Судья Агибалов В.С. Дело №33-2415/2020
(№2-1634 /2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Чуряева А.В., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж медицинской деятельности периоды работы в льготном исчислении и признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 17 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Гороховой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу Александрова А.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Александров А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
При этом время работы Александрова А.А. с 02.08.1999 по 13.08.2000 в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского объединения им. Боткина зачтены ответчиком в его специальный стаж в календарном исчислении, в зачете в стаж лечебной деятельности истца периодов пребывания на курсах повышения квалификации с 10.05.2009 по 07.06.2009, с 13.02.2011 по 16.03.2011 отказано.
По изложенным основаниям, считая решение об отказе в досрочном пенсионном обеспечении неправомерным, просил суд включить в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, а именно год работы как год и шесть месяцев, период осуществления лечебной деятельности с 02.08.1999 по 13.08.2000 в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского объединения им. Боткина; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2009 по 07.06.2009, с 13.02.2011 по 16.03.2011; возложить на ответчика обязанность назначить и производить выплату пенсии с момента обращения за ее назначением, а именно с 09.04.2020, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что спорные периоды в должности врача-интерна хирургии хирургического отделения подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, должность «врач-интерн» не предусмотрена перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых дает право один год работы засчитать за один год и шесть месяцев.
Ссылается на то, что включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ст. 22 указанного федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Как следует из п. 1 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 г., при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Так, согласно данному перечню в льготном порядке в стаж работы засчитываются периоды работы оперирующих врачей-специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка. Пунктом 1 указанного списка в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований.
В пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, по следующему правилу: один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В совместном информационном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 г. № 06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. № 73, и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377.
В п. 3.3.5.1 Перечня хирургических отделений, содержащегося в приказе Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 указаны наименования хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 г. № 28 «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений, к которым в частности относятся онкологические отделения, хирургические, хирургические торакальные.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, должность врача-интерна была выделена как самостоятельная должность. Должность врача-интерна в номенклатуре от 27 августа 1999 г. прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, в тоже время в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура – это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
В соответствии с Инструкцией о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим интернатуру, утвержденной приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. № 669, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры, на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн, заработная плата в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения с отчислением в соответствующие фонды социального страхования страховых взносов.
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 августа 1997 г. № 43, предусмотрен раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. № 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8.9. 14, 16 названного Положения).
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Пункт 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» возлагает на медицинских работников обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 9 апреля 2020 г. Александров А.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением от 1 июня 2020 г. ему было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Письмом пенсионного органа от 5 июня 2020 г. Александрову А.А. разъяснено, что период работы со 2 августа 1999 г. по 13 августа 2000 г. в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского медицинского объединения им. Боткина подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как должность «врач-интерн» не предусмотрена Перечнями структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала Постановления №1066 от 22 сентября 1999 г. и Постановления №781 от 29 октября 2002 г., работа которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев. Период работы с 14 августа 2000 г. по 31 января 2001 г. в должности врача-хирурга хирургического отделения поликлиники Городского медицинского объединения им. Боткина также подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как наименование учреждения «поликлиника» не предусмотрено Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала №1066 от 22 сентября 1999 г. и Постановления №781 от 29 октября 2002 г., работа которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 31 марта 2003 г. по 2 апреля 2003 г., 27 декабря 2016 г., с 26 марта 2018 г. по 3 апреля 2018 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 мая 2009 г. по 7 июня 2009 г. и с 13 февраля 2011 г. по 16 марта 2011 г. не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Вместе с тем, как следует из трудовой книжки истца, Александров А.А. по окончании обучения в Курском государственном медицинском университете со 2 августа 1999 г. был принят в Городское медицинское объединение имени С.П. Боткина г. Орел на должность врача-интерна по хирургии в хирургическое отделение, с 14 августа 2000 г. уволен в связи с окончанием интернатуры и с этого же дня принят на должность врача-хирурга хирургического отделения поликлиники, с 1 февраля 2001 г. переведен на должность врача-хирурга хирургического отделения, в которой работает до настоящего времени.
С 11 сентября 2001 г. городское медицинское объединение им. С.П. Боткина переименовано в городскую больницу им. С.П. Боткина, далее, с 24 декабря 2004 г. в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Городская больница имени Сергея Петровича Боткина», далее, с 17 октября 2011 г. в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Орла «Больница им. С.П. Боткина», далее, с 27 декабря 2011 г. в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина».
Судом установлено, что истец, работая в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения городского медицинского объединения им. С.П. Боткина с 02.08.1999 по 13.08.2000 непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполняя функциональные обязанности врача–хирурга, что подтверждается журналом регистрации хирургических операций, а также лицевыми счетами о начислении заработной платы истцу, из которых следует, что в спорный период ему выплачивалось 15% (вред.).
Факт прохождения истцом интернатуры, а также выполнения им обязанностей в качестве оперирующего врача-хирурга в спорный период времени подтвердили свидетели Морозов Ю.М., работавший заведующим хирургического отделения – врач-хирург, и Марков Д.Б., работавший врачом-хирургом хирургического отделения в городском медицинском объединении им. С.П. Боткина.
По материалам дела также установлено, что Александров А.А. в период с 10 мая 2009 г. по 7 июня 2009 г. и с 13 февраля 2011 г. по 16 марта 2011 г. находился на курсах повышения квалификации.
При этом в рассматриваемые периоды Александров А.А. работал в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения города Орла «Больница им. С.П. Боткина» в должности, зачтенной пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, что также подтверждается приказами, свидетельствами о повышении квалификации, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой в указанные периоды Александров А.А. в отпуске без сохранения заработной платы не находился.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, действовавшего в спорные периоды, следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Разрешая спор по существу на основании исследованных и оцененных доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, в том числе показаний свидетелей, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что Александров А.А. в спорные периоды непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполнял функциональные обязанности врача–хирурга, а также тот факт, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, с таким выводом суда согласна, поскольку представленные доказательства, бесспорно, свидетельствуют о том, что Александров А.А. в период с 2 августа 1990 г. по 13 августа 2000 г. выполнял функциональные обязанности врача-хирурга, а в период нахождения на курсах повышения квалификации за ним сохранялась заработная плата по должности, зачтенной пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении,
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст.ст. 18 и 19).
В связи с тем, что с учетом включенных периодов по состоянию на 6 октября 2019 г. специальный стаж медицинской деятельности Александрова А.А. составил 30 лет 0 месяцев 1 день, то пенсия подлежит ему назначению с 9 апреля 2020 г., то есть с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Агибалов В.С. Дело №33-2415/2020
(№2-1634 /2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Чуряева А.В., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж медицинской деятельности периоды работы в льготном исчислении и признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 17 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Гороховой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу Александрова А.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Александров А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее –УПФР, пенсионный орган) о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
При этом время работы Александрова А.А. с 02.08.1999 по 13.08.2000 в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского объединения им. Боткина зачтены ответчиком в его специальный стаж в календарном исчислении, в зачете в стаж лечебной деятельности истца периодов пребывания на курсах повышения квалификации с 10.05.2009 по 07.06.2009, с 13.02.2011 по 16.03.2011 отказано.
По изложенным основаниям, считая решение об отказе в досрочном пенсионном обеспечении неправомерным, просил суд включить в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, а именно год работы как год и шесть месяцев, период осуществления лечебной деятельности с 02.08.1999 по 13.08.2000 в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского объединения им. Боткина; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2009 по 07.06.2009, с 13.02.2011 по 16.03.2011; возложить на ответчика обязанность назначить и производить выплату пенсии с момента обращения за ее назначением, а именно с 09.04.2020, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что спорные периоды в должности врача-интерна хирургии хирургического отделения подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, должность «врач-интерн» не предусмотрена перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых дает право один год работы засчитать за один год и шесть месяцев.
Ссылается на то, что включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ст. 22 указанного федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Как следует из п. 1 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 г., при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Так, согласно данному перечню в льготном порядке в стаж работы засчитываются периоды работы оперирующих врачей-специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка. Пунктом 1 указанного списка в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований.
В пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, по следующему правилу: один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В совместном информационном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 3948/1-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 г. № 06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. № 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. № 73, и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377.
В п. 3.3.5.1 Перечня хирургических отделений, содержащегося в приказе Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377 указаны наименования хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 г. № 28 «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений, к которым в частности относятся онкологические отделения, хирургические, хирургические торакальные.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, должность врача-интерна была выделена как самостоятельная должность. Должность врача-интерна в номенклатуре от 27 августа 1999 г. прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, в тоже время в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура – это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
В соответствии с Инструкцией о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим интернатуру, утвержденной приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. № 669, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры, на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн, заработная плата в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения с отчислением в соответствующие фонды социального страхования страховых взносов.
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 августа 1997 г. № 43, предусмотрен раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. № 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8.9. 14, 16 названного Положения).
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Пункт 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» возлагает на медицинских работников обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 9 апреля 2020 г. Александров А.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением от 1 июня 2020 г. ему было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Письмом пенсионного органа от 5 июня 2020 г. Александрову А.А. разъяснено, что период работы со 2 августа 1999 г. по 13 августа 2000 г. в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения больницы Городского медицинского объединения им. Боткина подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как должность «врач-интерн» не предусмотрена Перечнями структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала Постановления №1066 от 22 сентября 1999 г. и Постановления №781 от 29 октября 2002 г., работа которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев. Период работы с 14 августа 2000 г. по 31 января 2001 г. в должности врача-хирурга хирургического отделения поликлиники Городского медицинского объединения им. Боткина также подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как наименование учреждения «поликлиника» не предусмотрено Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала №1066 от 22 сентября 1999 г. и Постановления №781 от 29 октября 2002 г., работа которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 31 марта 2003 г. по 2 апреля 2003 г., 27 декабря 2016 г., с 26 марта 2018 г. по 3 апреля 2018 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 мая 2009 г. по 7 июня 2009 г. и с 13 февраля 2011 г. по 16 марта 2011 г. не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Вместе с тем, как следует из трудовой книжки истца, Александров А.А. по окончании обучения в Курском государственном медицинском университете со 2 августа 1999 г. был принят в Городское медицинское объединение имени С.П. Боткина г. Орел на должность врача-интерна по хирургии в хирургическое отделение, с 14 августа 2000 г. уволен в связи с окончанием интернатуры и с этого же дня принят на должность врача-хирурга хирургического отделения поликлиники, с 1 февраля 2001 г. переведен на должность врача-хирурга хирургического отделения, в которой работает до настоящего времени.
С 11 сентября 2001 г. городское медицинское объединение им. С.П. Боткина переименовано в городскую больницу им. С.П. Боткина, далее, с 24 декабря 2004 г. в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Городская больница имени Сергея Петровича Боткина», далее, с 17 октября 2011 г. в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Орла «Больница им. С.П. Боткина», далее, с 27 декабря 2011 г. в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина».
Судом установлено, что истец, работая в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения городского медицинского объединения им. С.П. Боткина с 02.08.1999 по 13.08.2000 непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполняя функциональные обязанности врача–хирурга, что подтверждается журналом регистрации хирургических операций, а также лицевыми счетами о начислении заработной платы истцу, из которых следует, что в спорный период ему выплачивалось 15% (вред.).
Факт прохождения истцом интернатуры, а также выполнения им обязанностей в качестве оперирующего врача-хирурга в спорный период времени подтвердили свидетели Морозов Ю.М., работавший заведующим хирургического отделения – врач-хирург, и Марков Д.Б., работавший врачом-хирургом хирургического отделения в городском медицинском объединении им. С.П. Боткина.
По материалам дела также установлено, что Александров А.А. в период с 10 мая 2009 г. по 7 июня 2009 г. и с 13 февраля 2011 г. по 16 марта 2011 г. находился на курсах повышения квалификации.
При этом в рассматриваемые периоды Александров А.А. работал в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения города Орла «Больница им. С.П. Боткина» в должности, зачтенной пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, что также подтверждается приказами, свидетельствами о повышении квалификации, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой в указанные периоды Александров А.А. в отпуске без сохранения заработной платы не находился.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, действовавшего в спорные периоды, следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Разрешая спор по существу на основании исследованных и оцененных доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, в том числе показаний свидетелей, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что Александров А.А. в спорные периоды непосредственно участвовал в проведении оперативных вмешательств, выполнял функциональные обязанности врача–хирурга, а также тот факт, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, с таким выводом суда согласна, поскольку представленные доказательства, бесспорно, свидетельствуют о том, что Александров А.А. в период с 2 августа 1990 г. по 13 августа 2000 г. выполнял функциональные обязанности врача-хирурга, а в период нахождения на курсах повышения квалификации за ним сохранялась заработная плата по должности, зачтенной пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении,
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст.ст. 18 и 19).
В связи с тем, что с учетом включенных периодов по состоянию на 6 октября 2019 г. специальный стаж медицинской деятельности Александрова А.А. составил 30 лет 0 месяцев 1 день, то пенсия подлежит ему назначению с 9 апреля 2020 г., то есть с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи