РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Байрамове Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-1689/21 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Лафид» об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 «О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 19.04.2013 г. №377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара пункта 1 971 (временного павильона-магазина по реализации продуктов питания, совмещённого с павильоном ожидания общественного транспорта, площадью 71,3 м2, по адресу: <адрес> (чётная сторона)).
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Самарская газета» и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/ docs/official-publication) в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Байрамове Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-1689/21 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Лафид» об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,
установил:
ООО «Лафид» обратилось в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара. Заявленные требования мотивированы тем, что 9.07.2012 г. между ним и Министерством имущественных отношений Самарской области был заключён договор аренды №2314а-2011/2016 земельного участка с кадастровым номером № площадью 71,3 м2 по адресу: <адрес> (чётная сторона), под временный павильон-магазин по реализации продуктов питания, совмещенный с павильоном ожидания общественного транспорта. Срок действия договора аренды составлял с 15.01.2011 г. по 13.01.2016 г. По истечении срока действия договора аренды оно продолжало пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Временный павильон-магазин по реализации продуктов питания, совмещённый с павильоном ожидания общественного транспорта, площадью 71,3 м2, был включён в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, утверждённую постановлением Администрации г.о. Самара от 19.04.2013 г. №377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара» за номером 1 971. Постановлением Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 павильон-магазин, принадлежащий ему, был исключён из схемы (п.1.24 постановления). Постановление Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 опубликовано в издании «Самарская газета» №13(6738) 28.01.2021 г. Считает п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 нарушающим его права и противоречащим ЗК РФ, Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства РФ от 29.09.2010 г. №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», пи.2, 11, 12 ст.5 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области», согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения населения услугами торговли, а внесение изменений в схему не может ограничивать конкуренцию и служить основанием для пересмотра мест размещения объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы. Согласно п.1 ст.39.36 ЗК РФ, ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», ст.5 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой. Согласно п.2.4 постановления Правительства Самарской области от 2.08.2016 г. №426 «О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности» уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня представления заявления о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта принимает решение о возврате заявления (о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта) и приложенных к нему документов соискателю в случае отсутствия нестационарного торгового объекта, указанного в заявлении, в схеме размещения нестационарных торговых объектов соответствующего муниципального образования. Исключение из схемы павильона-магазина, принадлежащего ему, препятствует реализации его права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта после прекращения действия договора аренды. Согласно ст.10.9 Закона Самарской области «О земле» основанием отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является то, что земельный участок, указанный в заявлении о проведении аукциона для размещения нестационарного торгового объекта, отсутствует в утверждённой в соответствии с положениями ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» схеме. Органы местного самоуправления должны обеспечивать возможность осуществления стабильной предпринимательской деятельности для объектов, существовавших до утверждения схемы на территории муниципального образования. Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного суда РФ от 29.01.2015 г. №225-0 осуществление местной администрацией отнесённых уставом муниципального образования к её ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение п.6 ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы, сокращения сферы торговых услуг. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Просит признать не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 «О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 19.04.2013 г. №377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара пункта 1 971 (временного павильона-магазина по реализации продуктов питания, совмещённого с павильоном ожидания общественного транспорта, площадью 71,3 м2, по адресу: <адрес> (чётная сторона)).
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 22.12.2020 г. №2 Палладьев М.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности от 3.01.2021 г. №1-01/00-01/31 Седых Е.С. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д. 181-188).
Представитель заинтересованного лица Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара по доверенности от 17.12.2020 г. №1-02/2-00-01/7457 Нестерова Т.А. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.1, л.д. 89-96, т.2, л.д. 214-219).
Представитель заинтересованного лица МП г.о. Самара «Инженерная служба» по доверенности от 11.01.2021 г. №02/21 Яковлев С.И. полагал разрешение дела на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Администрация Советского района г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 183-185).
Заинтересованное лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 119-127), в котором против удовлетворения иска возражало.
Заинтересованное лицо Департамент транспорта Администрации г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.1, л.д. 210-214), в котором против удовлетворения иска возражало.
Заинтересованные лица МП г.о. Самара «Самараводоканал», ООО «Самарские коммунальные системы», АО «Самарская сетевая компания», МП г.о. Самара «Самарагорсвет», ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, и помощника прокурора г. Самары Ларичеву Н.В., полагавшую заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 19.04.2013 г. №377 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара. Первоначальный текст документа опубликован в «Самарской газете» от 26.04.2013 г. №74 (5095).
Постановлением Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 (т.1, л.д. 55-57) в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара внесены изменения, в частности, пунктом 1.24 данного документа из схемы исключён пункт 1 971, согласно которому в <адрес> города на чётной стороне <адрес> у пересечения с <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № площадью 71,30 м2 предусматривалось размещение нестационарного торгового объекта - продовольственного магазина на основе договора аренды земельного участка на неопределённый срок.
Текст документа опубликован в «Самарской газете» от 28.01.2021 г. №13 (6738).
В соответствии с пп.6 ст.2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу ст.10 того же закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством РФ.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно ст.5 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров аренды земельных участков или договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов является муниципальным нормативным актом, регламентирующим осуществление торговой деятельности в формате нестационарных торговых объектов в пределах конкретного муниципального образования.
Заявитель осуществляет торговую деятельность в магазине на чётной стороне ул. <адрес> у пересечения с <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № что подтверждается кассовым чеком от 23.05.2021 г. (т.2, л.д. 39) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Внесение изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов в г.о. Самара в части исключения из неё указанного магазина явным образом затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, ООО «Лафид» вправе оспаривать в порядке, установленном гл.21 КАС РФ, п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов в г.о. Самара пункта 1 971.
При рассмотрении заявления о признании недействующим нормативного правового акта суд во всяком случае должен проверять соответствие закону порядка принятия данного акта, а именно наличие у издавшего его органа соответствующих полномочий, соблюдение формы нормативного правового акта и процедуры его принятия и введения в действие (пп.2 п.8 ст.213 КАС РФ).
Согласно пп.«б.1» п.3 ст.25 Устава г.о. Самара Администрация г.о. Самара разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов.
По общему правовому принципу орган, компетентный принять нормативный правовой акт, компетентен и внести в него изменения.
Следовательно, оспариваемое постановление принято в рамках компетенции Администрации г.о. Самара, определённой уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Специальной процедуры принятия нормативных актов Администрации г.о. Самара Устав г.о. Самара не устанавливает.
Правила опубликования и введения в действие муниципальных правовых актов, установленные ст.41 Устава г.о. Самара, были соблюдены.
Таким образом, нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного акта допущено не было. Заявитель на наличие таких нарушений не ссылался.
Однако по смыслу закона орган местного самоуправления не может произвольно, по своему усмотрению изменять дислокацию нестационарных торговых объектов, если это приводит к прекращению их функционирования.
Согласно п.6 ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Иными словами, федеральный законодатель прямо запретил муниципалитетам принимать решение о сокращении количества нестационарных торговых объектов посредством пересмотра схемы их размещения.
Из материалов дела следует, что размещение торгового павильона истца было осуществлено на основании распоряжения Администрации Советского района г. Самары от 21.11.2003 г. №1476. 27.09.2012 г. между Министерством имущественных отношений Самарской области и истцом был заключён договор аренды №2314а-2011/2016 земельного участка с кадастровым номером № для размещения временного павильона-магазина на срок до 13.01.2016 г. (т.1, л.д. 9-18). При этом стороны оговорили, что на момент заключения договора на указанном земельном участке уже находился магазин истца и распространили действие договора на прошедший период с 15.01.2011 г.
Таким образом, эксплуатация магазина началась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в г.о. Самара, следовательно, Администрация г.о. Самара не могла при внесении изменений в указанную схему исключить из неё этот магазин.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного суда РФ от 29.01.2015 г. №225-О, осуществление местной администрацией отнесённых уставом муниципального образования к её ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение п.6 ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции РФ требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) – с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В силу п.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено ст.15 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». При этом в силу ст.17 того же закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно ст.11 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.12.2014 г. №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в РФ на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешённого размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2 приказа).
Из материалов дела следует, что истец желает продолжать деятельность спорного торгового объекта, обращался к Главе г.о. Самара для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (т.1, л.д. 26), на день рассмотрения дела фактически осуществляет розничную торговлю в магазине, что подтверждается кассовым чеком демонстрационной закупки от 23.05.2021 г. (т.2, л.д. 39) и фотоматериалом (т.2, л.д. 40-44).
Доказательств того, что земельный участок, на котором находится торговый объект истца, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, суду не представлено.
При таких обстоятельствах у Администрации г.о. Самара не имелось оснований для исключения магазина из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Сам факт продолжения истцом деятельности мини-магазина розничной торговли в условиях конкуренции со стороны сетевых супермаркетов указывает на востребованность торгового объекта. Ответчиком не представлено доказательств того, что одновременно с исключением магазина истца из схемы размещения нестационарных торговых объектов в том же районе был открыт новый аналогичный торговый объект, что истцу было предоставлено иное место для размещения магазина, что для работников магазина созданы новые рабочие места.
В обоснование оспариваемого решения Администрация г.о. Самара ссылалась на прекращение у истца прав на земельный участок в связи с прекращением действия договора аренды от 27.07.2012 г. №2314а-2011/2016.
Однако главой V.6 ЗК РФ предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (ст.39.33, 39.36 ЗК РФ). В разъяснении Министерства экономического развития РФ от 24.03.2015 г. №6786-ПК/Д23и (п.8) указано, что в связи с вступлением в силу гл.V.6 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдаётся: данные объекты могут размещаться в силу утверждённых схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки.
Кроме того, договор аренды от 27.07.2012 г. №2314а-2011/2016 был пролонгирован на неопределённый срок, что подтверждено арендодателем, которым с 1.03.2015 г. является Департамент управления имуществом г.о. Самара (т.1, л.д. 29-30). 11.09.2020 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара направил истцу уведомление об одностороннем, немотивированном отказе от договора (т.1, л.д. 146-147) на основании п.2 ст.610 ГК РФ. Однако принцип осуществления гражданских прав своей волей и в своём интересе (п.2 ст.1 ГК РФ) и принцип свободы договора (п.1 ст.421 ГК РФ), на которых основано право арендодателя на отказ от заключённого на неопределённый срок договора аренды, не распространяется на публично-правовые образования. Последние в силу ст.124, п.1 ст.125 ГК РФ являются субъектами гражданско-правовых отношений со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права – граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы (определение Конституционного суда РФ от 4.12.1997 г. №139-О). Как следствие, Департамент управления имуществом г.о. Самара не имел право произвольно, при отсутствии к тому прямо установленных законом оснований отказаться от договора аренды земельного участка для размещения магазина, включённого в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Доводы участвующих в деле органов местного самоуправления г.о. Самара о нарушении истцом норм земельного законодательства, выразившемся в выходе магазина за пределы земельного участка с кадастровым номером № (т.е. самовольном захвате земельного участка) отклоняются судом, поскольку исходя из правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной, в частности, в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 11.09.2019 г. №31-АПА19-10, от 27.11.2019 г. №83-АПА19-34, такое нарушение не является само по себе основанием для исключения данного торгового места из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Уполномоченные органы местного самоуправления могут как требовать устранения данного нарушения путём освобождения незаконно занятой территории, так и санировать допущенное нарушение, легализовав землепользование.
Возражая против иска, ответчик ссылался также на то обстоятельство, что часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в охранных зонах, что само по себе исключает возможность эксплуатации торгового объекта.
Оценивая обоснованность возражений ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Действительно, согласно реестровой выписке (т.2, л.д. 232-236) часть указанного земельного участка, имеющая площадь 35 м2, находится в «охранной зоне ЛЭП и канализации». Следует отметить, что в сведениях ЕГРН в данном случае содержится явная реестровая ошибка – неточность, поскольку очевидно, что ЛЭП и канализация имеют самостоятельные охранные зоны, каждая из которых устанавливается по особым правилам и связана с установлением особых ограничений в использовании территории. Общей, «совмещённой» охранной зоны линии электропередачи и канализационной линии существовать априори не может.
Таким образом, точно определить объём и характер правоограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером № на основании сведений ЕГРН возможным не представляется
В выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (т.1, л.д. 189-190) также содержатся сведения о нахождении части земельного участка в «охранной зоне инженерных коммуникаций (канализация ЛЭП, электрический кабель»). Следует, однако, отметить, что электрический кабель как раз и является линией электропередачи.
Для выяснения вопроса о наличии и правовой природе охранных зон в пределах земельного участка с кадастровым номером № судом был заслушан в качестве специалиста руководитель информационного обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара Куркин Е.А. Специалист пояснил, что согласно имеющемуся в распоряжении Департамента градостроительства г.о. Самара топографическому материалу (т.2, л.д. 122) в непосредственной близости от границы указанного земельного участка с «задней» стороны проходят канализация и подземный электрический кабель, а со стороны проезжей части расположена надземная электрическая линия уличного освещения напряжением менее 1 кВ. Земельный участок попадает частично в охранную зону канализации (3 м в обе стороны от линии), подземного кабеля (0,6 м в обе стороны) и линии освещения (2 м от линии).
Само по себе наличие особых условий использования территории, связанное с правовым режимом охранных зон, не является препятствием к размещению нестационарных торговых объектов. В силу п.2 ст.11 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утверждённых решением Думы г.о. Самара от 8.08.2019 г. №444 размещение объектов потребительского рынка в охранных зонах подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций не допускается в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Охранные зоны линий канализации устанавливаются на основании СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*». Названным документом (п.12.35, таблица 12.5) регламентированы интервалы от линий канализации до фундаментов строений. Однако магазин истца размещён во временном павильоне. Требований к ведению деятельности и размещению временных объектов в СП 42.13330.2016 не содержится.
Подпунктом «с» п.35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644, установлен запрет возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, осуществления земляных работ в местах устройства и охранных зонах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждёнными приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. №168, определена возможность размещения по согласованию объектов и сооружений в охранной зоне канализационных сетей (пп.«л» п.3.2.14).
Таким образом, прямого запрета на размещение нестационарных временных сооружений в охранной зоне водопроводных сетей названными нормативными актами не установлено, предусмотрена возможность размещения объектов по согласованию.
В материалы дела истцом представлены доказательства согласования 3.02.2005 г. МП г.о. Самара «Самараводоканал» рабочего проекта подключения магазина истца к сетям водоснабжения и водоотведения (т.2, л.д. 36), что позволяет сделать вывод о согласовании эксплуатирующей организацией размещения данного объекта, поскольку в указанный период эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения в Самаре осуществляло названное муниципальное предприятие.
Кроме того, из топографического материала Департамента градостроительства г.о. Самара (т.2, л.д. 122) усматривается, что сам павильон находится вне охранной зоны канализационной линии, следовательно, ограничения, установленные п.35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, в данном случае не нарушаются.
Представитель ООО «Самарские коммунальные системы» – организации, в настоящее время осуществляющей эксплуатацию данной канализационной линии – подтвердил в ходе разбирательства дела отсутствие нарушений режима охранной зоны и отсутствие возражений со стороны эксплуатанта канализации против продолжения деятельности магазина.
Подземный электрический кабель, как установлено судом, эксплуатируется АО «Самарская сетевая компания», имеет рабочее напряжение 6 кВ, по нему осуществляется снабжение жилых домов (т.2, л.д. 192). В ходе разбирательства дела представитель эксплуатанта возражал против деятельности торгового объекта, ссылаясь на режим охранной зоны, определённый в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160.
Однако в силу п.2 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 утверждённые им Правила не распространяются на объекты, размещённые в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу.
Поскольку магазин истца был размещён на занимаемом им месте на основании распоряжения Администрации Советского района г. Самары от 21.11.2003 г. №1476, т.е. до введения в действие Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, установленные последними ограничения на него не распространяются.
На момент размещения магазина действовали Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 В, утверждённые постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 г. №255. Согласно пп. «б» п.4 названных Правил вдоль подземных линий электропередачи устанавливалась охранная зона шириной 1 м в обе стороны. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № и павильон магазина истца частично были расположены в пределах соответствующей охранной зоны. Однако каких-либо запретов на размещение временных сооружений и на осуществление торговой деятельности Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 В (п.11, 13) не содержали.
Правовой режим охранной зоны линии городского освещения на момент размещения магазина определялся Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1 000 В, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 г. №667. Согласно пп.«б» п.4 названных Правил вдоль воздушных линий электропередачи устанавливалась охранная зона шириной 2 м в обе стороны. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № и павильон магазина истца частично были расположены в пределах соответствующей охранной зоны. Однако каких-либо запретов на размещение временных сооружений и на осуществление торговой деятельности Правила охраны электрических сетей напряжением до 1 000 В (п.4, 5) не содержали.
Таким образом, факт нахождения земельного участка с кадастровым номером № в охранных зонах подземного электрического кабеля и воздушной линии городского уличного освещения не влечёт невозможности размещения на нём временного строения и осуществления торговой деятельности.
Необходимо также отметить, что сведения о нахождении части земельного участка в охранной зоне линии уличного освещения в ЕГРН отсутствуют.
Кроме того, суд принимает во внимание, что упоминавшийся выше рабочий проект подключения магазина истца к сетям водоснабжения и водоотведения был согласован также и организацией, осуществлявшей в то время (2.02.2005 г.) эксплуатацию кабеля – ЗАО «Самарские городские электрические сети» (т.2, л.д. 36), что косвенным образом указывает на согласование с ней размещения магазина в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства.
Возражая против иска, органы местного самоуправления г.о. Самара, ссылались также на нарушение требований пп.1 п.2 ст.11 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, согласно которому не допускается размещение объектов потребительского рынка в павильонах остановок общественного транспорта (за исключением сблокированных с павильоном).
Однако из материалов дела (договор аренды земельного участка от 9.07.2012 г №2314а-2011/2016, фотоматериалы) следует, что спорный магазин представляет собой одно целое с остановкой общественного транспорта (является единым сооружением), т.е. объект торговли в данном случае сблокирован с остановочным павильоном.
Из материалов дела (документов, представленных Департаментом экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара) усматривается, что причиной расторжения договора аренды земельного участка с истцом и исключения его торгового павильона из схемы нестационарных торговых объектов явилось соответствующее поручение первого заместителя Главы г.о. Самара от 28.08.2020 г №1-03/2-07-01/6602 (т.1, л.д.97, 98), обоснованное намерением заменить остановочные павильоны общественного транспорта. Однако задача модернизации городской инфраструктуры не может решаться с нарушением законодательных норм, регулирующих экономическую деятельность. Правовая позиция высшей судебной инстанции основывается на том, что при наличии градостроительной необходимости муниципалитет вправе принимать решение об освобождении места размещения нестационарного торгового объекта, но при условии предоставления хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 11.09.2019 г. №31-АПА19-10).
Таким образом, п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 в оспариваемой части противоречит положениям п.6 ст.10, ст.15 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», п.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и подлежит признанию недействующим.
Сообщение о принятии настоящего решения с изложением его резолютивной части, в соответствии пп.2 п.4 ст.215 КАС РФ, полежит опубликованию в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт, т.е. в газете «Самарская газета». Кроме того, учитывая, что в соответствии с п.5 ст.41 действующей редакции Устава г.о. Самара официальное опубликование муниципальных правовых актов Администрации г.о. Самара осуществляется также на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/docs/official-publication) и изменения, создавшие ту редакцию правового акта, которая являлась предметом судебной проверки, были официально опубликованы именно на этом сайте, суд полагает, что сообщение должно быть опубликовано и на указанном сайте.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу п.1.24 постановления Администрации г.о. Самара от 26.01.2021 г. №30 «О внесении изменений в постановление Администрации г.о. Самара от 19.04.2013 г. №377 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара пункта 1 971 (временного павильона-магазина по реализации продуктов питания, совмещённого с павильоном ожидания общественного транспорта, площадью 71,3 м2, по адресу: <адрес> (чётная сторона)).
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Самарская газета» и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/ docs/official-publication) в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2021 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь