РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кошки Самарской области 01 марта 2023 года
Кошкинский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ельчанинова А.С.,
заместителя прокуратуры Кошкинского района Самарской области Перцева А.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>, ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд, с исковым заявлением указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района антитеррористического законодательства в ходе которой выявлено неисполнение ответчиками законодательства, направленного на обеспечение защищенности от проявления терроризма в образовательном учреждении муниципального района Кошкинский. Просил обязать ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> обеспечить в здании расположенного по адресу: <адрес> безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно: восстановить полное периметральное освещение территории, обязать МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес> обеспечить финансирование ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> по адресу: <адрес> для установки полного периметрального освещения территории.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержал аналогичными доводами, просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик - ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> м.<адрес> в лице директора ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала полностью.
Ответчик - МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>» в лице директора ФИО4 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал полностью.
Третье лицо - администрация муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО5 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из Устава ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> м.<адрес> указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности <адрес>.
Из Устава следует, что учредителями учреждения являются Министерство образования и науки <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>.
Согласно уставу МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>» данное учреждение обеспечивает техническую и противопожарную безопасность зданий и сооружений, представленных в пользование образовательным учреждениям муниципального района Кошкинский.
Из устава ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> м.<адрес> усматривается, что Министерство имущественных отношений <адрес> закрепляет за ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> на праве оперативного управления имущество.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Исходя из ст. 5.2 Закона Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с подп. 1, 7.1 ч.1 ст.16 вышеназванного закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ФИО7 СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ).
Согласно п.20. данных требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 21. Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обучения работников объекта (территории) действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;
г) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
д) обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений);
е) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.
25. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> и его структурном подразделении отсутствует полное периметральное освещение территории.
Отсутствие полного периметрального освещения территории отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> и ее структурных подразделениях.
Кроме того, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>, ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований антитеррористической защищенности – удовлетворить.
Возложить обязанность на ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес>, ИНН 6381019256, ОГРН 1116381001725 обязанность обеспечить в здании расположенном по адресу: <адрес> безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, а именно: восстановить полное периметральное освещение территории.
Возложить обязанность на МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>, ИНН 6381019104, ОГРН 1116381001571 обеспечить финансирование ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> по адресу: <адрес> для установки полного периметрального освещения территории.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Ельчанинов