Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2126/2018 ~ М-2120/2018 от 07.09.2018

УИД: 66RS0-16                        КОПИЯ                

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2018 года                         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего Горюшкиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Коркиной М.А.,

с участием старшего помощника прокурора Парадеева Е.Ю.,

представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району - Чарской М.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2126/2018 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Батуева Александра Сергеевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности по совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

07.09.2018 прокурор Пригородного района в интересах Батуева А.С. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просит: признать за Батуевым А.С., не имеющим регистрации по месту жительства на территории РФ, право на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей; обязать ответчика принять Батуева А.С. на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда Свердловской области.

В обоснование исковых требований прокурором указано следующее. В прокуратуру Пригородного района обратился Батуев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением об оказании помощи в защите его жилищных прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Установлено, что Батуев А.С., в настоящее время находящийся в возрасте 33 лет, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Его отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ он с матерью ФИО12 и отчимом ФИО9, проживал в <адрес>, улицу и номер дома не помнит. Кому принадлежал этот дом, не знает. Собственного жилья у их семьи не было. После лишения матери родительских прав решением Пригородного райсуда от 20.04.1999 он был устроен в ФИО6 детский дом. В период пребывания в детском доме ДД.ММ.ГГГГ осужден Пригородным районным судом Свердловской области к наказанию в виде лишения свободы сроком на <...> года. ДД.ММ.ГГГГ освободился из ВК <адрес>. После освобождения из колонии был отчислен из детского дома. 28.03.2003 осужден Пригородным районным судом Свердловской области к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием в исправительной колонии. 24.11.2005 осужден Верх-Исетским районным судом г.Екатеринбурга к наказанию в виде лишения свободы, освободился из исправительной колонии в ДД.ММ.ГГГГ году. В настоящее время ФИО17 отбывает наказание в ИК-63 г.Ивдель по приговору Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга, наказание 16 лет лишения свободы. При устройстве в детский дом за ним закреплялось жилое помещение в <адрес>. Квартира непригодна для проживания. На основании протеста прокурора Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилья за Батуевым А.С. отменено. Батуев А.С. является <...>. Таким образом, администрацией Южаковского детского дома при выпуске в ДД.ММ.ГГГГ году достигшего 18-тилетнего возраста Батуева А.С., не имеющего в собственности либо на ином праве пригодного для проживания жилого помещения, не были предприняты меры по постановке его на учет для целей обеспечения жилым помещением. В дальнейшем, с 18 до 23 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, Батуев А.С. практически непрерывно находился в исправительных колониях по приговорам судов. Установлено, что Батуев А.С. на учете в УСП по г.Нижний Тагил и Пригородному району для целей обеспечения жилым помещением не состоял и не состоит.

После выпуска из детского дома Батуев А.С. до достижения возраста 23 лет самостоятельно не принял меры по постановке на учет для целей обеспечения жилым помещением, в силу незнания своих прав, а также по причине состояния здоровья, наличия <...>.

Он не имеет в собственности либо на ином праве жилых помещений.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Черноисточинская территориальная администрация.

Истец Батуев А.С., отбывающий наказание в местах лишения свободы, в судебное заседание не доставлялся, о личном участии при рассмотрении дела не ходатайствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства 14.11.2018, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки (л.д.129-130). В письменном объяснении прокурору указал, что в детском доме оказался по решению суда. Затем несколько раз осуждался к наказанию в виде лишения свободы. В период нахождения на свободе жил где придется. На свободе в Министерство социальной политики не обращался. Обращался в Администрацию Пригородного района в 2009 году, но подтверждающих документов нет. На учете у психиатра и нарколога не состоит. Имеет ряд заболеваний: эпилепсия, бронхиальная астма, остаточные явления перенесенных инсультов, гипертензия. В собственности никакого жилья не имел и не имеет.

Прокурор Парадеев Е.Ю. в судебном заседании предмет и основании иска поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. При этом просил обратить внимание на состояние здоровья Батуева, его педагогическую запущенность, что явилось препятствием для своевременного обращения для постановки на учет в компетентный орган с целью получения жилья.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области г.Нижний Тагил и Пригородному району Чарская М.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, при этом указала, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мера по обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управления социальной политики с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных Законом условий (возраст до 23 лет) получения дополнительных гарантий. До 2018 года истец письменно не обращалась в Управление социальной политики с заявлением о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Объяснения истца о том, что обратиться с соответствующим заявлением до достижения возраста <...> лет он не имел возможности по состоянию здоровья и в связи с нахождение в местах лишения свободы, не являются объективными причинами пропуска срока обращения. Инвалидность истцу установлена только в ДД.ММ.ГГГГ, сведений о том. что до указанного периода он страдал какими-либо заболеваниями материалы дела не содержат. В местах лишения свободы истец находился не непрерывно. Считает, что права у Батуева А.С. на обеспечение его жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области не имеется.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что Батуевым А.С. не названо уважительных причин для пропуска срока обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представители третьих лиц ГКУ СО «СРЦН Южаковский» Пригородного района, Администрации Горноуральского городского округа, Черноисточинской территориальной администрации в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено при установленной явке.

По ходатайству прокурора в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11, которая показала, что работает <...> На работу в <...> она была принята ДД.ММ.ГГГГ на должность <...>. На тот момент ФИО17 уже являлся воспитанником учреждения. Может его охарактеризовать как «сложного ребенка», который имел много пропусков занятий, отличался неудовлетворительным поведением на уроках. Со школьной программой ФИО17 не справлялся, в связи с чем, оставался на второй год. Обучался ФИО17 в рамках общеобразовательной программы. Она замечала отклонение от нормы в поведении ФИО17: он очень много кушал, отбирал еду у других ребят, когда ложился спать, то заворачивался в одеяло и качался, поясняя, что так ему проще уснуть. Кроме того, может отметить, что ФИО17 отличался малограмотностью. У ФИО17 были явные задержки в умственном и психическом развитии, однако соответствующих диагнозов ему не ставилось. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 был осужден к наказанию в виде лишения свободы. После отбытия наказания ФИО2 в детский дом более не возвращался, так как достиг 18-летнего возврата.

Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года, вступившего в законную силу 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";

по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:

по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области:

по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.

Согласно копии решения Пригородного районного суда от 20.04.1999 родителями истца Батуева А.С. являются ФИО12, которая этим же решением лишена родительских прав в отношении истца, ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что Батуев А.С. относился к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления МО «Пригородный район» от ДД.ММ.ГГГГ Батуев А.С. устроен в детский <адрес> на полное государственное обеспечение (л.д.10).

Согласно копии приговора Пригородного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2осужден по ст. 158 ч.2 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в виде лишения свободы (л.д.18-20).

Согласно сведений ИЦ ГУВД по Свердловской области (л.д.97-98) ДД.ММ.ГГГГ истец был освобожден по амнистии и убыл в село Южаково Пригородного района. ДД.ММ.ГГГГ был вновь осужден Пригородным районным судом Свердловской области к 5 годам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ был освобожден УДО. ДД.ММ.ГГГГ осужден Верх-Исетским районным судом <адрес> к 3 годам лишения свободы. Был освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Октябрьским районным судом города Екатеринбурга к 4 годам лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по болезни. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Пригородным районным судом к 1 году 8 месяцам лишения свободы, а ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районным судом города Екатеринбурга, по совокупности приговоров назначено наказание 16 лет лишения свободы, которое истец отбывает в настоящее время.

Согласно медицинской справки на Батуева Александра Сергеевича, <...>, выданной <...>, отбывающего наказание в ФКУ ИК-63 с ДД.ММ.ГГГГ. Он является <...> с ДД.ММ.ГГГГ с Диагнозом: <...>. На данный момент на учете у психиатра не состоит. Состояние здоровья на данный момент -удовлетворительное.

ДД.ММ.ГГГГ Батуеву А.С. впервые установлена группа инвалидности - третья по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании также установлено, что у истца отсутствуют на праве собственности какие-либо объекты недвижимого имущества.

Вместе с тем, истец имеет регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается ответом на судебный запрос МУ МВД «Нижнетагильское» (л.д. 89, 95).

Как следует из ответа на судебный запрос Черноисточинской территориальной Администрации от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., было предоставлена гр. ФИО12 на основании заседания ОАО «Черноисточинская чулочно-перчаточная фабрика» от ДД.ММ.ГГГГ года.

В настоящее время в квартире проживает гр. ФИО12 с сожителем. Квартира была отремонтирована благотворительной организацией «Добрые сердца» для дочери (в настоящее время умершей) гр. ФИО12, Валентины, выпускницы Детского дома и ее дочери Анны. Были вставлены пластиковые окна, отремонтирована отопительная печь, установлены электрорадиаторы, металлические двери (л.д.95)

В указанном жилом помещении кроме Батуева А.С. имеют регистрацию ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15

На основании постановления Главы Черноисточинской территориальной Администрации МО «Пригородный район» от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было закреплено в том числе за истцом (л.д.91).

Аналогичное постановление было вынесено Главой Администрации ГГО ДД.ММ.ГГГГ .

Однако на основании протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указанные постановления были отменены постановлением Главы ГГО от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 18 лет, а ДД.ММ.ГГГГ возраста 23 лет.

Как указывает истец в письменных пояснениях прокурору, в период нахождения на свободе жил где придется. На свободе в Министерство социальной политики не обращался. Обращался в Администрацию Пригородного района в ДД.ММ.ГГГГ году, но подтверждающих документов нет. На учете у психиатра и нарколога не состоит.

В ДД.ММ.ГГГГ году Батуев А.С., отбывая наказание в ФКУ -63, обратился в Министерство социальной политики <адрес>, Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и <адрес> с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ответов Министерства социальной политики Свердловской области от 30.05.2017, Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району от 06.06.2018 истцу отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с тем, что он достиг 23 лет, утратил статус лица, имеющего право на дополнительные социальные гарантии и не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.20,21).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ года с письменными заявлениями о постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения истец не обращался.

Как указывает истец, по данному вопросу он обращался в Администрацию Пригородного района в ДД.ММ.ГГГГ году, однако подтверждающих этому документов нет.

Вместе с тем, уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец достиг 24 летнего возраста, в связи с чем утратило прав на обеспечение специализированным жильем.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. п. 1 - 3, 6 - 9), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 названной статьи.

Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).

Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ч. 2).

Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

В судебном заседании установлено, что на момент обращения истца в 2017 году с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области его возраст превышал 23-летний.

23-летнего возраста истец достиг в 2007 году. Между тем, впервые обратился с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения в 2017-2018 годах, то есть в возрасте 33 лет. На протяжении длительного времени, то есть более 10 лет, истец свое право на обеспечение жильем не реализовал, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, суду не представил, как и не представил доказательств более раннего обращения о постановке на учет и отказа в такой постановке.

Таким образом, в момент обращения с заявлением истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При таких обстоятельствах на него не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, истцу было законно и обоснованно отказано в принятии его на учет для целей предоставления жилого помещения.

Доводы стороны истца о том, что Батуев не имел возможности своевременно реализовать указанное право на постановку на учет, в связи с нахождением в местах лишения свободы, нельзя признать обоснованными, поскольку нахождение в местах лишения свободы не лишило истца возможности обратиться в компетентные органы с соответствующим заявлением в 2017, 2018 году по вопросу предоставления жилья, а также обратиться к прокурору с целью оказания помощи в написании искового заявления и обращении с иском в суд, что истец мог сделать и намного раньше, в том числе в период с 18 до 23 лет.

Более того, в период с 2002 по 2007 год истец не постоянно находился в местах лишения свободы, имелись временные промежутки, когда истец находился на свободе.

В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования, соответственно, следовательно не могут приняты доводы о юридической неграмотности Батуева А.С.

Доводы стороны истца о том, что на учет истец не был поставлен по причине неисполнения органами опеки и попечительства и иными должностными лицами (руководителями детских домов, где воспитывался истец) обязанности по защите его прав как лица, оставшегося без попечения родителей, не разъяснения ему права на обеспечение жильем и необходимости обращения с соответствующим заявлением, не являются основанием для удовлетворения исковых требований.

Право состоять на учете ограничено достижением 23-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права не реализовал.

Не могут быть приняты во внимание в качестве уважительных причин и сведения о состоянии здоровья истца, так как инвалидность истцу впервые была установлена лишь в 2017 году по общему заболеванию.

Как указала свидетель в судебном заседании, в период нахождения в детском доме у истца хоть и наблюдались психические отклонения, но он обучался по общеобразовательной программе.

На учете у психиатра истец не состоит, что следует из его письменных пояснений и медицинской справки представленной исправительным учреждением.

Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.

То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ были отменены постановление Главы Черноисточинской территориальной Администрации МО «Пригородный район» от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Главы ГГО от ДД.ММ.ГГГГ , которыми в том числе за истцом было закреплено жилое помещение, правового значения не имеет, поскольку на момент отмены указанных постановлений истец уже являлся совершеннолетним, и органы опеки не должны были осуществлять контроль за его жильем.

Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Батуева Александра Сергеевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании за Батуевым Александром Сергеевичем права на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей; возложении обязанности принять Батуева Александра Сергеевича на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда Свердловской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 06.12.2018.

Председательствующий – подпись

Копия верна. Судья-                 Н.В. Горюшкина

2-2126/2018 ~ М-2120/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Батуев Александр Сергеевич (для вручения)
Прокурор Пригородного района в интересах Батуева Александра Сергеевича
Ответчики
ТОИОГВ Свердловской области Управления социальной политики Свердловской области по городу Н.Тагил и Пригородному району
Другие
Черноисточинская территориальная администрация
Администрация городского округа Свердловской области
ГКУСО СРЦН Южаковский Пригородного района
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Горюшкина Н.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
07.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2018Передача материалов судье
11.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2018Предварительное судебное заседание
09.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2018Предварительное судебное заседание
05.12.2018Судебное заседание
06.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Дело оформлено
02.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее