ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е №88-1975/2020
№ дела 2-194-21-478/2019
в суде первой инстанции
21 февраля 2020 года г. Пятигорск
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе
судьи Ошхунова З.М.,
рассмотрев единолично гражданское дело по иску Евстафьева Максима Геннадьевича к СПАО «Ресо- Гарантия» о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и судебных расходов
по кассационной жалобе представителя СПАО «Ресо-Гарантия» Жердевой Ю.В. на решение мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г.Ставрополя от 21.05.2019, апелляционное определение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13.08.2019,
установил:
Евстафьев М.Г. обратился с названным иском, указав, что 23.06.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ВАЗ-11183, принадлежащего Аскарян Г.А., и автомобиля ГАЗ-322132, принадлежащего Литвиненко Г.А., в результате которого автомашине Аскаряна Г.А. причинен вред.
Виновником происшествия является водитель Литвиненко Г.А.
Евстафьев М.Г. по соглашению от 28.06.2018 по своей инициативе возместил Аскаряну Г.А. в полном объеме причиненный ему в результате происшествия ущерб.
10.07.2018 Евстафьев М.Г., полагая, что в силу пункта 23 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту Закон об ОСАГО) к нему как к лицу, возместившему потерпевшему вред, причиненный в результате страхового случая, перешло право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, обратился в СПАО «Ресо-Гарантия» за получением страхового возмещения.
Ответчик произвел выплату страхового возмещения в размере 27 300 рублей, однако Евстафьев М.Г. считая, что страховое возмещение занижено, произвел за свой счет оценку восстановительного ремонта у независимого оценщика, размер которого составил 47 800 рублей, после чего направив страховщику досудебную претензию, оставленную без удовлетворения, обратился в суд с указанным выше иском, в котором просил взыскать с ответчика (с учетом уточнений):
- страховое возмещение в сумме 16 800 рублей,
- неустойку за нарушение срока выплаты страхового возмещения в размере 31 920 рублей,
- штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке в сумме 8400 рублей,
- судебные расходы.
Решением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г.Ставрополя от 21.05.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13.08.2019, исковые требования Евстафьева М.Г. удовлетворены частично.
С ответчика взыскано страховое возмещение в сумме 16 800 рублей, неустойка в сумме 7 000 рублей, штраф в сумме 5000 рублей и судебные расходы.
В кассационной жалобе представитель СПАО «Ресо-Гарантия» выражает несогласие с указанными судебными актами в части взыскания в пользу истца штрафа.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данная кассационная жалоба, рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично.
Проверив материалы дела, изучив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, прихожу следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при вынесении обжалуемых судебных актов были допущены.
Согласно пункту 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», лицо, возместившее вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику в размере, определенном в соответствии с Законом об ОСАГО. При этом реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений Закона об ОСАГО, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком (пункт 23 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Установив, что Евстафьев М.Г. возместил потерпевшему Аскаряну Г.П. вред, причиненный в результате страхового случая от 23.06.2018, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что к истцу, в силу пункта 23 статьи 12 Закона об ОСАГО, перешло право требования к страховщику в размере, определенном в соответствии с Законом об ОСАГО.
При этом, как отмечено выше, реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений Закона об ОСАГО, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком.
С учетом изложенного судебными инстанциями правомерно удовлетворены исковые требования Евстафьева М.Г. о взыскании недоплаченного страхового возмещения и неустойки, предусмотренной пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Вместе с тем, в части взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи16.1 Закона «Об ОСАГО», судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение предусмотренного пунктом 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО и пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей штрафа, а также права потребителя, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные разъяснения о невозможности перевода прав требования компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, от страхователя (выгодоприобретателя) по договору цессии к цессионарию подлежат применению и к аналогичным отношениям, возникающим на основании пункта 23 статьи 12 Закона об ОСАГО, при переходе прав требования к третьему лицу, возместившему ущерб потерпевшему.
С учетом изложенного взыскание в пользу истца штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 16.1 Закона «Об ОСАГО», не основано на законе и противоречит приведенным выше нормам материального права и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в связи с допущенным существенным нарушением норм материального права, решение мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г.Ставрополя от 21.05.2019 и апелляционное определение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13.08.2019 в части удовлетворения исковых требований Евстафьева М.Г. к СПАО «Ресо-Гарантия» о взыскании штрафа подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данного искового требования.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 21.05.2019, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 13.08.2019 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 21.05.2019, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 13.08.2019 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░