<данные изъяты>
№ 2-740/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 10 сентября 2013 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего – судьи Корякина И.А.,
при секретаре – Сириной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-740/2013 по исковому заявлению Шахова <данные изъяты>, Шаховой <данные изъяты>, действующих в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 к Администрации города Ялуторовска Тюменской области о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты, и обязании Администрации города Ялуторовска Тюменской области принять решение о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Шахов А.Ю., Шахова Е.А., действуя в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации г. Ялуторовска Тюменской области о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты, и обязании Администрации г. Ялуторовска Тюменской области принять решение о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты.
Обосновывая заявленные исковые требования, истцы указывают, что 04.12.2012г. их семья обратилась к ответчику с заявлением о включении в состав получателей дополнительной субсидии в рамках постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий молодым семьям на строительство или приобретение жилья». 12.12.2012г. они получили уведомление за № об отказе в признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении ребёнка, по тем основаниям, что истёк срок для предоставления документов, со ссылкой на п.п. 8.4. и 8.6. раздела 8 приложения к постановлению Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № Истцы считают данный отказ незаконным по тем основаниям, что не учтены обстоятельства, при которых выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты, та как свидетельство было выдано 02.11.2011г., в период действия постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. №78-п., и п. 8.4. которого было установлено, что для получения дополнительной социальной выплаты необходимо было обратиться в орган местного самоуправления с перечнем необходимых документов, при этом не о каких 9 месяцах указания не было, и нас уведомили, что заявление мы можем написать в любое время. 13.02.2012г. внесены изменения в указанное постановление Правительства Тюменской области, и указано, что такое заявление может быть подано в течении 9 месяцев с момента получения свидетельства. Истцов об этом ни кто не проинформировал, и лишь в день получения оспариваемого отказа, их ознакомили с данным документом.
В судебном заседании истцы Шахов А.Ю., Шахова Е.А., действующие в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 заявленные исковые требования поддержали в полном объёме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г. Ялуторовска Тюменской области – Глазунов В.В. иск не признал, заявляя о необоснованности заявленных исковых требований и необходимости оставления их без удовлетворения. Также заявляет о пропуске истцами трёхмесячного срока давности для обращения в суд за оспариванием действия органа местного самоуправления, установленного ст. 256 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований Шахова А.Ю., Шаховой Е.А., действующих в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 без удовлетворения.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что семье истцом 02.11.2011г. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома №, со сроком его действия до 02.08.2012г. (включительно) (л.д. 16, 38, 41).
Согласно указанному свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, молодая семья истцов в составе трех человек получила социальную выплату в сумме - <данные изъяты> (л.д.16).
Социальная выплата была получена истцами в полном объеме, что не оспаривается сторонами судебного разбирательства.
13.08.2008г. у истцов родился сын, ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении № от 18.08.2008 года, выданным <адрес> отделом ЗАГС управления ЗАГС <адрес> (л.д.14).
04.12.2012 года истцы обратились с заявлением на имя главы <адрес> о включении их в список получателей дополнительной субсидии, в связи с рождением ребёнка, в рамках постановления Правительства Тюменской области 23.03.2011г., № 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий молодым семьям на строительство или приобретение жилья», указав в составе семьи – мужа и двух детей и предоставив при этом все необходимые документы (л.д. 17).
В ходе судебного разбирательства истцы пояснили, что причиной их обращения с заявлением 04.12.2012года послужило то, что им необходимо было представить подтверждение целевого использования денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты. При этом, указала, что из устных разъяснений сотрудников Администрации г.Ялуторовска Тюменской области следовало, что они смогут обратиться за дополнительной социальной выплатой в любое время после использования ранее полученных денежных средств.
Согласно п.8.1. Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» (в ред. от 26.10.2011г. и в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом), молодой семье, получившей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, при рождении (усыновлении) одного ребенка в срок со дня подачи заявления в орган местного самоуправления об участии в подпрограмме до окончания срока действия свидетельства предоставляется дополнительная социальная выплата.
Постановлением Правительства Тюменской области от 13.02.2012г. № 39-п «О внесении изменений и дополнений в постановление от 23.03.2011г. № 78-п» внесены изменения в Положение.
Свидетельство серия № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома было выдано 02.11.2011 года. Срок действия указанного свидетельства - до 02.08.2012 года. Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что истцы были вправе обратиться с заявлением о получении дополнительной социальной выплаты в период со 02.11. 2011 года по 02.08. 2012 года.
В соответствии с пунктом 8.4. Положения (в ред. от 13.02.2012г. и в редакции, действующей в настоящее время), для получения дополнительной социальной выплаты молодая семья в течение 9 месяцев с даты получения свидетельства представляет в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства подлинники необходимых документов вместе с их копиями (либо нотариально заверенные копии).
В рассматриваемом случае суд не усматривает противоречия между положениями п.8.1. (в ред. от 26.10.2011г.) и п.8.4 Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № 78-п (в ред. от 13.02.2012г.).
Согласно пункту 8.5. Положения (в ред. от 15.10.2012 года, действующей на момент обращения истцов с заявлением), органы местного самоуправления в десятидневный срок со дня поступления всех документов, указанных в пункте 8.4. Положения: организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах; направляют молодой семье письменное уведомление о признании молодой семьи претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты или об отказе в признании с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 8.6. Положения (в ред. от 13.02.2012г.), органы местного самоуправления вправе отказать молодой семье в признании её претендентом на получение дополнительной социальной выплаты, в случае истечения указанного в пункте 8.4. Положения срока для предоставления документов о предоставлении дополнительной социальной выплаты.
Суд полагает, что подача заявления по истечении срока, установленного пунктом 8.4. Положения, исключает возможность предоставления молодой семье дополнительной социальной выплаты.
Специалистами Администрации г.Ялуторовска при приеме документов у истцов было выявлено, что срок предоставления документов для получения дополнительной социальной выплаты (в течение 9 месяцев со дня получения свидетельства), установленный пунктом 8.4. Положения на момент обращения с соответствующим заявлением истек. В связи с чем, истцам было отказано в признании молодой семьи претендентом на получение дополнительной социальной выплаты по основанию, предусмотренному пунктом 8.6. Положения в связи с истечением указанного в пункте 8.4. срока для предоставления документов о предоставлении дополнительной социальной выплаты.
Уведомлением № от 12.12.2012г. истцы были извещены о том, что их семье отказано в признании претендентами на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка, в связи с истечением срока для предоставления документов о предоставлении дополнительной социальной выплаты, на основании пунктов 8.4, 8.6 раздела 8 Положения «О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (в ред. от 15.10.2012 года №420-п) (л.д.18). Как пояснили истцы в ходе судебного разбирательства уведомление об отказе в признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты они получили 12.12.2012г.
Суд признаёт несостоятельными доводы истцов о том, что правоотношения по поводу получения дополнительной социальной выплаты возникли в 2011 году, в связи с чем на них не распространяется действие постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № 78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» (в редакции постановления № 39-п от 13.02.2012г.) так как они не основаны на законе.
Суд признаёт несостоятельным указанный довод стороны истца, так как принимая во внимание, что постановление № 39-п от 13.02.2012г., которым был установлен срок предоставления документов о предоставлении дополнительной социальной выплаты, было принято 13.02.2012г., то есть до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома № (до 02.08.2012 года). Таким образом, если истцы, полагает, что они состояли в правоотношениях с Администрацией города Ялуторовска, то они имели возможность подать заявление и документы о предоставлении дополнительной социальной выплаты до 02.08.2012 года, однако этого не сделали, что не отрицалась ими в ходе судебного разбирательства.
Суд пришел к выводу, что правоотношения между истицей и Администрацией г.Ялуторовска Тюменской области возникли в момент подачи истицей заявления и документов о предоставлении дополнительной социальной выплаты, то есть 04.12.2012 года.
Довод истцов о том, что изменения, касающиеся сроков обращения с заявлением, были внесены позднее, Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года № 78-п, а также Постановлением Правительства Тюменской области от 15.10.2012 года № 420-п, руководствуясь при этом ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие является несостоятельным, поскольку законы и иные номативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с. ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ. Разрешая вопрос в соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел судам следует соблюдать требования ст. 76 Конституции РФ о приоритете федеральных законов, принятых по предметам, отнесенным ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о приоритете нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, если по этому вопросу субъектом осуществляется собственное правовое регулирование.
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Довод стороны ответчика – Администрации г.Ялуторовска Тюменской области о том, что в рассматриваемом случае судом подлежит применению пропуск истицей трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в порядке главы 25 ГПК РФ, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм действующего процессуального законодательства РФ. В этой связи, суд соглашается с доводами стороны истца, что в рассматриваемом случае имеет место спор о праве, следовательно, применяется общий срок исковой давности – 3 года.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, норма, предусматривающая отсутствие оснований у молодой семьи для получения дополнительной социальной выплаты, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований Шахова А.Ю., Шаховой Е.А., действующих в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 к Администрации г. Ялуторовска Тюменской области о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты, и обязании Администрации г. Ялуторовска Тюменской области принять решение о признании претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты, без удовлетворения в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шахова <данные изъяты>, Шаховой <данные изъяты>, действующих в своих интересах, и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1, и ФИО2 к Администрации города Ялуторовска Тюменской области – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 18 сентября 2013г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - И.А. Корякин.