Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-162/2013 (2-1364/2012;) ~ М-1426/2012 от 13.12.2012

Гражданское дело № 2-162/2013 Решение

Именем Российской Федерации 29 января 2013 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

при секретаре Гребенюк М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротких Андрея Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Енисейске и Енисейском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и возложении обязанности назначить пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста,

установил:

Коротких А.Н., работающий в качестве тренера-преподавателя Детско-юношеской спортивной школы г.Енисейска, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Енисейске и Енисейском районе Красноярского края, настаивая на назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста. Свои требования истец мотивировал тем, что 6 июля 2011 г. обращался к ответчику за назначением ему такой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность, однако пенсионный орган отказал в назначении пенсии, сославшись на недостаточность стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж пенсионным органом не были включены периоды его служебных командировок и служба в рядах Советской Армии. Между тем, находясь в командировках, он исполнял свои обязанности тренера, а служба в армии подлежит включению в стаж работы по специальности на основании Постановления Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям, пояснив, что изначально считал отказ в назначении пенсии неправильным, однако с иском в суд обратился лишь узнав о судебной практике в отношении своих коллег из других районов края.

Представители ответчика Гетце И.А. и Носков О.В. требования истца в части возможности включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии времени его службы в армии оспаривали, в тоже время признали, что нахождение истца в командировках действительно следует включить в стаж его работы тренера-преподавателя ДЮСШ. По их мнению, период службы в армии мог быть включен в стаж только в том случае, если бы продолжительность работы Коротких в должности тренера-преподавателя ДЮСШ составила на 1 января 2001 года 16 лет 8 месяцев (две трети от необходимых 25 лет педагогической деятельности). Поскольку стаж работы по указанной должности по состоянию на 1 января 2001 года, в том числе и с учетом командировок, составлял 15 лет 1 месяц и 9 дней, пенсионный орган не принял во внимание стаж работы истца в той же должности после 1 января 2001 года, в связи с чем оснований к назначению пенсии не усмотрел.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что Коротких А.Н. непрерывно работает в должности тренера-преподавателя Енисейской детско-юношеской спортивной школы (в настоящее время Муниципальное бюджетной образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа») с 22 ноября 1985 года. Таким образом, к моменту его обращения в пенсионный орган – 6 июля 2011 года- общий стаж его деятельности в указанной должности в указанном учреждении составил более 25 лет.

Несмотря на это, в досрочном назначении пенсии Коротких А.Н. пенсионным органом 14 июля 2011 года было отказано со ссылкой на невозможность включения в его педагогический стаж времени семи командировок, а также работы в той же должности, но в период, когда ДЮСШ именовалась ДЮКПФ – с 1 января 1992 года по 31 августа 1996 года.

Пенсионный орган полагал необходимым для назначения пенсии досрочно наличие 16 лет 8 месяцев работы истца исключительно в должности тренера- преподавателя ДЮСШ по состоянию на 1 января 2001 года. Вопрос о возможности либо невозможности включения в педагогический стаж работы истца службы в армии пенсионным органом не рассматривался вообще.

Между тем, Коротких А.Н. непосредственно перед поступлением на работу в ДЮСШ проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 28 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года. По мнению суда, этот период, наряду с периодами его командировок и работы в ДЮКФП, подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, ряду лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

П.2 ст. 27 названного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 данной статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такой Список и соответствующие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Согласно Списку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, засчитывается работа в детско-юношеских спортивных школах всех наименований в должности тренера-преподавателя.

Аналогичная правовая регламентация содержалась и в ранее действовавших нормативных актах.

Как в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, в соответствии с которым исчислялась педагогическая деятельность до 01.11.1999 года, так и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, в соответствии с которым исчислялась педагогическая деятельность с 01.11.1999 года, указана должность тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе, детско-юношеских спортивных школах (всех наименований).

Возможность включения в стаж педагогической деятельности службы в армии указанными нормативными актами действительно не предусмотрена. Кроме того, согласно п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, при наличии двух условий: на 01.01.2001 года у обратившегося лица должен быть стаж работы в указанных в Списке должностях не менее 16 лет 8 мес. (2/3 от 25 лет) и у этого лица имеется факт работы, независимо от продолжительности, в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях, указанных в вышеназванном Списке.

Коротких А.Н. как в момент обращения в пенсионный орган, так и к моменту рассмотрения спора судом, продолжает работать в должности тренера-преподавателя ДЮСШ. Периоды его командировок, имевшие место в 1985, 1986, 1987 и 1988 г.г. подлежат бесспорному включению в стаж его работы, поскольку в это время за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранялось место работы, в это время он выполнял свои обязанности тренера, что подтверждено соответствующими приказами работодателя. В этой части требования истца ответчиком в судебном заседании фактически были признаны.

Период с 1 января 1992 года по 31 августа 1996 года, когда детско-юношеская спортивная школа без изменения вида своей деятельности и статуса, именовалась ДЮФКП, также подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца. В этой части спор к моменту судебного разбирательства был исчерпан.

Таким образом, стаж педагогической деятельности истца к моменту обращения в пенсионный орган составил более 25 лет, но по состоянию на 1 января 2002 года продолжительность его работы в должности тренера-преподавателя составляла 15 лет 1 месяц и 9 дней, что действительно меньше 2/3 от 25 лет.

Однако, в данном случае следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указавшего, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда Коротких А.Н. служил в армии, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, принятое в соответствии со ст. 58 Закона СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года.

П.1 указанного Постановления предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения по Перечню учреждений, организаций и должностей, пенсии за выслугу лет назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа. В стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, согласно Положению засчитывались выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа в качестве председателя колхоза, методическая, научно-методическая работа в школах и прочие периоды, в том числе и служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако в силу пункта 4 Положения служба в армии и прочие периоды засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Таким образом, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы в армии в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Доводы представителей ответчика о том, что период службы в армии мог быть включен в стаж лишь при условии наличия 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2002 года не могут быть приняты во внимание.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поскольку в период прохождения военной службы законодательство гарантировало включение в специальный стаж указанного периода при наличии не менее 2/3 специального стажа, указанный стаж подлежит определению на момент обращения за пенсией, а не на 1 января 2001 года.

На момент обращения Коротких А.Н. в пенсионный орган весь 25-летний стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, был выработан им в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период его службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Енисейске и Енисейском районе Красноярского края в назначении Коротких А.Н. трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста следует признать незаконным.

В связи с этим за истцом следует признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня его обращения в пенсионный орган - с 6 июля 2011 года, обязав пенсионный орган включить период службы Коротких Андрея Николаевича в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года, период его командировок с 5 по 8 декабря 1985 года, с 29 мая по 2 июня 1986 года, с 4 по 7 декабря 1986 года, с 22 по 28 марта 1987 года, с 31 марта по 5 апреля 1987 года, с 22 по 23 апреля 1987 года, с 13 по 18 апреля 1988 года, период его работы в должности тренера-преподавателя Енисейского ДЮФКП в специальный стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Коротких Андрея Николаевича удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Енисейске и Енисейском районе Красноярского края включить период службы Коротких Андрея Николаевича с 28 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года в рядах Вооруженных Сил СССР, период его командировок с 5 по 8 декабря 1985 года, с 29 мая по 2 июня 1986 года, с 4 по 7 декабря 1986 года, с 22 по 28 марта 1987 года, с 31 марта по 5 апреля 1987 года, с 22 по 23 апреля 1987 года, с 13 по 18 апреля 1988 года, период его работы в должности тренера-преподавателя Енисейского ДЮФКП в специальный стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить Коротких Андрею Николаевичу с 6 июля 2011 года трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.п 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Борисова

сок

2-162/2013 (2-1364/2012;) ~ М-1426/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коротких Андрей Николаевич
Ответчики
ГУ УПФРФ в г. енисейске и Енисейском районе
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Борисова Л.А.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
13.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2012Передача материалов судье
17.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2012Подготовка дела (собеседование)
11.01.2013Подготовка дела (собеседование)
11.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2013Судебное заседание
06.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2013Дело оформлено
23.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее