№2а-80/2020
УИД 70RS0015-01-2020-000125-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2020 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Рудакова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести действия по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, произвести строительство пешеходных тротуаров,
установил:
прокурор Кожевниковского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации Кожевниковского сельского поселения в части не проведения работ по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, обустройства тротуаров; возложении обязанности:
1. в срок до 01.08.2020 произвести работы по ул.Ленина в с.Кожевниково в соответствии с проектом:
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+655, 870 (справа) и 0+930, 970 (слева) установить, предусмотренные проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Кожевниковского сельского поселения в с.Кожевниково Кожевниковского района Томской области, 4 (четыре) дорожных знака 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ) «Главная дорога»;
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участках 0+655 (слева) и 0+700 (справа) в соответствии с проектом установить 2 дорожных знака 3.24 ПДД РФ «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч»;
2. в срок до 01.09.2021 провести работы по приведению в соответствие с проектом ул.Ленина в с.Кожевниково, а именно:
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+520 - 1+410 в соответствии с Проектом установить 18 (восемнадцать) наружных уличных осветительных установок;
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+800 - 0+880 (справа) произвести строительство пешеходного тротуара с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 80 метров;
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+960 - 1+410 (справа) произвести строительство пешеходного тротуара с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 450 м.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной 30.01.2019 прокуратурой Кожевниковского района проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения по содержанию ул.Ленина в с.Кожевниково, выявлены нарушения при обустройстве и эксплуатации улично-дорожной сети, в частности, расположение дорожных знаков не соответствует действующему законодательству, проекту организации дорожного движения, утвержденного Главой Администрации Кожевниковского сельского поселения, отсутствуют тротуар и наружные уличные осветительные установки. По результатам проверки 31.01.2019 в адрес Главы Кожевниковского сельского поселения внесено представление с требованием установить дорожные знаки, уличные осветительные установки, обустроить тротуар, которые предусмотрены проектом организации дорожного движения. Представление рассмотрено и признано обоснованным. Фактическое устранение нарушений поставлено прокуратурой района на контроль. 28.02.2020 проведено повторное обследование автомобильной дороги по ул.Ленина в с.Кожевниково Кожевниковского района Томской области. Установлено, что нарушения при обустройстве и эксплуатации улично-дорожной сети не устранены на следующих участках в с.Кожевниково по ул.Ленина: на участке 0+655,870 (справа) и 0+930,970 (слева) отсутствуют 4 дорожных знака 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ) «Главная дорога»; на участках 0+655 (слева) и 0+700 (справа) отсутствуют 2 дорожных знака 3.24 ПДД РФ «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч»; на участке 0+800 - 0+880 отсутствует пешеходный тротуар, протяженностью 80 метров; на участке 0+960 - 1+410 отсутствует пешеходный тротуар, протяженностью 450 м; на участке 0+520 - 1+410 в соответствии с проектом отсутствуют 18 (восемнадцать) наружных уличных осветительных установок. Бездействие Администрации Кожевниковского сельского поселения по устранению выявленных нарушений является незаконным, вопреки требованиям законодательства Российской Федерации, которое возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Непринятие мер существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих автодороги для передвижения, угрожает жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий.
На основании изложенного, просит признать бездействие Администрации Кожевниковского сельского поселения в части не проведения работ по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, обустройства тротуаров; возложении обязанности в срок до 01.08.2020 и 01.09.2021 произвести работы по ул.Ленина в с.Кожевниково Кожевниковского района Томской области в соответствии с проектом.
В судебном заседании помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Рудаков Д.О. заявленные требования поддержал, указал, что, в соответствии с поступившими от Администрации Кожевниковского сельского поселения Томской области и Администрации Кожевниковского района Томской области ответами об отсутствии денежных средств в бюджете муниципальных образований, учитывая объем работ, который необходимо провести для устранения выявленных недостатков, считает возможным увеличить сроки проведения работ: по установке дорожных знаков до 01.09.2020; по установке наружных уличных осветительных установок до 01.09.2021; по строительству пешеходных тротуаров с асфальтобетонным покрытием до 01.09.2022.
Представитель административного ответчика – и.о. заместителя Главы Кожевниковского сельского поселения Сергеева Ю.Е., действующая на основании Приказа «О возложении обязанностей» № от 06.05.2020, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в бюджете Кожевниковского сельского поселения на 2020 год не заложены денежные средства на устранение, указанных в иске недостатков (заявление № от 06.05.2020).
Заинтересованное лицо – Администрация Кожевниковского района, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (ходатайство от 06.05.2020). В отзыве на административное исковое заявление от 28.04.2020 указано, что в бюджете Муниципального образования «Кожевниковский район» на 2020 год не предусмотрены денежные средства на проведение работ по установке дорожных знаков, наружных осветительных установок, по обустройству тротуаров. Кроме того, в 2020 году планируется проведение секвестирования бюджета. Учитывая изложенное, просит перенести сроки проведения работ: по установке дорожных знаков до 31.12.2020; по установке наружных уличных осветительных установок до 01.09.2022; по строительству пешеходных тротуаров с асфальтобетонным покрытием до 01.09.2022. В соответствии с ходатайством от 06.05.2020, просит перенести сроки проведения работ: по установке наружных уличных осветительных установок до 01.09.2021; по строительству пешеходных тротуаров с асфальтобетонным покрытием до 01.09.2022.
Заинтересованное лицо – ОГИБДД ОМВД России по Кожевниковскому району Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, в материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя, возражений относительно заявленных требований не представлено.
В силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом в порядкеп.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не признано необходимым обязательное участие в судебном заседании представителя ответчика, представителей заинтересованных лиц, в связи с чем суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3).
В силу п.6 ст.13, ч.3 ст.15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.9 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.5 ст.4 Устава муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение», утвержденного решением Совета Кожевниковского сельского поселения от 25.08.2015 №30, указанные выше полномочия отнесены к вопросам местного значения Кожевниковского сельского поселения.
Согласно ч.3 ст.30 Устава администрация Кожевниковского сельского поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение» (п.3 ч.1 ст.2 Устава) выполняет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Автомобильная дорога, проходящая по улице Ленина в с.Кожевниково Кожевниковского района Томской области, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение».
Таким образом, администрация Кожевниковского сельского поселения является лицом, в обязанности которого входит обеспечение соответствия состояния этих автомобильных дорог установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ и Федеральным агентством был подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письмо МВД РФ от 02.08.2006 №, Росавтодора от 07.08.2006 №).
Согласно п.1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
Проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России. Согласование ПОДД возлагается на организацию-проектировщика. При этом, службой дорожной инспекции управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации рассматривается проектная документация только в отношении прочих федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования I, II, III, IV категорий регионального или межмуниципального значения субъектов Российской Федерации, магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения (п.5 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах).
В силу п.п.7, 8 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах заказчик после получения документации от разработчика обязан своевременно вносить в нее изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. Изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что постановлением мирового судьи судебного участка Кожевниковского судебного района Томской области от 24.12.2018 Администрация Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей (л.д.17-20).
15.01.2019 Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Кожевниковскому району в адрес прокурора Кожевниковского района направлено сообщение, в соответствии с которым на ул.Ленина в с.Кожевниково Администрацией Кожевниковского сельского поселения не выполняются мероприятия, предусмотренные действующим законодательством в сфере безопасности дорожного движения, что угрожает жизни и здоровью участникам дорожного движения. Принятые меры административного воздействия со стороны ОГИБДД ОМВД России по Кожевниковскому району должного результата не принесли (л.д.16).
На основании поступившей информации, прокуратурой Кожевниковского района принято решение о проведении проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения (решение № от 29.01.2019). В ходе проверки установлено, что по ул.Ленина в с.Кожевниково: отсутствуют тротуары на участках 0+800 - 0+880, 0+960 - 1+410, протяженностью 80 и 450 м соответственно; на участке 0+520 - 1+410 отсутствуют 18 наружных уличных осветительных установок, предусмотренных проектом организации дорожного движения; на участках 0+655,870 (справа) и 0+930, 970 (слева) отсутствуют 4 дорожных знака 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ) «Главная дорога»; на участках 0+655 (слева) и 0+700 (справа) отсутствуют 2 дорожных знака 3.24 ПДД РФ «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч» (л.д.22, 24).
31.01.2019 в адрес Главы Кожевниковского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах (л.д.25-30).
Согласно ответа Главы Кожевниковского сельского поселения от 01.03.2019 на представление, в Кожевниковском сельском поселении создана «Комиссия по приемке дорог участвующих в капитальном ремонте на территории Кожевниковского сельского поселения» (распоряжение от 12.07.2018 №). Данная комиссия периодически обследует все дороги в Кожевниковском поселении. При возникновении необходимости технического обследования дорог будет заключен договор со специализированной организацией, изучены существующие цены, стоимость выполнения работ по диагностике 1 км дорог составляет около 30 000 рублей (л.д.31-32).
28.02.2020 прокурором Кожевниковского района вынесено решение о проведение проверки Администрации Кожевниковского сельского поселения с целью соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.35).
По результатам проведенной проверки 28.02.2020 составлен акт с участием заместителя главы Администрации Кожевниковского сельского поселения Андреева М.В., согласно которому не устранены нарушения при обустройстве и эксплуатации улично-дорожной сети в с.Кожевниково на ул.Ленина на следующих участках: 0+655, 870 (справа) и 0+930, 970 (слева) отсутствуют 4 дорожных знака 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации «Главная дорога»; 0+655 (слева) и 0+700 (справа) отсутствуют 2 дорожных знака 3.24 ПДД РФ «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч»; на участках 0+800-0+880 L=80 м., 960-1410 L=450 м. отсутствует пешеходный тротуар общей протяженностью 530 м; на участке 0+520-1+410 в соответствии с проектом отсутствуют 18 (восемнадцать) наружных уличных осветительных установок (л.д.36-46).
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения административным ответчиком не устранены. Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты, доказательств обратному не представлено.
При этом несогласие административного истца с заявленными требованиями по причине отсутствия бюджетных средств на 2020 год, правового значения не имеют, поскольку предписание начальника ОГИБДД ОМВД России по Кожевниковскому району ТО об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем выполнения указанных в иске мероприятий, первоначально было выдано Администрации Кожевниковского сельского поселения 17.07.2017.
Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести действия по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, произвести строительство пешеходных тротуаров, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку факты нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения в виде недостатков, перечисленных в административном исковом заявлении, ставят под угрозу жизнь и безопасность граждан, использующих дорогу.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
На основании статьи 178 КАС РФ суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, с учетом объема работ, необходимости решения финансовых, организационных вопросов, с учетом позиции представителя административного истца, - проведение работ по установке дорожных знаков до 01.09.2020; по установке наружных уличных осветительных установок до 01.09.2021; по строительству пешеходных тротуаров с асфальтобетонным покрытием до 01.09.2022.
Руководствуясь ст.ст.176 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести действия по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, произвести строительство пешеходных тротуаров удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в части не проведения работ по установке дорожных знаков, наружных уличных осветительных установок, обустройства тротуаров незаконным.
Возложить на Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в срок до 01.09.2020 обязанность провести работы по приведению в соответствие с проектом ул.Ленина в с.Кожевниково, а именно:
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+655, 870 (справа) и 0+930, 970 (слева) установить предусмотренные проектом организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Кожевниковского сельского поселения в с.Кожевниково Кожевниковского района Томской области 4 (четыре) дорожных знака 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации «Главная дорога»;
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участках 0+655 (слева) и 0+700 (справа) в соответствии с проектом установить 2 дорожных знака 3.24 ПДД РФ «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч».
Возложить на Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в срок до 01.09.2021 обязанность провести работы по приведению в соответствие с проектом ул.Ленина в с.Кожевниково, а именно:
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+520 - 1+410 в соответствии с Проектом установить 18 (восемнадцать) наружных уличных осветительных установок.
Возложить на Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в срок до 01.09.2022 обязанность провести работы по приведению в соответствие с проектом ул.Ленина в с.Кожевниково, а именно:
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+800 - 0+880 (справа) произвести строительство пешеходного тротуара с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 80 метров;
- в с.Кожевниково по ул.Ленина на участке 0+960 - 1+410 (справа) произвести строительство пешеходного тротуара с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 450 м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Алиткина