Решение по делу № 2-367/2019 (2-4320/2018;) ~ М-4246/2018 от 11.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 февраля 2019 года                            <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.,

с участием представителя истца Хабаху Л.А. по доверенности Дзыбова А.К.,

представителя ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по доверенности Селивановой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаху <данные изъяты> к Кубашичевой <данные изъяты>, Управлению лесами Республики Адыгея и Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок и самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на земельный участок и самовольную постройку, в обоснование которого указано, что в апреле 2016 года Кубашичева С.А. продала истцу по договору купли-продажи часть своего земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>Г для строительства дома площадью 1535 кв.м.. Не оформив до конца покупку части земельного участка и не разобравшись с границами участка, истица приступила к строительству дома. При оформлении документов для ввода дома в эксплуатацию выяснилась ошибка в границах проданного земельного участка, а именно то, что часть застроенного земельного участка действительно являлась собственностью Кубашичевой С.А., а другая часть - относится к землям Лесного фонда. Данный факт является препятствием для оформления документов на домовладение и земельный участок под ним. В настоящее время истца добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком указанной площади. С целью уточнения местоположения границ земельного участка и площади истца был изготовлен межевой план земельного участка. По фактическому пользованию площадь земельною участка истца составляет 1535 кв. м. Кроме этого на указанном земельном участке площадью 1535 кв. м в период с 2016 по 2018 годы истцом было построено домовладение. Истица обращалась в Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» с заявлением о вводе дома в эксплуатацию, однако получила отказ. поскольку границы земельного участка подлежали уточнению. С момента постройки дома истца открыто и добросовестно использую его по прямому назначению. Дом построен с соблюдением строительных, градостроительных и иных норм и правил, законных интересов и прав иных лиц не нарушает, находится в исправном состоянии, пригодно для эксплуатации. Просит суд признать право собственности за Хабаху Л.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1535 кв. м, в кадастровом квартале 01:08:1003068 категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, а так же право собственности на самовольную постройку - жилой дом общей площадью 220, 8 кв. м (в т.ч. жилой площадью 104.4 кв.м., подсобной площадью 116.6 кв.м.) расположенный по адресу: <адрес> в кадастровом квартале 01:08:1003068.

Представитель истца Хабаху Л.А. по доверенности Дзыбов А.К. в суд явился, поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения. Просил иск удовлетворить полностью.

Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по доверенности Селиванова М.М. возражала против удовлетворения требований истца, в удовлетворении исковых требований просила отказать полностью.

В судебное заседание представитель ответчика Кубашичевой С.А. и представитель Управления лесами Республики Адыгея не явились, надлежаще извещеные. На основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, а именно Хабаху Л.А. на основании договора купли-продажи части земельного участка от 10.04.2016 года, является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, ст-ца.Ханская, <адрес>Г, площадью 1535 кв.м.. разрешенное строительство: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов.

Не оформив до конца покупку части земельного участка и не разобравшись с границами участка, истица приступила к строительству дома.

При оформлении документов для ввода дома в эксплуатацию выяснилась ошибка в границах проданного земельного участка, а именно то, что часть застроенного земельного участка действительно являлась собственностью ответчика Кубашичевой С.А. (продавца), а другая часть - относится к землям Лесного фонда. Данный факт является препятствием для оформления документов на домовладение и земельный участок под ним.

Статьей 83 Земельного кодекса РФ определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Часть спорного земельного участка входит в состав участка, отнесенного к Лесному фонду.

В силу положений ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ и ст.17 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

В соответствии со ст.81 Лесного кодекса РФ государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется Правительством РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 7 и 8 раздела III (функции Управления) Положения об Управлении лесами Республики Адыгея (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.12.2006 «Вопросы Управления лесами Республики Адыгея») Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: 7) реализует в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, права собственника лесных участков в составе земель лесного фонда, осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Республики Адыгея; 8) принимает решения: а) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в границах земель лесного фонда.

Исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки приведен в ст.44 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В настоящее время истица добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком указанной площади. С целью уточнения местоположения границ земельного участка и ее площади и соответственно закрепления указанных сведений в кадастровом учете по фактическому пользованию по заказу истицы был изготовлен межевой план земельного участка. По фактическому пользованию площадь земельного участка составляет 1535 кв. м.

В силу ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Отсутствие зарегистрированною в установленном порядке права собственности на земельный участок площадью 1535 кв. м лишает истицу возможности реализовать свои права собственника.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст.12 ГК РФ способами, в том числе путем признания права.

Таким образом, требования истца о признании право собственности за Хабаху Л.А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1535 кв. м, в кадастровом квартале 01:08:1003068 категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, в 2018 году истец построил на принадлежащем ей земельном участке объект недвижимого имущества: жилой дом общей площадью 220,8 кв.м., что подтверждается техническим паспортом от 23.10.2018 года.

Удовлетворяя исковые требования истца о признании право собственности на самовольную постройку - жилой дом общей площадью 220, 8 кв. м (в т.ч. жилой площадью 104.4 кв.м., подсобной площадью 116.6 кв.м.) расположенный по адресу: <адрес> в кадастровом квартале 01:08:1003068, суд исходит из следующего.

    В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    В силу ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

    Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей – п. 2 ст. 51 ГК РФ.

    Согласно ст. 8 ГК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

    В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.

    Таким образом, в силу указанных норм, и как видно из имеющихся материалов дела, истцами была осуществлена реконструкция принадлежащего им недвижимого имущества без получения на это разрешения на строительство (реконструкцию).

Истец обратились в уполномоченный орган – Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» о получении разрешения на строительство и акта в ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию, однако истцу было отказано.

Учитывая положения п.14 ст.1, ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ст.222 ГК РФ, отсутствие разрешения на реконструкцию свидетельствует о самовольном характере реконструированного объекта, то легализация самовольной постройки возможна только в порядке, установленном законом.

В ситуации, когда появление в процессе реконструкции дополнительных помещений приводит к созданию новых технических объектов, легализация их должна производиться через признание права собственности.

Статьей 12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав. Одним их таких способов является признание права.

    Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    Из выводов технического заключения выполненного ООО ПСК «ИНЖСТРОЙ» усматривается, что объемно-планировочные решения, размеры помещений, их взаимное расположение отвечают требованиям действующих норм; конструктивные решения и техническое состояние строительных конструкций, их несущая способность достаточны для восприятия эксплуатационных нагрузок. Конструкции жилого дома выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами и отвечают санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормативам, действующим на территории РФ, не угрожают жизни и здоровью людей и обеспечивают безопасную эксплуатацию объекта.

    В соответствии с абз. 1 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Абзацами 2-3 п. 26 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ определено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

    Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

    По мнению суда, представленные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что начатое без необходимых разрешений и технической документации самовольная постройка - индивидуальный жилой дом общей площадью 220, 8 кв. м (в т.ч. жилой площадью 104.4 кв.м., подсобной площадью 116.6 кв.м.) расположенный по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Указанное обстоятельство, с учетом целевого назначения недвижимой постройки является существенным, поскольку затрагивает интересы безопасности здоровья и жизни большого круга лиц.

    При таких обстоятельствах, учитывая, что единственными признаками самовольно возведенной истцом постройки является отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), и сохранение данной постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, в т.ч. публичных интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании права собственности на самовольную постройку.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск Хабаху <данные изъяты> к Кубашичевой <данные изъяты>, Управлению лесами Республики Адыгея и Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок и самовольную постройки, удовлетворить.

Признать за Хабаху <данные изъяты> право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1535 кв. м, в кадастровом квартале 01:08:1003068 категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства.

Признать за Хабаху Лариной Аскеровной право собственности на самовольную постройку - жилой дом общей площадью 220, 8 кв. м (в т.ч. жилой площадью 104.4 кв.м., подсобной площадью 116.6 кв.м.) расположенный по адресу: <адрес> в кадастровом квартале 01:08:1003068.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея течение месяца.

<данные изъяты>

Председательствующий                       <данные изъяты>            П.Ю. Агафонов

2-367/2019 (2-4320/2018;) ~ М-4246/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хабаху Лариса Аскеровна
Ответчики
Кубашичева Савдет Арзамесовна
Администрация МО "Город Майкоп" в лице Управления архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп"
Управление лесами РА
Другие
Дзыбова А.К.
Селивановой М.М.
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Агафонов Павел Юрьевич
Дело на странице суда
maikopsky--adg.sudrf.ru
11.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2018Передача материалов судье
14.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
06.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Дело оформлено
29.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее