РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Каширское 17 сентября 2018 года
Каширский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Готовцевой О.В.
при секретаре Калекиной Ю.В.
с участием представителя от административного истца – Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» - Симонцева С.Н.
административного ответчика – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалова Вячеслава Александровича
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы административного дела по административному иску бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалову Вячеславу Александровичу, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области о признании предостережения незаконным и его отмене
УСТАНОВИЛ:
Представитель бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить предостережение №8 от 15.06.2018г., выданное заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А., указав о следующих обстоятельствах.
Оспариваемое предостережение выдано административным ответчиком Баркаловым В.А. на основании письма заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный Спиридонова В.В. от 16.05.2018г. о том, что работники дежурной смены №3 ПЧ №99 ГПС п. Колодезный 16.05.2018г. в 00 часов 17 минут выезжали на ложное срабатывание пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б. Мотивируя свое предостережение заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалов В.А. указал, что им была проведена предварительная проверка вышеуказанной поступившей информации, и проверкой установлено, что не исправна автоматическая пожарная сигнализация в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б.
Главный врач БУЗ ВО «Каширская районная больница» полагает, что предостережение незаконное и не обоснованное, т.к. фактически предварительная проверка поступившей информации не проводилась; в чём конкретно заключается допущенное нарушение закона им (главным врачом)в предостережении не указано; доказательств, подтверждающих неисправность автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б – не представлено. Кроме этого в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре имеется запись от 21.05.2018г., произведенная специалистами ООО «Инженерные технологии» с которым 01.01.2018г. заключен контракт №27 на оказание услуг по ежемесячному техническому обслуживанию (ТО) и планово-предупредительному ремонту (ППР) установок автоматизированной пожарной сигнализации (АПС), о том, что система в рабочем состоянии.
В судебном заседании представитель от административного истца обстоятельства, изложенные в содержании административного иска подтвердил, требования поддержал.
Административный ответчик - заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалов В.А. административный иск не признал, в суд представил письменные возражения, из которых усматривается следующее.
Предостережение – один из видов профилактики нарушений обязательных требований и выносится на основании информации, содержащейся в обращении о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, то есть, не требующее доказательств.
18.05.2018г. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступила информация от КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской о области» ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный №206 от 16.05.2018г. о ложном срабатывании автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б.
В соответствии с п. 107 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
В рамках предварительной проверки им (Баркаловым В.А.) изучено контрольно-наблюдательное дело на объект защиты – стационар Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница», характеризующее противопожарное состояние объекта надзора и установлено следующее:
- главный врач Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» к административной ответственности не привлекался;
- на объекте надзора имеется автоматическая пожарная сигнализация, о чем имеется контракт №1 о техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации, заключенный с ООО «Инженерные технологии»;
- сведения о том, что нарушение, указанное в сообщении, причинило вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности, государству, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу; повлекло возникновение пожара, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий – отсутствуют.
В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В предостережении указано на п.61 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390.
Кроме этого в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступило уведомление от главного врача БУЗ ВО «Каширская районная больница» об исполнении распоряжения.
Представитель от административного ответчика - Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещён, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении иска, представив письменные возражения, из которых усматривается следующее.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Воронежской области является территориальным подразделением Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Воронежской области, которое в свою очередь является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Воронежской области и состоит в штатной структуре Главного управления.
В силу п. 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ (далее – Положение), утв. Приказом МЧС России от 06.08.2004г. №372, Главное управление по субъекту осуществляет в установленном порядке государственный надзора выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам в рамках своих полномочий выполнял функции Главного управления.
Согласно п.6 Положения, Главное управление МЧС России Воронежской области является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства.
Доводы, содержащиеся в административном исковом заявлении о том, что предварительная проверка не проводилась, являются неверными.
В соответствии с п. 107 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
В период проведения предварительной проверки заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А. было изучено контрольно-наблюдательное дело на стационар Колодезянской участковой больницы на соответствие возможности вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с п. 115 Приказа МЧС России от 30.11.2016г. №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
В ходе проведения предварительной проверки было установлено, что главный врач БУЗ ВО «Каширская РБ» ранее не привлекался к административной ответственности; на объекте имеется автоматическая пожарная сигнализация, о чем имеется контракт №1 о техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации, заключенный с ООО «Инженерные технологии»; отсутствуют данные о том, что нарушение причинило вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности, государству, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу; повлекло возникновение пожара, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий.
В соответствии с п.115 Приказа МЧС России от 30.11.2016г. №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережение является одним из видов профилактики нарушений обязательных требований и выносится на основании информации, содержащейся в обращениях о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты.
Доводы главного врача о том, что в предостережении не указано, в чем конкретно заключается допущенное нарушение закона не соответствуют действительности, т.к. в предостережении указан п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства.
18.05.2018г. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступила письменная информация от заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской о области» от 16.05.2018г. (исх. №) о ложном срабатывании автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б, в связи с чем в 00 часов 17 минут 16.05.2018г. работники дежурной смены №3 ПЧ №99 ГПС п. Колодезный выезжали в Колодезянскую участковую больницу (л.д.6).
15.06.2018г. в адрес главного врача БУЗ ВО «Каширская районная больница» заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А. направлено предостережение в котором он разъяснил о том, что за нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 возможна административная ответственность (л.д.5-5об).
21.06.2018г. в адрес должностного лица (административного ответчика) главным врачом БУЗ ВО «Каширская РБ» было направлено уведомление о принятых мерах во исполнение поступившего предостережения, а именно сообщено, что 16.05.2018г. ООО «Инженерные технологии» в Колодезянской участковой больнице была выполнена работа по устранению неисправностей в работе автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы эвакуации, а 21.05.2018г. было проведено техническое обслуживание АПС и системы эвакуации (л.д.57).
10.08.2018г. главный врач БУЗ ВО «Каширская РБ» обратился в суд с административным иском, в котором просил суд признать предостережение заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалова В.А. незаконным и отменить его (л.д.2-3).
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.
В силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», именно руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В соответствии с п.1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п.2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», органами государственного пожарного надзора являются:
- структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О пожарной безопасности";
- объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные федеральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции.
Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 было утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее Положение).
В соответствии с п.9 Положения, Главное управление МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Главное управление по субъекту осуществляет в установленном порядке государственный надзор выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (п.15 Положения).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», федеральный государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).
Предметом федерального государственного пожарного надзора является, в том числе:
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- выполнение предписаний органов ГПН;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (п.5 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности).
Органы Государственного пожарного надзора (далее - ГПН) и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
- организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
- организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
- организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;
- принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок и в отношении: руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц; граждан;
- рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности (п.6 Административного регламента).
В соответствии с п.8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно ч.5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о признаках нарушений обязательных требований либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с ч.6 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, не может содержать требования предоставления юридическим лицом сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», утв. постановлением Правительства Российской Федерации №166 от 10.02.2017г., решение о направлении предостережения может принимать в том числе, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведений.
Так, в соответствии с п.4 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», утв. постановлением Правительства Российской Федерации №166 от 10.02.2017г., в предостережении указываются:
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;
дата и номер предостережения;
наименование юридического лица;
указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;
контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.
Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения (п.п.5,7 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»).
В соответствии с п.11 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
В соответствии с пунктами 107, 115 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, повлекли возникновение пожара, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если орган власти, организация и гражданин ранее не привлекались к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, орган ГПН объявляют такому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают ему принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, с уведомлением об этом в установленном в таком предостережении срок, органа ГПН.
Проведя анализ фактических обстоятельств и нормативно-правовых актов, подлежащих применению по настоящему делу, суд приходит к мнению о том, что оспариваемое предостережение №8 от 15.06.2018г. было выдано уполномоченным лицом и на основании информации, содержащейся в сообщении заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» Пожарной части №99 ГПС (л.д.6), требования к содержанию и форме предостережения соблюдены; правила составления и направления предостережения административному истцу, административным ответчиком Баркаловым В.А. не нарушены.
При этом главным врачом БУЗ ВО «Каширская РБ» в течение 60 дней никаких возражений на предостережение не приносилось, напротив 21.06.2018г. в адрес должностного лица было направлено уведомление (исх. №624) о принятых мерах во исполнение поступившего предостережения, в котором указано, что 16.05.2018г. ООО «Инженерные технологии» в Колодезянской участковой больнице была выполнена работа по устранению неисправностей в работе автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы эвакуации, а 21.05.2018г. было проведено техническое обслуживание АПС и системы эвакуации (л.д.57).
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований выдают органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля исключительно в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Учитывая изложенное выше в совокупности, суд не находит оснований для вывода о том, что предостережение, принятое заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А., в качестве превентивной меры является незаконным и нарушило какие-либо права, свободы и (или) законные интересы БУЗ ВО «Каширская РБ» либо создало угрозу нарушения таких прав и /или возложило на главного врача БУЗ ВО «Каширская РБ», как на руководителя юридического лица, какую –либо незаконную обязанность.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Представителю бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» в удовлетворении административного иска, предъявленного к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалову Вячеславу Александровичу, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области о признании предостережения незаконным и его отмене – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 22.09.2018г.
Мотивированное решение составлено 22.09.2018г.
Председательствующий судья О.В. Готовцева
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Каширское 17 сентября 2018 года
Каширский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Готовцевой О.В.
при секретаре Калекиной Ю.В.
с участием представителя от административного истца – Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» - Симонцева С.Н.
административного ответчика – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалова Вячеслава Александровича
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы административного дела по административному иску бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалову Вячеславу Александровичу, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области о признании предостережения незаконным и его отмене
УСТАНОВИЛ:
Представитель бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить предостережение №8 от 15.06.2018г., выданное заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А., указав о следующих обстоятельствах.
Оспариваемое предостережение выдано административным ответчиком Баркаловым В.А. на основании письма заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный Спиридонова В.В. от 16.05.2018г. о том, что работники дежурной смены №3 ПЧ №99 ГПС п. Колодезный 16.05.2018г. в 00 часов 17 минут выезжали на ложное срабатывание пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б. Мотивируя свое предостережение заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалов В.А. указал, что им была проведена предварительная проверка вышеуказанной поступившей информации, и проверкой установлено, что не исправна автоматическая пожарная сигнализация в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б.
Главный врач БУЗ ВО «Каширская районная больница» полагает, что предостережение незаконное и не обоснованное, т.к. фактически предварительная проверка поступившей информации не проводилась; в чём конкретно заключается допущенное нарушение закона им (главным врачом)в предостережении не указано; доказательств, подтверждающих неисправность автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б – не представлено. Кроме этого в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре имеется запись от 21.05.2018г., произведенная специалистами ООО «Инженерные технологии» с которым 01.01.2018г. заключен контракт №27 на оказание услуг по ежемесячному техническому обслуживанию (ТО) и планово-предупредительному ремонту (ППР) установок автоматизированной пожарной сигнализации (АПС), о том, что система в рабочем состоянии.
В судебном заседании представитель от административного истца обстоятельства, изложенные в содержании административного иска подтвердил, требования поддержал.
Административный ответчик - заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалов В.А. административный иск не признал, в суд представил письменные возражения, из которых усматривается следующее.
Предостережение – один из видов профилактики нарушений обязательных требований и выносится на основании информации, содержащейся в обращении о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, то есть, не требующее доказательств.
18.05.2018г. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступила информация от КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской о области» ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный №206 от 16.05.2018г. о ложном срабатывании автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б.
В соответствии с п. 107 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
В рамках предварительной проверки им (Баркаловым В.А.) изучено контрольно-наблюдательное дело на объект защиты – стационар Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница», характеризующее противопожарное состояние объекта надзора и установлено следующее:
- главный врач Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» к административной ответственности не привлекался;
- на объекте надзора имеется автоматическая пожарная сигнализация, о чем имеется контракт №1 о техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации, заключенный с ООО «Инженерные технологии»;
- сведения о том, что нарушение, указанное в сообщении, причинило вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности, государству, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу; повлекло возникновение пожара, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий – отсутствуют.
В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В предостережении указано на п.61 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390.
Кроме этого в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступило уведомление от главного врача БУЗ ВО «Каширская районная больница» об исполнении распоряжения.
Представитель от административного ответчика - Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещён, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении иска, представив письменные возражения, из которых усматривается следующее.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Воронежской области является территориальным подразделением Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Воронежской области, которое в свою очередь является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Воронежской области и состоит в штатной структуре Главного управления.
В силу п. 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ (далее – Положение), утв. Приказом МЧС России от 06.08.2004г. №372, Главное управление по субъекту осуществляет в установленном порядке государственный надзора выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам в рамках своих полномочий выполнял функции Главного управления.
Согласно п.6 Положения, Главное управление МЧС России Воронежской области является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства.
Доводы, содержащиеся в административном исковом заявлении о том, что предварительная проверка не проводилась, являются неверными.
В соответствии с п. 107 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
В период проведения предварительной проверки заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А. было изучено контрольно-наблюдательное дело на стационар Колодезянской участковой больницы на соответствие возможности вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с п. 115 Приказа МЧС России от 30.11.2016г. №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
В ходе проведения предварительной проверки было установлено, что главный врач БУЗ ВО «Каширская РБ» ранее не привлекался к административной ответственности; на объекте имеется автоматическая пожарная сигнализация, о чем имеется контракт №1 о техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации, заключенный с ООО «Инженерные технологии»; отсутствуют данные о том, что нарушение причинило вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности, государству, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу; повлекло возникновение пожара, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий.
В соответствии с п.115 Приказа МЧС России от 30.11.2016г. №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережение является одним из видов профилактики нарушений обязательных требований и выносится на основании информации, содержащейся в обращениях о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты.
Доводы главного врача о том, что в предостережении не указано, в чем конкретно заключается допущенное нарушение закона не соответствуют действительности, т.к. в предостережении указан п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства.
18.05.2018г. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам поступила письменная информация от заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской о области» от 16.05.2018г. (исх. №) о ложном срабатывании автоматической пожарной сигнализации в палате №3 второго этажа Колодезянской участковой больницы БУЗ ВО «Каширская районная больница» по адресу: п. Колодезный, ул. Березовая Роща, д. 7Б, в связи с чем в 00 часов 17 минут 16.05.2018г. работники дежурной смены №3 ПЧ №99 ГПС п. Колодезный выезжали в Колодезянскую участковую больницу (л.д.6).
15.06.2018г. в адрес главного врача БУЗ ВО «Каширская районная больница» заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А. направлено предостережение в котором он разъяснил о том, что за нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 возможна административная ответственность (л.д.5-5об).
21.06.2018г. в адрес должностного лица (административного ответчика) главным врачом БУЗ ВО «Каширская РБ» было направлено уведомление о принятых мерах во исполнение поступившего предостережения, а именно сообщено, что 16.05.2018г. ООО «Инженерные технологии» в Колодезянской участковой больнице была выполнена работа по устранению неисправностей в работе автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы эвакуации, а 21.05.2018г. было проведено техническое обслуживание АПС и системы эвакуации (л.д.57).
10.08.2018г. главный врач БУЗ ВО «Каширская РБ» обратился в суд с административным иском, в котором просил суд признать предостережение заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалова В.А. незаконным и отменить его (л.д.2-3).
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.
В силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», именно руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В соответствии с п.1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п.2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», органами государственного пожарного надзора являются:
- структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О пожарной безопасности";
- объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации (Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные федеральные органы исполнительной власти, в рамках своей компетенции.
Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 было утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее Положение).
В соответствии с п.9 Положения, Главное управление МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Главное управление по субъекту осуществляет в установленном порядке государственный надзор выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (п.15 Положения).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», федеральный государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).
Предметом федерального государственного пожарного надзора является, в том числе:
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- выполнение предписаний органов ГПН;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (п.5 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности).
Органы Государственного пожарного надзора (далее - ГПН) и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
- организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
- организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
- организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;
- принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок и в отношении: руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц; граждан;
- рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности (п.6 Административного регламента).
В соответствии с п.8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно ч.5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о признаках нарушений обязательных требований либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с ч.6 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, не может содержать требования предоставления юридическим лицом сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», утв. постановлением Правительства Российской Федерации №166 от 10.02.2017г., решение о направлении предостережения может принимать в том числе, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сведений.
Так, в соответствии с п.4 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», утв. постановлением Правительства Российской Федерации №166 от 10.02.2017г., в предостережении указываются:
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;
дата и номер предостережения;
наименование юридического лица;
указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;
контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.
Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения (п.п.5,7 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»).
В соответствии с п.11 «Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения», при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
В соответствии с пунктами 107, 115 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016г. №644, на каждый объект защиты формируется контрольно-наблюдательное дело, характеризующее противопожарное состояние объекта надзора.
При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, повлекли возникновение пожара, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если орган власти, организация и гражданин ранее не привлекались к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, орган ГПН объявляют такому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают ему принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, с уведомлением об этом в установленном в таком предостережении срок, органа ГПН.
Проведя анализ фактических обстоятельств и нормативно-правовых актов, подлежащих применению по настоящему делу, суд приходит к мнению о том, что оспариваемое предостережение №8 от 15.06.2018г. было выдано уполномоченным лицом и на основании информации, содержащейся в сообщении заведующего ФУ «УЦПП и С» п. Колодезный КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» Пожарной части №99 ГПС (л.д.6), требования к содержанию и форме предостережения соблюдены; правила составления и направления предостережения административному истцу, административным ответчиком Баркаловым В.А. не нарушены.
При этом главным врачом БУЗ ВО «Каширская РБ» в течение 60 дней никаких возражений на предостережение не приносилось, напротив 21.06.2018г. в адрес должностного лица было направлено уведомление (исх. №624) о принятых мерах во исполнение поступившего предостережения, в котором указано, что 16.05.2018г. ООО «Инженерные технологии» в Колодезянской участковой больнице была выполнена работа по устранению неисправностей в работе автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы эвакуации, а 21.05.2018г. было проведено техническое обслуживание АПС и системы эвакуации (л.д.57).
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований выдают органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля исключительно в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Учитывая изложенное выше в совокупности, суд не находит оснований для вывода о том, что предостережение, принятое заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркаловым В.А., в качестве превентивной меры является незаконным и нарушило какие-либо права, свободы и (или) законные интересы БУЗ ВО «Каширская РБ» либо создало угрозу нарушения таких прав и /или возложило на главного врача БУЗ ВО «Каширская РБ», как на руководителя юридического лица, какую –либо незаконную обязанность.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Представителю бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Каширская районная больница» в удовлетворении административного иска, предъявленного к заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новоусманскому и Каширскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области – Баркалову Вячеславу Александровичу, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Воронежской области о признании предостережения незаконным и его отмене – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено 22.09.2018г.
Мотивированное решение составлено 22.09.2018г.
Председательствующий судья О.В. Готовцева