Уникальный идентификатор дела 77RS0033-02-2023-000625-44
Дело № 2-1199/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Седых Е.А., при секретаре судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио к фио о взыскании неосновательного обогащения, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что ответчик на протяжении длительного периода времени обращался к истцу за заемными денежными средствами. В период с 01.12.2020 по 02.11.2022 истцом ответчику перечислены денежные средства на общую сумму в размере сумма. Денежные средства возвращены частично, остаток долга составляет сумма.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Истец в судебном заседании доводы иска поддержала, суду пояснила, что состояла с фио в дружеских и доверительных отношениях. фио попросил у неё денег на условиях возвратности на финансирование проектов, при этом попросил, чтобы денежные средства переводились на счёт ответчика. Первое время денежные средства возвращались, но затем фио начал скрываться. фио пояснил, что фио его деловой партнёр. Денежные средства возвращались от фио
Представитель истца адвокат в судебном заседании доводы иска поддержал.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что действовал по поручению фио, поскольку работал у него. Он занимался приобретением криптовалюты, денежными средствами истца не пользовался.
Третье лицо фио надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Заслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов гражданского дела следует, что в период с 01.12.2020 по 02.11.2022 истец перевела ответчику следующие денежные суммы:
01.12.2020 – сумма;
02.12.2020 – сумма;
04.12.2020 – сумма;
07.12.2020 – сумма;
08.12.2020 – сумма;
10.12.2020 – сумма;
10.12.2020 – сумма;
14.12.2020 – сумма;
24.12.2020 – сумма;
13.01.2021 – сумма;
22.01.2021 – сумма;
18.02.2021 – сумма;
10.03.2022 – сумма;
26.04.2022 – сумма;
26.01.2021 – сумма;
03.02.2021 – сумма;
18.02.2021 – сумма;
11.06.2021 – сумма;
14.09.2021 – сумма
Всего истцом переведено в пользу ответчика в безналичной форме денежные средства на общую сумму сумма.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются отчётом о банковских переводах, не оспаривались ответчиком.
Как следует из пояснений истца, вышеуказанные денежные средства она переводила на счета фио по просьбе фио, с которым состояла в доверительных отношениях.
При этом истец ссылается на то, что денежные средства она переводила на условиях возвратности. В итоге денежные средства возвращены частично, остаток долга составляет сумма.
Факт наличия договорённости между истцом и фио о перечислении денежных средств на счёт фио, сторонами не оспаривался, подтверждается также перепиской в мессенджере WhatsApp.
21.11.2022 истец направила фио письменную претензию с требованием вернуть остаток долга в размере сумма.
До настоящего времени денежные средства истцу не возвращены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий, выражающихся в 1) наличии обогащения, 2) обогащении за счет другого лица, 3) отсутствии правового основания для такого обогащения.
В связи с этим юридическое значение для квалификации отношений, возникших вследствие неосновательного обогащения, имеет не всякое обогащение за чужой счет, а лишь неосновательное обогащение одного лица за счет другого.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют.
В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывает ответчик, он спорными денежными средствами не пользовался для личных нужд, приобретал и продавал криптовалюту, открывал истцу электронные кабинеты, в договорных отношениях с истцом не состоял. Как следует из пояснений ответчика, денежные средства он использовал по просьбе фио для приобретения криптовалюты истцу.
Истец в ходе судебного разбирательства отрицала факт участия в сделках с криптовалютой. Вместе с тем, учитывая пояснения ответчика, периодичность и размер перечисляемых денежных средств на счёт ответчика, суд пришёл к выводу об отсутствии достаточных доказательств заёмных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делам о взыскании неосновательного обогащении на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
При установленных обстоятельствах, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу об отсутствии оснований дня возврата истцу в качестве неосновательного обогащения спорной денежной суммы, при этом исходит из того, что истец на свой страх риск размещал денежные сродства на платежную карту ответчика как вложение средств для совершении сделок по купле-продаже валюты и криптовалюты с целью последующего выигрыша, то должен был допускать возможную утрату всех перечисленных денег.
Таким образом, поскольку фио добровольно неоднократно перечисляла ответчику денежные средства в отсутствие заключенного договора, ей было известно, в каких целях и кому она перечисляет денежные средства, при этом оформленного в письменной форме обязательства ответчика о возврате денежных сумм не имелось, суд пришёл к выводу о том, перечисление денежных средств производилось при осведомленности истца об отсутствии обязательства по перечислению денежных средств, что в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает взыскание с ответчика полученных от и░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 98 ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.194-199 ░░░ ░░, ░░░
░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░