УИД63RS0028-01-2022-000439-87
2а-4033/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 сентября 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Митрясове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4033/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Захаровой К. В. в лице законного представителя Захарова В. И. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей,
установил:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в Сергиевский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по обязательным платежам, указав, что Захарова К.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в проверяемые налоговые периоды (2016-2018) обязанность по уплате налога не исполнила, судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника в лице ее законного представителя. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с законного представителя Захарова В.И., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Захаровой К. В., задолженность по уплате обязательных платежей в общем размере 665,94 рублей, из них налог за 2016 – 114 рублей, налог за 2017 – 251 рублей, пени 13,69 рублей, налог за 2018 – 276 рублей, пени в размере 11,25 рублей.
Определением Сергиевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело направлено по подсудности в Ленинский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
В судебное заседание представитель МИФНС России № по <адрес> не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.
Административный ответчик, его законный представитель в судебное заседание не явились, письменного отзыва по делу не представили, о рассмотрении дела извещены по адресу регистрации, причины неявки суду не сообщили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, закрепленной в ней обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Это право, как следует из данной статьи во взаимосвязи со статьей 18 Конституции Российской Федерации, определяет смысл, содержание и применение налогового законодательства.
Пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Таким образом, законом установлены два основания для взимания налога на имущество физических лиц - наличие имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также владение им налогоплательщиком на праве собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в указанном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Из материалов дела следует, что Захарова К.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в ее собственности в проверяемый налоговый период (2016-2018) объектов налогообложения: недвижимого имущества, в праве общей долевой собственности в № доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по <адрес>.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ о сумме налога на имущество физических лиц за 2016 в размере 114 рублей, № от ДД.ММ.ГГГГ о сумме налога на имущество физических лиц в размере 251 рублей за 2017, № от ДД.ММ.ГГГГ о сумме налога на имущество физических лиц в размере 276 рублей за 2018 (л.д.13-15).
Поскольку административным ответчиком в установленный в налоговых уведомлениях срок налог не уплачен, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 114 рублей и начисленные пени в размере 2,43 рублей, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в размере 251 рублей, пени в размере 13,69 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налог в размере 276 рублей и пени в размере 11,25 рублей (л.д.17-22).
Административным ответчиком требования налогового органа оставлены без исполнения.
Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 72 указанного Кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п. 2 ст.48 НК РФ в редакции, действовавшей на время спорных правоотношений).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
Следовательно, соответствующие положения закона не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
Из требования от ДД.ММ.ГГГГ № и расчетов, представленных налоговым органом, усматривается, что в требование были включены налог на имущество физических лиц за 2016 год. Налогоплательщику предлагалось уплатить названные в нем суммы до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из нормы абзаца 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на время спорных правоотношений) срок подачи налоговой инспекцией заявления о вынесении судебного приказа закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов приказного производства №а-1748/2021 по заявлению МИФНС России № по <адрес> о взыскании с Захаровой К.В. в лице законного представителя Захарова В.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц и ответа мирового судьи судебного участка № Сергиевского судебного района <адрес> на запрос суда, следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании суммы налога, включающих пени за период с 2016 по 2018 в общей размере 665,94 рублей, налоговая инспекция обратилась на судебный участок ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании суммы задолженности с Захаровой К.В. в лице законного представителя Захарова В.И. в пользу МИФНС № по <адрес>.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ мирового судьи судебного участка № Сергиевского судебного района <адрес> №а-1748/2021 от ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании поступивших от законного представителя Захаровой К.В. возражений относительно его исполнения.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций (статья 94, часть 5 статьи 180, часть 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
К уважительным причинам, являющимся основанием для восстановления пропущенного срока, относятся обстоятельства, не зависящие от воли лица, которые объективно препятствовали или исключили своевременную подачу административного иска.
Об уважительности причин пропуска срока в ходе судебного разбирательства судам не сообщалось.
При этом суд обращает внимание, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является исполнение налоговым органом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № по <адрес> о взыскании налога на имущество физических лиц и суммы пени за 2016-2018 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Захаровой К. В. в лице законного представителя Захарова В. И. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022