Дело № 2-424/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 12 августа 2014 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на квартиру,
установил:
администрация Новоангарского сельсовета Мотыгинского района обратилась с иском к администрации Мотыгинского района о признании права муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что дом по адресу: п. Новоангарск ул. Новая, 4а-2 был выстроен администрацией Мотыгинского района по программе «Дом», однако в нарушение требований Жилищного кодекса РФ администрация Новоангарского сельсовета не была отражена в разрешительных документах на строительство как заказчик строительства. Данное нарушение препятствует регистрации права собственности за Новоангарским сельсоветом за квартирой во внесудебном порядке. Однако, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», именно в полномочия поселения входит обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда. Дом был выстроен для двух семей Камсковых и Дорофеевых, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих в аварийном жилье с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира № в указанном доме администрацией Новоангарского сельсовета была передана семье Камсковых, которые оформили её приватизацию. Квартира № незаконно была занята Ивановой, которая в добровольном порядке длительное время не выселялась. В настоящее время квартира никем не занята и находится в неудовлетворительном состоянии, была разморожена система отопления. Отсутствие права собственности на <адрес> у муниципального образования Новоангарский сельсовет, лишает право предоставить квартиру нуждающимся гражданам на законных основаниях.
В судебном заседании представитель истца администрации Новоангарского сельсовета – ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – администрации Мотыгинского района ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что в связи с ненадлежащим оформлением документов при строительстве, теперь право собственности не может быть зарегистрировано за администрацией Новоангарского сельсовета во внесудебном порядке.
Представитель третьего лица – Мотыгинского отдела Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется в том числе путем признания права.
Как следует из искового заявления, истец просит признать за ним право собственности на основании пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, статьи 219 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новою вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Порядок создания объектов недвижимого имущества урегулирован Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ», земельным и гражданским законодательством.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесено выдача разрешений на строительства, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территориях поселений.
Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Порядок такой регистрации установлен Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».В статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, обременения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, а также в качестве единственного доказательства существования права на недвижимость.
В соответствии со ст. 219, 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, именно с этого момента недвижимое имущество включается в гражданский оборот.
Как установлено судом, Законом Красноярского края от 26.12.2006 года N 21-5628 утверждена краевая целевая программа «ДОМ» на 2007-2009 годы. Целью указанной программы являлось обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан, стимулирование жилищного строительства. Данные цели являются одними из первоочередных задач государственной жилищной политики.
Для достижения поставленных целей программой выделены шесть направлений и предусмотрена реализация мероприятий по каждому, одним из них является:
- строительство жилых домов, реконструкция жилых помещений и нежилых зданий и приобретение жилых помещений с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях; переселение граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
В рамках указанной программы из бюджета Красноярского края были выделены денежные средства на строительство №-х квартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>.
Как следует из пояснений сторон деньги из краевого бюджета выделялись району, а не поселению, в связи с чем, решением Новоангарского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № часть полномочий муниципального образования Новоангарский сельсовета, в том числе по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах <адрес>, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории МО Новоангарский сельсовет, передано муниципальному образованию Мотыгинский район. Данные полномочия были приняты районом на основании решения главы района ФИО11 от 25.09.2008 № 22-225.
ДД.ММ.ГГГГ архитектором района ФИО6 администрации Мотыгинского района было выдано разрешение на строительство двухквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, б/н.
Строительство дома завершено в ДД.ММ.ГГГГ, что следует из технического паспорта жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Главы администрации района ФИО7 объект строительства расположенный по адресу: <адрес> сельсовета для дальнейшего строительства за счёт собственных средств.
ДД.ММ.ГГГГ между Главой Новоангарского сельсовета ФИО8 и Первым заместителем Главы района ФИО7 составлен акт приемки законченного строительством объекта по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ архитектор Мотыгинского района ФИО9 выдал разрешение о вводе объекта в эксплуатацию, т.е. документ, который в силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Согласно кадастрового паспорта, квартире присвоен кадастровый номер №. По данным, предоставленным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на спорную квартиру право собственности не зарегистрировано.
Учитывая, что жилой дом был выстроен по программе «Дом» для переселения граждан, проживающих в жилых домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, при этом обеспечение данной категории граждан жильем возложена на муниципальные образования поселений, суд считает возможным признать за муниципальным образованием Новоангарский сельсовет право собственности на <адрес>. При этом суд учитывает, что жилое помещение соответствует всем требованиям закона, что следует из выданного архитектором района разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а то обстоятельство, что разрешение на строительство выдавалось администрации района, препятствует в настоящее время поселению оформить жилье в органах Росреестра в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Новоангарский сельсовет Мотыгинского района Красноярского края право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью №.м., в том числе жилой №.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова