Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-269/2014 ~ М-198/2014 от 17.03.2014

№2-269/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2014 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Борцовой Т.И.,

при секретаре Скондаковой И.В.,

с участием:

представителя истцов Потапова В.А., Потаповой Е.В., Потаповой Е.В., Ельчаниновой Т.В.Лобановой И.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. к ОАО «Тоцкое», ОАО «Попова», Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерству обороны Российской Федерации, Тоцкому сельскому совету Тоцкого района Оренбургской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Потапов В. А., Потапова Е. В., Потапова Е. В., Ельчанинова Т. Л. обратились в суд с иском к ОАО «Тоцкое» о признании права на приватизацию и признание права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Определением суда от (дата обезличена) в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство обороны Российской Федерации, ТУИО.

Определением суда от (дата обезличена) в качестве соответчиков по делу были привлечены ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Тоцкий сельский совет (адрес обезличен) и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что с (дата обезличена) истцы проживают и зарегистрированы в жилой квартире, расположенной по адресу: (адрес обезличен). Указанная квартира была предоставлена истцу Потапову В.А. по месту его работы в военном совхозе <данные изъяты>», для проживания со всеми членами семьи. Основанием на вселение в указанную квартиру был ордер, но он не сохранился. Сохранилась выписка из протокола заседания профкома от (дата обезличена) из которой следует, что (адрес обезличен) была предоставлена Потапову В.А. по решению профкома в связи с улучшением жилищных условий. Правообладателем объекта является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. Совхоз <данные изъяты> был реорганизован в военный совхоз <данные изъяты> а затем в ОАО <данные изъяты>» Министерства Обороны РФ. Истцы считают, что указанная квартира может быть объектом приватизации. В настоящий момент они желают приобрести данное жилое помещение в долевую собственность в порядке приватизации.

Истцы просят:

Признать, на основании Закона РФ от (дата обезличена) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за Потаповым В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. право на приватизацию жилой квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен).

Признать право собственности за Потаповым В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. на жилую квартиру, площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: (адрес обезличен) по <данные изъяты> доле каждому в порядке приватизации.

Истцы Потапов В.А., Потапова Е.В., Потапова Е.В., Ельчанинова Т. Л. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Лобановой И.В.. Исковые требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель истцов Лобанова И.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Подтвердила доводы и обстоятельства указанные в иске.

Представитель администрации МО Тоцкий сельсовет, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление Главы администрации указанного сельсовета о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования истцов признали. Последствия признания иска им разъяснены и понятны.

Ответчики ОАО «Тоцкое», ОАО «Попова», Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении не просили.

Ответчики Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» предоставили возражения, в которых указали, что спорное жилое помещение расположенное по адресу: (адрес обезличен) было выделено для проживания Потапову В.А. на период трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. Данное жилое помещение до настоящего времени находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Считают, что в соответствии с действующим законодательством жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен) приватизации не подлежит. Просили в иске отказать.

Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации извещено о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.

Спорное жилое относится к государственному жилищному фонду, является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в реестре муниципального имущества (адрес обезличен) данное жилое помещение не значится.

Согласно п.п. 1, 2 п/п «б,к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.

В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России. Представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ – на территории Оренбургской области это уполномоченный орган Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское-территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее ТУИО). Учредителем ТУИО является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении всех ТУИО осуществляет Министерство обороны РФ.

ТУИО непосредственно подчиняются Департаменту имущественных отношений Минобороны России. Таким образом, поскольку ТУИО создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, следовательно, данное ФГКУ «ТУИО» является надлежащим ответчиком по делу.

Заслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Выписке из протокола (номер обезличен) от (дата обезличена) <данные изъяты> обкома профсоюза работников госучреждений (номер обезличен) с повесткой дня «Квартирный вопрос» установлено, члены профкома совместно с рабочими рассматривали заявления об улучшении жилплощади. Было принято решение выделить (адрес обезличен) Потапову В.А.

Записью в трудовой книжке Потапова В.А. подтверждается факт его работы в Военном совхозе (номер обезличен) с (дата обезличена) и переименовании последнего в ФГУСП «<данные изъяты> Минобороны России».

Согласно справке ОАО «<данные изъяты> приказом Министра обороны Российской Федерации (номер обезличен) от (дата обезличена) ФГУСП «<данные изъяты> МО РФ реорганизовано в ОАО <данные изъяты>

Из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что собственником жилого помещения по адресу (адрес обезличен) является Российская Федерация.

Факт регистрации по месту жительства в (адрес обезличен) истцов Потапова В.А., Потаповой Е.В., Потаповой Е.В., Ельчаниновой Т.Л. подтверждается записями в паспорте гражданина РФ.

Справками формы ф - 4, представленной ГУП (адрес обезличен) «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от (дата обезличена), установлено, что домовладения в (адрес обезличен) за истцами не значатся.

Факт отсутствия в настоящее время зарегистрированного права на указанный объект недвижимого имущества подтверждается уведомлением Управления Росреестра по (адрес обезличен) от (дата обезличена) и (дата обезличена) года.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

По смыслу указанного выше толкования закона в том случае, если имеются сведения о принадлежности жилых помещений государственному предприятию, однако, при ликвидации либо реорганизации данного предприятия по каким-либо причинам принадлежавший ему жилой фонд не был передан правопреемнику либо в муниципальное образование, и граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то данное обстоятельство нарушает положение ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.

Из изложенного следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма года фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся… в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения,…

Исходя из содержания и толкования названных правовых норм, суд приходит к следующим выводам.

Согласно сведениям (адрес обезличен) жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен) реестре муниципальной собственности не значится.

В архивном фонде «(адрес обезличен)» в распоряжениях главы администрации и главы района за (дата обезличена) сведений по жилому помещению расположенному по адресу: (адрес обезличен) о включении в число служебных помещений не имеется.

Из сообщения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о статусе жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен) следует, что сведений о включении указанного жилого помещения в специализированной жилой фонд в ФГКУ «Центррегионжилье» не имеется.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что указанная квартира, в которой проживают истцы, была предоставлена по решению профкома в связи с улучшением жилищных условий, несмотря на отсутствие соответствующей информации на момент предоставления находилась в государственной собственности, а, следовательно, могла являться объектом приватизации.

Доказательств, подтверждающих факт того, что данное жилое помещение является служебным, суду не представлено, следовательно, данное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду (служебному жилью), и поскольку было предоставлено в постоянное бессрочное пользование, истцы имеют право приобрести его в собственность в порядке приватизации.

При принятии решения суд учитывает содержание ст.35 Конституции РФ и отсутствие какого-либо правового спора относительно принадлежности спорного жилого помещения, что подтверждается заявлениями как Главы администрации Тоцкого сельсовета, Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.06.2013 года, сведениями ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статья 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) прямо устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Квартира, в которой проживают истцы, к таковым не относятся. Иных ограничений для проведения приватизации законом не предусмотрено. В связи с этим, никаких ограничений для приватизации (адрес обезличен), в которой зарегистрированы и проживают истцы, не имеется.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (ст. 245 ГК РФ).

В соответствии со ст. 254 ГК РФ, раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными. Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам статьи 252 настоящего Кодекса постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.

Таким образом, суд находит требования истца об определении доли за каждым участником приватизации указанной квартиры по 1\4 доли законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа исследованных в судебном заседании документов, и учитывая отсутствие какого-либо правового спора относительно принадлежности спорного жилого помещения, требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании и изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Потапова В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. – удовлетворить.

Признать, на основании Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за Потаповым В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. право на приватизацию жилой квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен).

Признать за Потаповым В. А., Потаповой Е. В., Потаповой Е. В., Ельчаниновой Т. Л. право собственности в порядке приватизации по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу (адрес обезличен).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Т.И. Борцова

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2014 года.

СОГЛАСОВАНО «___»___________2014 ГОДА

СУДЬЯ

К ПУБЛИКАЦИИ РАЗРЕШЕНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «___»_________2014 ГОДА

2-269/2014 ~ М-198/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ельчанинова Татьяна Леонтьевна
Потапова Екатерина Владимировна
Потапова Елена Владимировна
Потапов Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация Мо "Тоцкий сельсовет"
ОАО "Тоцкое"
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Министерство обороны
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Другие
ОАО "Попова"
Лобанова Ирина Васильевна
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Борцова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
totsky--orb.sudrf.ru
17.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2014Передача материалов судье
21.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2014Подготовка дела (собеседование)
21.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2014Судебное заседание
17.06.2014Судебное заседание
03.07.2014Судебное заседание
08.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее