательно не имеет законных оснований для выплаты инвалидам компенсации стоимости самостоятельно приобретенных эндопротезов. Указанная позиция отражена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.01.2015 <номер обезличен>/В-453. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся определение государственной политики в отношении инвалидов и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы. В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.01.2015 <номер обезличен>/В-453 указано, что начиная с 01.01.2015 г. обеспечение инвалидов эндопротезами, осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона № 323-ФЗ.
Представитель АО ВТБ МС в СК по доверенности пояснил, что 01.07.2015 г. исполнителем указан ФСС, согласно которой 29.08.2014 года Гончарову В. А. проведено первичное эндопротезирование правого тазобедренного сустава из средств ФСС. Далее 18.02.2015 г. Гончаров В.А. госпитализирован в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ставропольская краевая клиническая больница» для проведения оперативного вмешательства на втором, левом тазобедренном суставе. Данная медицинская услуга медицинской организацией оказана Гончарову В. А. в полном объеме. Претензий к качеству и объему оказанных ему услуг истец в Филиал не предъявлял. Согласно договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2013года <номер обезличен> ГБУЗ СК «СККБ» выставила счёт на оплату проведенного Гончарову В. А. лечения на сумму 34 631 руб. 75 коп., представленный счёт оплачен Филиалом. Таким образом, филиалом выполнены все договорные обязательства на оплату оказанной Гончарову В. А. медицинской помощи. Из представленного счёта видно, что согласно тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2014г., действующего на момент оперативного проведенного оперативного вмешательства: код медицинской услуги А 16.04.027 «Эндопротезирование кости тотальное», что соответствует КСГ HS 15199, как и указано в счёте. Таким образом при рассмотрении вопроса о возмещении затрат на приобретение эндопротеза, следует руководствоваться действующим законодательством на день выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида, а именно Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Представитель третьего лица СККБ Литвиненко Н.Н. в судебном заседании пояснил, что доводы ответчика, о том что, предоставление эндопротеза левого тазобедренного сустава, должно было финансироваться в рамках оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств фонда медицинского страхования, считаем несостоятельными, так как 09.07.2014г. истцу была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой предусмотрено выделение средств технической реабилитации - эндопропротезирование обоих тазобедренных суставов срок действия по 01.07.2015 г., исполнитель - ФСС. 18.02.2015 г. Гончаров В.А. планово госпитализирована в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ставропольская краевая клиническая больница» с диагнозом двухсторонний коксартроз. Как следует из выписки из медицинской карты стационарного больного <номер обезличен>, после предоперационного обследования и подготовки 25.02.2015 г. выполнено первичное бесцементное эндопротезирование левого тазобедренного сустава. Получал общее и местное комплексное лечение. На момент выписки ходит при помощи костылей. Рана зажила первичным натяжением. Швы сняты. Выписан в удовлетворительном состоянии под наблюдением травматолога по месту жительства - явка в поликлинику 11.03.2015 г. Медицинские услуги ГБУЗ СК «СККБ» истцу оказаны в полном объеме. Претензий к качеству и объему оказанных услуг у истца отсутствуют. Согласно ст. 11 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, (часть первая в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Как следует из письма Минздрава России от 17.11.2014 <номер обезличен> «Об обеспечении эндопротезами за счет средств социального страхования» обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после 1 января 2015 года может осуществляться только гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации, наступило до 1 января 2015 года. Право на получение эндопротезов как технических средств реабилитации наступает в момент выдачи ИПР, отсюда следует, что у Истца данное право наступило 09.07.2014 г. Согласно п. 5 Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н (ред. от 24.10.2014) «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет. Согласно вышеуказанному реестру за оказание медицинской помощи (расходы на эндопротезирование) Истцу, ГБУЗ СК «СККБ» выставлен счет АО ВТБ Медицинское страхование на сумму 34 631 (тридцать четыре тысячи шестьсот тридцать один) руб. 75 коп. (реестровый <номер обезличен> стр. 4). Согласно тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2014 г., действующего на момент оперативного вмешательства, ГБУЗ СК «СККБ» имеет 3 уровень 2 подуровень оказания медицинской помощи, в соответствии с таблицей 8 соглашения. Коэффициент уровня оказания медицинской помощи (КфУР) ГБУЗ СК «СККБ», в стационарных условиях является -1,2 (согласно таблице 38 соглашения). Как следует, из базовых тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС в стационарных условиях на территории Ставропольского края тариф по КСГ -199 составляет 28 859 руб. 79 коп. Так как индивидуальная программа реабилитации инвалида, предусматривающая выделение средств технической реабилитации - эндопротезирование коленных суставов, была выдана Рыбасовой Г.Н. в 2014 г., то рассматривая вопрос о возмещение затрат на эндопротез, следует руководствоваться законодательством действующим на день выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида, а именно Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Представитель третьего лица АО ВТБ МС Сереканян К.В. в судебном заседании просил суд внести решение в соответствии с законом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ).
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что Гончарову В.А. установлена 3-я группа инвалидности, причина общее заболевание инвалидности, группа инвалидности установлена бессрочно.
Согласно программе реабилитации инвалида Гончарова В.А. в графе мероприятия медицинской реабилитации указано эндопротезирование обоих тазобедренных суставов, исполнитель проведения мероприятия ФСС.
Гончаровым В.А. самостоятельно приобретен эндопротез тазобедренного сустава.
Согласно договору розничной купли-продажи медицинских изделий с доставкой товара от 25.12.2014 № СК-242, заключенного между индивидуальным предпринимателем Дьяченко М.А. и Гончаровым В.А., Гончаров В.А. приобрел эндопротез тазобедренного сустава «Зиммер» стоимостью 112540 руб., оплата подтверждена квитанцией от 25.12.2014 № СК-242, товарным чеком от 25.12.2014г. № СК-242.
25.02.2015г. в травматолого-ортопедическом отделении № 1 ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» Гончарову В.А. выполнено первичное бесцементное эндопротезирование левого тазобедренного сустава, что подтверждается выпиской из медицинской карты стационарного больного <номер обезличен>.
09.08.2016г. от Гончарова В.А. в филиал <номер обезличен> отделения фонда поступило заявление Гончарова В.А. о приеме документов о проделанной операции по эндопротезированию в 2015году.
Письмом отделения Фонда от 09.08.2016 <номер обезличен>л Гончарову В.А. даны разъяснения на изменившееся с 01.01.2015 г. законодательство в части обеспечения инвалидов эндопротезами.
Обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, требующей использование эндопротезов, начиная с 1 января 2015 г., осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
В этой связи обеспечение инвалидов эндопротезами после 31 декабря 2014 г. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не допускается.
Согласно изменениям в закон №323 - ФЗ, инвалид вправе после 1 января 2015 получить компенсацию за самостоятельно приобретенные эндопротезы при условии следующих условий: наличия рекомендаций по обеспечению эндопротезами в индивидуальной программе реабилитации и принятия инвалида территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства на учет по обеспечению эндопротезами в 2014 г.; приобретения инвалидом эндопротезов за счет собственных средств до 1 января 2015 г., что подтверждается соответствующими документами об их оплате.
Однако, Гончаровым В.А. не представлено подтверждение принятия инвалида территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства на учет по обеспечению эндопротезами в 2014 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 № 1776-р уточнен Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.
Подпункт «б» п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 № 1776-р вступил в силу с 01.01.2015 года, которым эндопротезы исключены из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
В соответствии с и. 3 Порядка № 57 компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с ИПР инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 № 214н.
В том числе, размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно п. 4 Порядка № 57 размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Следовательно, для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез левого тазобедренного сустава Гончарова В.А. необходимо учитывать стоимость этого эндопротеза, а также стоимость аналогичного эндопротеза левого тазобедренного сустава, предоставляемого отделением Фонда. В связи с тем, что последняя завершенная процедура осуществления закупки эндопротеза тазобедренного сустава отделением Фонда, согласно информации о контракте, завершена 01.08.2013 г. применению подлежит государственный контракт от 17.07.2013 № 513 исполненный в полном объеме на дату подачи инвалидом заявления. Согласно государственному контракту от
17.07.2013 <номер обезличен> стоимость эндопротеза тазобедренного сустава составляет 115390 рублей.
В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденного Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно индивидуальной программе реабилитации истца от 09.07.2014 <номер обезличен> ему рекомендовано оказание реабилитационного медицинского мероприятия в виде «эндопротезирования обоих тазобедренных суставов», что не относится к полномочиям Фонда, при этом в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)» индивидуальной программы реабилитации инвалида отсутствуют рекомендация в эндопротезах.
Таким образом, к ведению Фонда относится только предоставление инвалиду технических средств реабилитации либо компенсация инвалиду расходов за самостоятельное его приобретение в строгом соответствии с наименованием технического средства в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP)» индивидуальной программы реабилитации инвалида и Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2014 <номер обезличен>н.
Каких-либо документов о том, что Гончаров В.А. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации не представлено.
При этом индивидуальной программой реабилитации не предусмотрена нуждаемость Гончарову В.А. в техническом средстве реабилитации – эндопротезе.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требования Гончарова В.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Гончарову В. А. в удовлетворении требования о взыскании с ГУ - Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию расходов на приобретение технического средства реабилитации в сумме 112 540 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.03.2017 года.
Судья Е.С. Данилова