Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-647/2020 от 21.02.2020

Судья Щербаков А.В.                          Дело 33-647/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Маркова В.А.,

при секретаре Шамарине А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3144/2019 по иску Барановой Валентины Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе Барановой Валентины Владимировны на решение Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Барановой В.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Баранова В.В. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании произвести перерасчет пенсии.

В обоснование требований указывала, что является пенсионеркой и инвалидом детства II группы (по опорно-двигательному аппарату и общим заболеваниям).

С выходом на пенсию 23.01.1990 при начислении пенсии ответчиком были ущемлены ее пенсионные права.

23.09.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о включении в трудовой стаж периодов и пересмотре фиксированных выплат, доплат и индексаций, в удовлетворении которого письмом от 18.10.2019 было отказано.

Полагает, что ответчик необоснованно уменьшил ее общий трудовой стаж с 32 лет 1 месяца 20 дней (согласно данным о стаже на 02.04.1998) до 27 лет 1 месяца 10 дней (согласно данным о стаже от 23.08.2019). При исчислении трудового стажа для назначения ей пенсии незаконно не были учтены нижеследующие периоды: период обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957; период ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990; период ухода за двумя детьми до 1,5 лет (1959 и 1964 года рождения).

В связи с изложенным в ее трудовом стаже для начисления пенсии не учтены в совокупности 13 лет и вместо 38 лет трудового стажа, ответчик учел только 25.

Кроме того, были нарушены ее права на начисление и индексацию единой денежной выплаты, в виде государственной социальной помощи гражданам инвалидам (детям-инвалидам), в том числе на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, достигшим возраста 80 лет.

Указывала, что ей положена доплата к пенсии как бывшему несовершеннолетнему лицу, лишенному родительского попечения ввиду неправомерных действий властей, так как она является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам и признанного подвергшимся политическим репрессиям.

В связи с изложенным истец просила суд признать ответ ответчика от 18.10.2019 незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с включением в общий трудовой стаж: периода обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957, периода ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990, периода ухода за двумя детьми до 1,5 лет и осуществить доплату необоснованно сниженных пенсионных выплат, доплат (за реабилитацию) и индексаций.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Баранова В.В. просит решение суда отменить как незаконное, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам иска и ее позиции в суде первой инстанции, дополнительно указывая, что ответчиком не был представлен суду первой инстанции расчет, из чего состоит страховая часть ее пенсии.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно положениям статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона № 400-ФЗ, могут быть зачтены иные (нестраховые) периоды, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, а так же период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим во ласта 80 лет.

Нестраховые периоды, имевшие место до 01.01.2015, подлежат учету в размере страховой пенсии, по одному из вариантов:

по законодательству, действовавшему до 01.01.2015 года, то есть при исчислении расчетного пенсионного капитала в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №-173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) или исходя из стоимости страхового года в соответствии с Федеральными законами от 21.03.2005 №18- ФЗ и от 04.06.2011 № 126-ФЗ;

по действующему пенсионному законодательству исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенного за каждый календарный год указанных нестраховых периодов в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Закона о страховых пенсиях.

Учет двух и более нестраховых периодов при исчислении размера страховой пенсии по старости по разным правовым основаниям, действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.

При этом в случае совпадения по времени нестраховых периодов с периодами работы и (или) иной деятельности, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов но выбору гражданина. Один и тот же период стажа с разными характеристиками не может быть учтен дважды.

Пунктом 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 данного Закона.

В случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 применяются нормы пенсионного законодательства, действовавшего в период с до 01.01.2002, в частности нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и в общий трудовой стаж включаются в том числе периоды обучения и нестраховые выплаты.

В соответствии со статьей 17 Закона о страховых пенсиях, лицам достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного Закона.

Действующим законодательством предусмотрено право граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, на установление ежемесячной денежной выплаты по инвалидности.

Согласно статье 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с даты установления ежемесячной денежной выплаты гражданин имеет право на получение социальных услуг предусмотренных указанным законом.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения полностью или частично, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В этом случае стоимость социальных услуг выражается в денежном эквиваленте и включается в сумму ежемесячной денежной выплаты. Указанное заявление действует пока гражданин не выразит свое желание возобновить предоставление набора социальных услуг (социальной услуги) в натуральной форме.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Баранова В.В. является получателем страховой пенсий по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях.

23.09.2019 Баранова В.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о включении в трудовой стаж периодов и пересмотре фиксированных выплат, доплат и индексации, в котором указывала, что при исчислении трудового стажа для назначения пенсии ей незаконно не учтены: период обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957; период ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990; период ухода за двумя детьми до 1,5 лет (1959 и 1964 года рождения), что в совокупности составляет 13 лет, в связи с чем вместо 38 лет трудового стажа пенсионный орган необоснованно учел только 25 лет стажа. Поэтому просила указанные периоды включить в стаж для перерасчета ее пенсии, установить фиксированную выплату по старости к страховой пенсии по инвалидности в размере <...>; произвести перерасчет и осуществить доплату необоснованно сниженных пенсионных выплат, доплат (за реабилитацию) и индексаций.

Как следует из ответа пенсионного органа от 18.10.2019 и установлено судом, исчисление размера страховой пенсии по старости истцу производится в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, исходя из общего трудового сажа по состоянию на 01.01.2002, исчисленного в размере 24 года 11 месяцев 28 дней, без учета периода обучения и нестраховых периодов, который более выгоден для истца (л.д. 14-23).

При указанном варианте в стаж Барановой В.В. включены следующие периоды: с 01.09.1957 по 19.09.1958, с 01.10.1958 по 02.12.1958, с 15.07.1959 по 03.09.1959, с 04.09.1959    по 22.03.1972, с 25.03.1972 по 25.08.1972, с 01.09.1972 по 27.03.1973, с 14.08.1973    по 30.08.1974, с 02.09.1974 по 30.11.1974, с 02.12.1974    по 02.01.1976, с 03.01.1976 по 09.04.1977, с 11.04.1977    по 30.05.1977, с 06.06.1977 по 03.10.1978, с 09.10.1978 по 05.08.1980, с 22.08.1984 по 13.10.1987. Итого: 24 года 11 месяцев 28 дней.

Из материалов дела также следует, что Баранова В.В. является матерью детей 07.03.1959 и 11.07.1964 года рождения. Периоды ухода за указанными детьми до достижения ими возраста полутора лет с 15.07.1959 по 06.09.1960 и с 11.07.1964 по 10.01.1966 совпадают по времени с периодами работы, в связи с чем в страховой стаж включен период ухода за ребенком, 07.03.1959 года рождения, не совпадающий по времени с периодами работы и (или) иной деятельности, с 07.03.1959 по 14.07.1959 (4 месяца 8 дней), а также период ухода за больно матерью с 01.04.1988 по 06.01.1990 в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ « О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». Период обучения с 01.09.1952 по 06.07.1957 учтен в общем в трудовом стаже истца.

Таким образом, стаж истца с учетом периода ухода за ребенком составляет 25 лет 02 месяца 05дней - (24 года 11 месяцев 28 дней + 00 лет 04 месяца 07 дней/уход за ребенком/).

По материалам дела установлено, что Баранова В.В. признана пострадавшей от политических репрессий, на основании статьи 2-1 Закона Российской Федерации №-1761-1 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Расчетный размер трудовой пенсии с 01.01.2010 по наиболее выгодному варианту исчислен с учетом повышения пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным (далее - повышение пенсии), установленного в соответствии с пунктом «и» статьи 110 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в размере <...>

Согласно представленным ответчиком расчетам, проверенным судом, размер страховой пенсии истца, подлежащей выплате с 01.01.2020 (с учетом индексации) по применяемому порядку начисления, составит <...>. При учете же указанных выше нестраховых периодов, исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частями 12-14 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, размер страховой пенсии по старости истца составит <...>, что менее выгодно для истца.

В случае исключения из общего трудового стажа истца периодов работы, с 15.07.1959 по 06.09.1960 и с 11.07.1964 по 10.01.1966, совпадающих по времени с периодами ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 доставит 22 года 4 месяца 6 дней. Период ухода за ребенком 11.07.1964 года рождения до достижения им возраста полутора лет совпадает по времени с периодом работы за который учтена заработная плата при исчислении размера страховой пенсии по старости. При исключении заработной платы за указанный период отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной платы по стране за указанный период уменьшится с 1,145 до 0,773 и размер страховой пенсии по старости составит <...>.

В случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001, в общий трудовой стаж истца, исчисленный по состоянию на 01.01.2002, составляет 32 года 1 месяц 25 дней. Вместе с тем, при определении расчетного периода трудовой пенсии по старости по указанному варианту данный размер ограничивается предельными суммами исходя из минимальных и максимальных размеров пенсии по состоянию на 31.12.2001, в связи с чем размер страховой пенсии истца (с учетом периодов обучения в высшем учебном заведении и нестраховых периодов) составит <...>.

Таким образом, установив, что страховая пенсия истцу исчислена и выплачивается по наиболее выгодному для нее варианту с учетом повышения пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным на основании пункта «и» статьи 110 Закона РФ от 20.11.190 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которая проиндексирована в установленном законом порядке, а также принимая во внимание, что ей назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по инвалидности второй группы в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2005 по настоящее время, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что отказ ответчика в перерасчете выплачиваемой Барановой В.В. пенсии является законным и обоснованным, в связи с чем правые основания для удовлетворения ее исковых требований отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие по делу правоотношения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Валентины Владимировны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Щербаков А.В.                          Дело 33-647/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Маркова В.А.,

при секретаре Шамарине А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3144/2019 по иску Барановой Валентины Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе Барановой Валентины Владимировны на решение Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Барановой В.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Баранова В.В. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании произвести перерасчет пенсии.

В обоснование требований указывала, что является пенсионеркой и инвалидом детства II группы (по опорно-двигательному аппарату и общим заболеваниям).

С выходом на пенсию 23.01.1990 при начислении пенсии ответчиком были ущемлены ее пенсионные права.

23.09.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о включении в трудовой стаж периодов и пересмотре фиксированных выплат, доплат и индексаций, в удовлетворении которого письмом от 18.10.2019 было отказано.

Полагает, что ответчик необоснованно уменьшил ее общий трудовой стаж с 32 лет 1 месяца 20 дней (согласно данным о стаже на 02.04.1998) до 27 лет 1 месяца 10 дней (согласно данным о стаже от 23.08.2019). При исчислении трудового стажа для назначения ей пенсии незаконно не были учтены нижеследующие периоды: период обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957; период ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990; период ухода за двумя детьми до 1,5 лет (1959 и 1964 года рождения).

В связи с изложенным в ее трудовом стаже для начисления пенсии не учтены в совокупности 13 лет и вместо 38 лет трудового стажа, ответчик учел только 25.

Кроме того, были нарушены ее права на начисление и индексацию единой денежной выплаты, в виде государственной социальной помощи гражданам инвалидам (детям-инвалидам), в том числе на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, достигшим возраста 80 лет.

Указывала, что ей положена доплата к пенсии как бывшему несовершеннолетнему лицу, лишенному родительского попечения ввиду неправомерных действий властей, так как она является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам и признанного подвергшимся политическим репрессиям.

В связи с изложенным истец просила суд признать ответ ответчика от 18.10.2019 незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с включением в общий трудовой стаж: периода обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957, периода ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990, периода ухода за двумя детьми до 1,5 лет и осуществить доплату необоснованно сниженных пенсионных выплат, доплат (за реабилитацию) и индексаций.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Баранова В.В. просит решение суда отменить как незаконное, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам иска и ее позиции в суде первой инстанции, дополнительно указывая, что ответчиком не был представлен суду первой инстанции расчет, из чего состоит страховая часть ее пенсии.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно положениям статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона № 400-ФЗ, могут быть зачтены иные (нестраховые) периоды, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, а так же период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим во ласта 80 лет.

Нестраховые периоды, имевшие место до 01.01.2015, подлежат учету в размере страховой пенсии, по одному из вариантов:

по законодательству, действовавшему до 01.01.2015 года, то есть при исчислении расчетного пенсионного капитала в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №-173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) или исходя из стоимости страхового года в соответствии с Федеральными законами от 21.03.2005 №18- ФЗ и от 04.06.2011 № 126-ФЗ;

по действующему пенсионному законодательству исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенного за каждый календарный год указанных нестраховых периодов в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Закона о страховых пенсиях.

Учет двух и более нестраховых периодов при исчислении размера страховой пенсии по старости по разным правовым основаниям, действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.

При этом в случае совпадения по времени нестраховых периодов с периодами работы и (или) иной деятельности, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов но выбору гражданина. Один и тот же период стажа с разными характеристиками не может быть учтен дважды.

Пунктом 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 данного Закона.

В случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 применяются нормы пенсионного законодательства, действовавшего в период с до 01.01.2002, в частности нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и в общий трудовой стаж включаются в том числе периоды обучения и нестраховые выплаты.

В соответствии со статьей 17 Закона о страховых пенсиях, лицам достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного Закона.

Действующим законодательством предусмотрено право граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, на установление ежемесячной денежной выплаты по инвалидности.

Согласно статье 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с даты установления ежемесячной денежной выплаты гражданин имеет право на получение социальных услуг предусмотренных указанным законом.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения полностью или частично, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В этом случае стоимость социальных услуг выражается в денежном эквиваленте и включается в сумму ежемесячной денежной выплаты. Указанное заявление действует пока гражданин не выразит свое желание возобновить предоставление набора социальных услуг (социальной услуги) в натуральной форме.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Баранова В.В. является получателем страховой пенсий по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях.

23.09.2019 Баранова В.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о включении в трудовой стаж периодов и пересмотре фиксированных выплат, доплат и индексации, в котором указывала, что при исчислении трудового стажа для назначения пенсии ей незаконно не учтены: период обучения в ВУЗе с 01.09.1952 по 06.07.1957; период ухода за больной матерью с 06.04.1988 по 06.01.1990; период ухода за двумя детьми до 1,5 лет (1959 и 1964 года рождения), что в совокупности составляет 13 лет, в связи с чем вместо 38 лет трудового стажа пенсионный орган необоснованно учел только 25 лет стажа. Поэтому просила указанные периоды включить в стаж для перерасчета ее пенсии, установить фиксированную выплату по старости к страховой пенсии по инвалидности в размере <...>; произвести перерасчет и осуществить доплату необоснованно сниженных пенсионных выплат, доплат (за реабилитацию) и индексаций.

Как следует из ответа пенсионного органа от 18.10.2019 и установлено судом, исчисление размера страховой пенсии по старости истцу производится в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, исходя из общего трудового сажа по состоянию на 01.01.2002, исчисленного в размере 24 года 11 месяцев 28 дней, без учета периода обучения и нестраховых периодов, который более выгоден для истца (л.д. 14-23).

При указанном варианте в стаж Барановой В.В. включены следующие периоды: с 01.09.1957 по 19.09.1958, с 01.10.1958 по 02.12.1958, с 15.07.1959 по 03.09.1959, с 04.09.1959    по 22.03.1972, с 25.03.1972 по 25.08.1972, с 01.09.1972 по 27.03.1973, с 14.08.1973    по 30.08.1974, с 02.09.1974 по 30.11.1974, с 02.12.1974    по 02.01.1976, с 03.01.1976 по 09.04.1977, с 11.04.1977    по 30.05.1977, с 06.06.1977 по 03.10.1978, с 09.10.1978 по 05.08.1980, с 22.08.1984 по 13.10.1987. Итого: 24 года 11 месяцев 28 дней.

Из материалов дела также следует, что Баранова В.В. является матерью детей 07.03.1959 и 11.07.1964 года рождения. Периоды ухода за указанными детьми до достижения ими возраста полутора лет с 15.07.1959 по 06.09.1960 и с 11.07.1964 по 10.01.1966 совпадают по времени с периодами работы, в связи с чем в страховой стаж включен период ухода за ребенком, 07.03.1959 года рождения, не совпадающий по времени с периодами работы и (или) иной деятельности, с 07.03.1959 по 14.07.1959 (4 месяца 8 дней), а также период ухода за больно матерью с 01.04.1988 по 06.01.1990 в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ « О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». Период обучения с 01.09.1952 по 06.07.1957 учтен в общем в трудовом стаже истца.

Таким образом, стаж истца с учетом периода ухода за ребенком составляет 25 лет 02 месяца 05дней - (24 года 11 месяцев 28 дней + 00 лет 04 месяца 07 дней/уход за ребенком/).

По материалам дела установлено, что Баранова В.В. признана пострадавшей от политических репрессий, на основании статьи 2-1 Закона Российской Федерации №-1761-1 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Расчетный размер трудовой пенсии с 01.01.2010 по наиболее выгодному варианту исчислен с учетом повышения пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным (далее - повышение пенсии), установленного в соответствии с пунктом «и» статьи 110 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в размере <...>

Согласно представленным ответчиком расчетам, проверенным судом, размер страховой пенсии истца, подлежащей выплате с 01.01.2020 (с учетом индексации) по применяемому порядку начисления, составит <...>. При учете же указанных выше нестраховых периодов, исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частями 12-14 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, размер страховой пенсии по старости истца составит <...>, что менее выгодно для истца.

В случае исключения из общего трудового стажа истца периодов работы, с 15.07.1959 по 06.09.1960 и с 11.07.1964 по 10.01.1966, совпадающих по времени с периодами ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 доставит 22 года 4 месяца 6 дней. Период ухода за ребенком 11.07.1964 года рождения до достижения им возраста полутора лет совпадает по времени с периодом работы за который учтена заработная плата при исчислении размера страховой пенсии по старости. При исключении заработной платы за указанный период отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной платы по стране за указанный период уменьшится с 1,145 до 0,773 и размер страховой пенсии по старости составит <...>.

В случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001, в общий трудовой стаж истца, исчисленный по состоянию на 01.01.2002, составляет 32 года 1 месяц 25 дней. Вместе с тем, при определении расчетного периода трудовой пенсии по старости по указанному варианту данный размер ограничивается предельными суммами исходя из минимальных и максимальных размеров пенсии по состоянию на 31.12.2001, в связи с чем размер страховой пенсии истца (с учетом периодов обучения в высшем учебном заведении и нестраховых периодов) составит <...>.

Таким образом, установив, что страховая пенсия истцу исчислена и выплачивается по наиболее выгодному для нее варианту с учетом повышения пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным на основании пункта «и» статьи 110 Закона РФ от 20.11.190 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которая проиндексирована в установленном законом порядке, а также принимая во внимание, что ей назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по инвалидности второй группы в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.01.2005 по настоящее время, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что отказ ответчика в перерасчете выплачиваемой Барановой В.В. пенсии является законным и обоснованным, в связи с чем правые основания для удовлетворения ее исковых требований отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие по делу правоотношения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Валентины Владимировны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-647/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Баранова Валентина Владимировна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.02.2020Передача дела судье
11.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее