Дело № 2-298/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре Ю.Б. Рахимовой,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора гор. Костомукша Шороховой Н.С., представителя истца Хатмуллиной Ж.В., действующей на основании нотариальной доверенности (копия в деле), представителей ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» Курниковой Н.А., действующей на основании доверенности (копия в деле), и Крупенькиной С.В., действующей на основании доверенности (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Кобегиной Ксении Викторовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец Кобегина К.В. обратилась в суд с названным иском к ГБУЗ «Межрайонная больница № 1», мотивируя требования тем, что она является дочерью Фролова В.П., который с 27 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года проходил лечение в Муезерской участковой больнице с диагнозом левосторонняя деструктивная пневмония в верхней доле. 08 декабря 2017 года Фролову В.П. стало плохо и его экстренно госпитализировали в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1». 17 декабря 2019 года Фролов В.П. умер. Заключением экспертов № 19-048-Р-2-93/2019-АНО от 12 августа 2019 года были установлены дефекты лечения Фролова В.П. Ненадлежащие диагностика и лечение находятся в прямой причинно-следственной связи с ухудшением состояния здоровья Фролова В.П. и обострением имеющихся заболеваний. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях, которые она испытала в связи некачественным оказанием медицинской помощи Фролову В.П. Просит суд взыскать с ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» компенсацию морального вреда в размере 1000000.
В судебном заседании истец Кобегина К.В. участия не принимала, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, уважительной причины неявки суду не сообщила. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела не заявляла. Для защиты своих прав и законных интересов в судебное заседание направила представителя Хатмуллину Ж.В.
В судебном заседании представитель истца Хатмуллина Ж.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, заявленным в иске. Просила суд исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» Курникова Н.А. и Крупенькина С.В. в судебном заседании иск не признали. Указали на отсутствие причинно-следственной связи между лечением Фролова В.П. с 27 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года и наступившей смертью, доказательства ухудшения состояния здоровья Фролова В.П. истцом не представлены, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Прокурор Шорохова Н.С. в судебном заседании в своем заключении считает, что заявленные Кобегиной К.В. исковые требования удовлетворению не подлежат, ввиду их необоснованности.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, заслушав заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-93/2019, суд приходит к следующему.
По смыслу положений Лиссабонской декларации Всемирной медицинской ассоциации о правах пациентов, принятой на 34-й сессии Всемирной медицинской ассамблеи (Лиссабон, Португалия, сентябрь/октябрь 1981 года, с внесением поправок на 47-й сессии Всемирной Генеральной ассамблеи (Боли, Индонезия, сентябрь 1995 года), и Декларации о развитии прав пациентов в Европе (Европейское совещание по правам пациентов (Амстердам, 28-30 марта 1994 года ВОЗ, Европейское региональное бюро), все пациенты имеют право на высококачественную медицинскую помощь.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу п.п. 3, 4, 9, 21 ч. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пациент - это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причинённого здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ).
Положениями п. 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному п.п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (ст.ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В судебном заседании установлено, что истец Кобегина К.В. является дочерью Фролова В.П.
23 ноября 2017 года Фролов В.П. обратился к участковому врачу-терапевту Муезерской участковой больницы ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» с жалобами на одышку, слабость, кашель с трудноотделяемой мокротой.
27 ноября 2017 года Фролов В.П. помещен на стационарное лечение в Муезерской участковой больнице ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» с диагнозом левосторонняя деструктивная пневмония в верхней доле.
08 декабря 2017 года после инъекции антибактериального препарата цефтриаксон у Фролова В.П. произошел анафилактический шок, состояние его здоровья ухудшилось.
09 декабря 2017 года Фролов В.П. был экстренно госпитализирован в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» гор. Костомукша, где ему была оказана медицинская помощь.
27 декабря 2017 года в связи с улучшением состояния здоровья Фролов В.П. выписан на амбулаторное лечение.
17 декабря 2019 года Фролов В.П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ГИ № 776330, выданным 24 декабря 2019 года.
Из медицинского свидетельства о смерти серии № от 20 декабря 2019 года следует, что причиной смерти Фролова В.П. явилось заболевание - злокачественное новообразование главного бронха.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, в связи с оказанием некачественной медицинской помощи Фролову В.П. в период времени с 27 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года.
По мнению представителя истца дефекты, допущенные ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» при оказании медицинской помощи, могли вызвать развитие у Фролова В.П. центрального плоскоклеточного рака левого легкого рТ3NМ0 (IIIА стадия).
В качестве доказательства оказания некачественной медицинской помощи Фролову В.П. сторона истца ссылается на выводы заключения экспертов АНО «Центр судебной экспертизы «ПетроЭксперт» № от 12 августа 2019 года, из которых следует, что при оказании медицинской помощи Фролову В.П. в период с 27 ноября 2017 года по 27 декабря 2017 года в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» были допущены дефекты медицинской помощи: диагностики, а именно, при поступлении на общесоматическое отделение Муезерской участковой больницы Фролову В.П. не была выполнена пульсоксиметрия, предусмотренная клиническими рекомендациями по диагностике, лечению и профилактике тяжелой внебольничной пневмонии у взрослых; лечения, а именно: 1) назначенная Фролову В.П. стартовая схема антибактериальной терапии, состоящая из двух сходных по механизму и спектру действия препаратов, является неоптимальной и противоречащей клиническим рекомендациям по диагностике и лечению внебольничных пневмоний у взрослых; 2) клинически необоснованное и раннее исключение из схемы лечения одного антибактериального препарата (цефтриаксона) без назначения адекватной замены; ведения медицинской документации, а именно: в медицинской карте стационарного больного не отражены показания для ранней отмены одного из антибактериальных препаратов (цефтриаксона).
При этом, дефекты диагностики и ведения медицинской документации не привели к неблагоприятным последствиям для Фролова В.П.
Дефекты лечения, выразившиеся в выборе неоптимальной схемы антибактериальной терапии и ранней отмене одного из антибактериальных препаратов без адекватной замены, могли повлиять на течение левосторонней деструктивной пневмонии в верхней доле, а именно могли способствовать увеличению длительности течения заболевания и формированию очагов деструкции.
Несмотря на то, что при оказании медицинской помощи Фролову В.П. в период с 27 ноября 2017 года по 27 декабря 2017 года имел место факт наличия «дефекта оказания медицинской помощи в ГБУЗ «Межрайонная больница № 1», вместе с тем, по мнению суда, это не привело к каким -либо неблагоприятным последствиям для Фролова В.П.
Из заключения экспертов АНО «Центр судебной экспертизы «ПетроЭксперт» № от 12 августа 2019 года также следует, что учитывая множественность факторов, способствующих неблагоприятному течению пневмонии (множественные сопутствующие заболевания, в том числе легких, запоздалое начало лечения, вследствие несвоевременной явки больного в стационар), обоснованно высказаться о том, насколько дефекты лечения повлияли на неблагоприятное течение левосторонней деструктивной пневмонии в верхней доле у Фролова В.П. не представляется возможным.
Центральный плоскоклеточный рак левого легкого рТ3NМ0 (IIIА стадия) не является следствием дефектов, допущенных ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» при оказании медицинской помощи Фролову В.П. в период с 27 ноября 2017 года по 27 декабря 2017 года, так как морфологический тип опухоли, ее локализация и размеры, свидетельствуют о том, что к моменту инструментального выявления (компьютерная томография 18 января 2018 года; фибробронхоскопия 28 января 2018 года) центральный плоскоклеточный рак левого легкого имел давность, заведомо превышающую 02 месяца.
Допрошенные в судебном заседании свидетели К.В.А. (заведующая терапевтическим отделением) и Б.Я.Е. (врач-терапевт, клинический фармаколог) пояснили, что выбранная схема антибактериальной терапии не запрещена клиническими рекомендациям по диагностике, лечению и профилактике тяжелой внебольничной пневмонии у взрослых. Выбранная схема терапии не привела к ухудшению состояния здоровья Фролова В.П., динамика была положительная. При отмене антибактериального препарата (цефтриаксона), на который у Фролова В.П. была выявлена аллергия, пациенту продолжали вводить препарат амоксиклав. Фролов В.П. был выписан из больницы в связи с улучшением состояния здоровья.
Таким образом, дефекты лечения, выразившиеся в выборе неоптимальной схемы антибактериальной терапии и ранней отмене антибактериального препарата (цефтриаксона) не стоят в прямой причинно-следственной связи с развитием у Фролова В.П. центрального плоскоклеточного рака левого легкого рТ3NМ0 (IIIА стадия).
Суду не представлены доказательства вины ответчика в некачественном оказании медицинской помощи Фролову В.П. и причинно-следственной связи допущенных дефектов при оказании медицинской помощи с ухудшением состояния здоровья Фролова В.П. и последующей его смертью.
Кроме того, определением Муезерского районного суда РК от 05 ноября 2019 года прекращено производство по гражданскому делу по иску Фролова В.П. к ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда, в связи с отказом истца от иска.
Суд считает, что истец Кобегина К.В., заявляя требования о компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи ее отцу Фролову В.П. в период с 27 ноября 2017 года по 27 декабря 2017 года, не доказала причинение ей нравственных и физических страданий в связи с указанными обстоятельствами.
При установленных по делу обстоятельствах исковое заявление Кобегиной К.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления Кобегиной Ксении Викторовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» о компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2020 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 02 июля 2020 года.