Дело № 2а-2450/2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 02 октября 2023 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре Зайнутдиновой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а2450/2023 по административному исковому заявлению Насырова И.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, начальнику Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Бобровскому С.В., Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности устранить нарушения условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
УСТАНОВИЛ:
Насыров И.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о возложении обязанности устранить нарушения условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование исковых требований указал, что в период времени с 29 января 2020 г. по 08 марта 2022 г. он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, где грубо нарушались его права на надлежащие условия содержания под стражей.
В камерах, в которых он содержался были ужасные антисанитарные условия: частично отсутствовали полы на стенах и потолке, частично отсутствовала штукатурка, сырость и грязь. В прогнивших от сырости деревянных полах присутствовали муравьи-термиты и большие черные тараканы. На стенах из-за сырости плесень и грибок. Местами оголенная, сломанная электропроводка, частично отсутствует электрический свет. Одно окно в полуподвальном помещении не обеспечивало достаточно доступа света в камеру. Камеры в полуподвальном помещении во время дождей. Вода протекала в камеру и скапливалась под прогнившим деревянным полом. В камерах обитали крысы, отсутствовала вентиляция. Из-за недостатка проветривания камер в них постоянно стоял спертый воздух, была повышенная влажность воздуха. Здание (корпус), в котором были камеры № и №, где он содержался, являлось аварийным и было непригодным для содержания в нем заключенных. Во всех камерах, в которых его содержали, отсутствовала система пожарной безопасности, отсутствовали специальные бачки с питьевой водой, доставка кипятка не осуществлялась, камеры не были оборудованы средствами радиовещания, не выдавалась литература и периодические печатные издания, не выдавались настольные игры.
В результате он испытывал чувство дискомфорта, волнения, переживания за свое здоровье и жизнь. Из-за нехватки света, не имея возможности написать письмо родным, подготовиться к суду. Из-за нехватки свежего воздуха часто темнело в глазах, болела голова, поднималось артериальное давление. По ночам плохо спал из-за крыс, которые могли запросто залезть в кровать к заключенным. Отсутствие питьевой воды и кипятка причиняло дополнительное неудобство, он не имел возможности заварить чай и постирать одежду.
По прибытии в следственный изолятор он ни разу не был обеспечен надлежащими постельными принадлежностями так как простыни выдавали не в полном комплекте, были матрасы равные и в пятнах неизвестного происхождения. Матрасы были в ужасном состоянии: грязные, скомканные, неровно, полупустые.
В результате он все время вынужден был спать на желтых и равных простынях, а матрасы самостоятельно ремонтировать
В камерах, в которых он содержался, нарушались нормы площади 4 кв.м. на одного заключенного.
В результате нехватки свободного пространства он постоянно находился в стесненных условиях, в камерах создавалась удушающая атмосфера, зачастую происходили споры и конфликты между заключенными.
В камере №, куда он был распределен по прибытии, не хватало спальных мест, так как она была рассчитана на 12 спальных мест, при этом в камере содержалось 15 человек.
В результате нехватки спальных мест приходилось спать по очереди по несколько часов. Он не досыпал положенного времени, чувствовал усталость и упадок сил.
Во всех камерах стол и две скамейки были рассчитаны на четыре посадочных места и не соответствовали числу лиц, содержащихся в камере Настенный шкаф для продуктов не соответствовал по емкости числу лиц содержащихся в камере.
В результате прием пищи приходилось осуществлять в порядке очереди в остывшем виде, либо принимать ее на спальном месте в неудобствах и унижении. Личные продукты питания и столовую посуду приходилось из-за нехватки места в шкафу хранить в сумке, что также причиняло неудобства и дискомфорт.
В камерах №, № туалет был установлен под низким полукруглым потолком. В связи с чем заходить в туалет и справлять нужду приходилось в крайне неудобном и полусогнутом состоянии тела. Выпрямиться в таком состоянии невозможно.
В результате после посещения такого туалета у него затекали ноги и спина. Он был лишен возможности полноценно справлять естественные надобности, так как начинала болеть спина. Приходилось справлять нужду в спешке, испытывая при этом унижение личного достоинства.
Банное помещение в полуразрушенном и антисанитарном состоянии. Пластик на потолке сломан и свисает с потолка. На стенах и потолке плесень и грибок. В помещении не проводится санитарная обработка.
В результате при каждом посещении такой бани он переживал за свое здоровье, поскольку существовала реальная угроза заразиться каким-нибудь кожным заболеванием.
Нормы питания не соблюдаются и не соответствуют установленным требованиям. Продукты низкого качества. Пища готовится низкого качества, часто с прелым запахом, безвкусная, некалорийная, безжирная, все блюда жидкие. Молоко, салаты и фрукты вообще не выдавались, в результате он часто был вынужден отказываться от приема пищи, так как часто после приема такой пищи у него сильно болел живот, был понос.
14 июля 2022 г. решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска было удовлетворено административное исковое заявление прокуратуры Ульяновской области о возложении на администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области обязанности привести помещения (камеры) в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
13 июня 2023 г. в адрес начальника УФСИН России по Ульяновской области дополнительно внесено прокуратурой Ульяновской области представление с целью устранения выявленных нарушений.
22 июня 2023 г. он обратился с жалобой на условия содержания в СИЗО -1 в Генеральную прокуратуру РФ, которая была перенаправлена для рассмотрению по существу в прокуратуру Ульяновской области.
26 июля 2023 г. ответом прокуратуры Ульяновской области ему было сообщено, что в период его содержания в следственном изоляторе ранее в ходе прокурорских проверок уже выявлялись нарушения закона о материально-бытовом обеспечении подозреваемых и обвиняемых, с целью устранения которых принимались меры прокурорского реагирования.
Антисанитарное состояние камер, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, нехватки естественного освещения и искусственного освещения камер, отсутствие вентиляции, воздуха в камерах отсутствие пожарной безопасности, отсутствие доступа к питьевой и горячей воде, отсутствие радио, настольных игр и доступа к печатным изданиям, ненадлежащее обеспечение оборудования камер по количеству лиц столом, скамейками и шкафом для продуктов, затруднительный доступ к местам общего пользования (туалет), невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к качеству еды, не соответствуют нормам права и требованиям закона, свидетельствует о нарушении условий содержания и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
При определении суммы справедливой компенсации за нарушение условий содержания под стражей он учитывает фактические обстоятельства дела, характер и продолжительность нарушения его прав: длительное время он находился в неблагоприятном состоянии, испытывал переживания, огорчение, утрату душевного равновесия, депрессию в виде угнетенного, подавленного психологического состояния, чувство тревоги, страха за здоровье, голод, физическую боль и унижение. В связи с нарушением его прав он был вынужден обратиться в прокуратуру и суд.
В связи с чем просит обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области устранить допущенные нарушения ненадлежащих условий содержания в следственном изоляторе, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в его пользу 350 000 рублей.
В судебном заседании административный истец Насыров И.Р., приняв участие посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также дополнил, что в настоящее время он не содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и представитель привлеченного в качестве административного ответчика начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровского С.В. Рабани Д.Г. по доверенности с административными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого доводы административного истца Насырова И.Р. о ненадлежащих условиях содержания в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, приведенные в административном исковом заявлении являются несостоятельными, опровергаются доводами, изложенными в возражениях на административное исковое заявление и представленными документами. Административным истцом не представлены доказательства наличия каких-либо неблагоприятных последствий в результате якобы нарушений условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, а материалы административного дела не содержат доказательств ухудшения состояния его здоровья. Следовательно, требования истца о взыскании компенсации являются необоснованными и не соответствующими требованиям законодательства. Кроме того, административным истцом пропущен срок для предъявления административного искового заявления в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. по доверенности с административными исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы представителя Рабани Д.Г.
Представители заинтересованных лиц Министерства финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов являются задачами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в частях 1 и 2 статьи 10 которого предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Насыров И.Р. 30.07.2020 осужден приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска по ст. <данные изъяты>
30.10.2020 доставлен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области на основании постановления Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28.10.2020 в соответствии со ст. 77-1 УИК РФ.
09.08.2021 осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Ульяновска по <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Насыров И.Р., прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 29.01.2020 на основании постановления Засвияжского районного суда г. Ульяновска по ст. 166 ч. 4 УК РФ.
Убыл 11.10.2021 в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Ульяновской области.
Прибыл 15.12.2021 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Убыл 15.02.2022 в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Ульяновской области.
Прибыл 04.03.2022 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Убыл 08.03.2022 в ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области.
За периоды нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец содержался в следующих камерных помещениях: в камере № с 289 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г., в камере № с 27 февраля 2020 г. по 23 октября 2020 г., в камере № с 23.10.2020 по 26.01.2021; в камере № с 26.01.2021 по 05.02.2021; в камере № с 05.02.2021 по 19.02.2021; в камере № с 19.02.2021 по 30.08.2021; в камере № с 30.08.2021 по 23.09.2021; в камере № с 23.09.2021 по 11.10.2021; в камере № с 15.12.2021 по 15.02.2022; в камере № с 04.03.2022 по 08.03.2022.
Из справки, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в материалы дела следует, что камера № расположена на внутреннем посту № первого этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.
Общая площадь камеры № составляет 45,9 кв. метров, жилая площадь составляет 44,3 кв. метров. Камера рассчитана на 11 человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом.
В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из кирпича и сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при отправлении естественных нужд.
Камера № оборудована согласно Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) от 2001 года и Приказа Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 штук; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 2 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 штука; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.
По состоянию на сентябрь 2021 года следующие камеры внутреннего поста № были оборудованы:
Камера № была расположена на внутреннем посту № второго этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находились в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.
Камера № была снабжена радиаторами системы водяного отопления. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находились в исправном состоянии.
Общая площадь камеры № составляет 48,7 кв. метров, жилая площадь составляет 47,4 кв. метров. Камера рассчитана на одиннадцать человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Имеется одно застекленное окно с открывающейся форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха в помещение. Полы камеры были оснащены деревянным настилом. Санитарное состояние камеры было удовлетворительное. В данной камере унитаз и умывальник размещались в кабине с дверью изолированной перегородкой из кирпича и сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивало приватность при исправлении естественных нужд. Камера № 401 была оборудована согласно Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 247.1325800.2016 Минстрой России) и Приказа Минюста России № 512 от 29.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 штук; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 2 штуки и ночного света -1 штука; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розетками электрическими - 2 штуки; унитазом с бачком; умывальником; предметами для уборки камеры.
Камера № была расположена на внутреннем посту № второго этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находились в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.
Общая площадь камеры № составляет 49,9 кв. метров жилая площадь камеры составляет 47,4 кв. метров и предназначена для размещения одиннадцати человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Камера была снабжена радиаторами системы водяного отопления. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры были оснащены деревянным настилом. В данной камере унитаз и умывальник размещались в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивало приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры № было удовлетворительное.
Камера № 406 была оборудована согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и Приказа № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 шт.; столом и скамейкой для приема пищи; шкафом для хранения продуктов питания; для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 3 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 шт.; унитазом; умывальником; предметами для уборки камеры.
Камера № была расположена на внутреннем посту № второго этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находились в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.
Общая площадь камеры № составляет 49,3 кв. метров жилая площадь камеры составляет 46,5 кв. метров и предназначена для размещения одиннадцати человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Камера была снабжена радиаторами системы водяного отопления. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры были оснащены деревянным настилом. В данной камере унитаз и умывальник размещались в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивало приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры № было удовлетворительное.
Камера № 407 была оборудована согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и Приказа № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 шт.; столом и скамейкой для приема пищи; шкафом для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 3 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; унитазом; умывальником; предметами для уборки камеры.
Камера № была расположена на внутреннем посту № второго этажа режимного корпуса №. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находились в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оснащены принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.
Камера № была снабжена радиатором системы водяного отопления. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся также в исправном состоянии.
Общая площадь камеры № составляет 26,0 кв. метров, жилая площадь составляет 23,4 кв. метров. Камера рассчитана на пять человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Имеется окно с открывающийся форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха в помещение. Полы камеры были оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещались в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивало приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры было удовлетворительное.
Камера № оборудована согласно Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) от 2001 года и Приказа Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-3 штуки; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света -2 штуки и ночного света -1 штука; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розетками электрическими - 1 штуки; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.
Камера одиночного содержания № расположенная на внутреннем посту № первого этажа пристроя режимного корпуса №.
Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста № оборудованы принудительной вытяжной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии. Общая площадь камеры № составляет 8 кв. метров жилая площадь камеры составляет 6,9 кв. метров. Камера оснащена радиатором системы водяного отопления. Имеется одно окно с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере унитаз размещается в кабине с дверью изолированной перегородкой до потолка, что обеспечивает приватность при исправлении естественных нужд. Санитарное состояние камеры № удовлетворительное.
Камера № оборудована согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и Приказа № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а именно: откидной металлической койкой с деревянным настилом; столом и скамейкой для приема пищи; полкой для туалетных принадлежностей; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 1 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 шт.; унитазом; умывальником; предметами для уборки камеры.
В ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Ульяновской области все помывочные отделения находятся в исправном состоянии, сбоев с подачей ГВС и ХВС не допущено. Неисправностей системы канализации не выявлено. Освещение в помывочных отделениях находится в работоспособном состоянии.
Питание осужденных в учреждении организовано в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 02.09.2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы,...» и приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых в совершении преступлений...».
В учреждении организовано трехразовое горячее питание спецконтингента. Приготовление пищи осуществляется согласно норм питания и раскладкам продуктов в горячем цеху пищеблока учреждения. Контроль за качеством приготовления пищи осуществляется: начальником СИЗО, заместителями начальника СИЗО, ответственным дежурным по СИЗО, начальником ОКБИиХО, заведующей столовой, ДПНСИ и медработниками, о чем делается запись в журнале контроля качества приготовления пищи, контроля санитарного состояния пищеблока и в журнале рапортов ответственных дежурных по следственному изолятору. Неудовлетворительного качества приготовления пищи не зафиксировано.
Необходимое продовольствие со склада выдается в полном объеме, закладка продуктов питания в котел производится под видеорегистратор дежурным помощником начальника следственного изолятора (далее-ДПНСИ). После приготовления блюд ДПНСИ с медицинским работником производится органолептика, проба блюд и допуск к раздаче подозреваемым, обвиняемым и осужденным также под видеорегистратор, о чем делается запись в журнале контроля качества приготовления пищи.
Доставка и раздача пищи производится в термосах, под наблюдением сотрудников, назначенных суточным приказом ответственными за раздачу пищи, осужденными отряда хозяйственного обслуживания, прошедшими медицинское освидетельствование в медицинских перчатках.
Согласно ч.1 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно сведениям, имеющимся в Журналах количественной проверки лиц, содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области № (журнал начат 01.01.2020), № (журнал начат 05.04.2020), № (журнал начат 08.07.2020), № (журнал начат 11.10.2020), № (журнал начат 14.01.2021), № (журнал начат 20.04.2021), № № (журнал начат 25.07.2021), № (журнал начат 29.10.2021), № (журнал начат 01.01.2022) лимит наполняемости людьми в камерах, в которых содержался административный истец, в период его содержания в них, превышен не был.
Отсутствие в камерах режимных корпусов № и № горячей воды судом в качестве нарушения со стороны ФКУ СИЗО № УФСИН России по Ульяновской области условий содержания Насырова И.Р. судом не признается.
Согласно пункту 31 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что здания, в которых расположены камеры, в которых содержался истец, были возведены в 1839 году и в 1977 году в связи с чем система горячего водоснабжения камер расположенных в указанном корпусе не предусмотрена конструктивной особенностью.
В настоящее время для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками.
Подозреваемые и обвиняемые могут иметь и хранить при себе, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету в магазине АО «Предприятие УИС «Калужское» при ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области электрокипятильники бытовые заводского изготовления. Кроме того, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются по заявлению лиц, содержащихся в учреждении с учетом потребности. Для обеспечения подозреваемых и обвиняемых осужденных горячей водой в пищеблоке учреждения имеются два котла электрические объемом 150 литров.
В соответствии с ч.2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005г. № 189 (действовавшего в период содержания Насырова И.Р. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Прокуратурой Ульяновской области по результатам проведения проверки деятельности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области начальнику УФСИН России по Ульяновской области было внесено представление об устранении нарушений закона при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений от 13 июня 2023 г. №.
Из ответа УФСИН по Ульяновской области на данное представление следует, что на складе учреждения в наличии имеются все необходимые постельные принадлежности для обеспечения вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных. По прибытию в учреждение спецконтингент обеспечивается в соответствии с нормами закона о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении подозреваемых и обвиняемых. Выдача постельной группы (простыни, наволочка) прибывшим в СИЗО-1 осужденным, подозреваемым и обвиняемым производится комендантом отдела режима и надзора.
В том числе и по жалобе осужденного Насырова И.Р. УФСИН России по Ульяновской области дан ответ о том, что комендантом отдела режима и надзора производится выдача следующего имущества: постельные принадлежности: матрац, подушка, одеяло; постельное белье, две простыни, наволочка; полотенце; столовая посуда и столовые приборы: миска, кружка, ложка; одежда по сезону (при отсутствии собственной).
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей и заносится в камерную карточку под роспись заключенного под стражу.
Из камерной карточки Насырова И.Р. следует, что в периоды содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец обеспечивался постельными принадлежностями и мягким инвентарем, что подтверждается его подписями о получении указанных предметов.
В соответствии с частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в 2020-2022 г.г. на были заключены контракты на проведение дератизационных и дезинфекционных работ: № от 31.01.2020; № от 28.08.2020; № от 10.03.2021; № от 11.08.2021; № от 16.11.2021 № от 10.02.2022, все контракты были исполнены, данные факты подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
В соответствии с п.41 Приказа Минюста России от 14.10.2005 N «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (действовавшего в период содержания Насырова И.Р. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды.
Из п.49 данного Приказа следует, что обмен книг и журналов из библиотеки СИЗО осуществляется не реже одного раза в 10 дней. Правила пользования библиотечным абонементом утверждаются начальником СИЗО.
В период содержания под стражей Насырова И.Р., письменных заявлений на выдачу литературы и изданий периодической печати из библиотеки учреждения не поступало. Литература и издания периодической печати из библиотеки учреждения выдаются подозреваемым и обвиняемым в камерах согласно графика раздачи литературы и изданий периодической печати.
Настольные игры находились в камерах для пользования подозреваемыми в соответствии с приказом МЮ РФ № от 14.10.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
В периоды содержания Насырова И.Р. от него каких-либо заявлений и жалоб на отсутствие в камерах, где он содержался, настольных игр не поступало.
Из справки, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в материалы дела следует, что пожарно-профилактическая работа в учреждении организована в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.09.2007г. № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказом ФСИН России от 30.03.2005г. № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний».
Штатная численность группы пожарной профилактики ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области составляет 1 человек.
За периоды содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области пожаров и возгораний допущено не было. Обеспеченность АПС в учреждении, где имеется пожарная нагрузка составляет 99%. Под охраной АПС находятся 6 объектов учреждения из 6 имеющихся, в работе 50 шлейфа из 50.
Объекты учреждения укомплектованы исправными первичными средствами пожаротушения - огнетушителями на 100% (145 единиц), пожарными щитами - 100% (5 щитов). В учреждении имеется пожарная лестница - 1 ед., лестница аварийно-спасательная - 3 шт., самоспасатель фильтрующий «Шанс-Е» - 27 шт., шлем пожарный - 1 шт., фонарь поисково-спасательный - 2 шт., пожарная мотопомпа в комплекте.
В дежурной части вывешены телефоны экстренных служб, алгоритм действия в случае пожара, порядок отключения электроэнергии, до ДПНСИ доведены под роспись инструкции по пользованию АРМ «Орион» и порядок вызова подразделений МЧС.
Каждый внутренний пост, административное здание оборудованы пожарными кранами в комплекте с пожарными рукавами и стволами, на каждый кран обеспечено не менее 2-х рукавов. Все пожарные краны закрыты и опечатаны. Все эвакуационные выходы обозначены световыми табло и знаками пожарной безопасности. Аварийные выходы в здании штаба (3 шт.) оборудованы спасательными лестницами. На путях эвакуации установлены светильники аварийного освещения в количестве 10 штук.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.
В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.
На основании статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в следственных изоляторах действуют правила внутреннего распорядка.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 регламентируют внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов УИС) при реализации предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (далее Правила).
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрена обязанность учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии. При недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно п. 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2018 № 47 разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно пункту 14 указанного постановления условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
При этом, в судебном заседании установлено, прокуратурой Ульяновской области в 2022 году проводилась проверка исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области требований законодательства об условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки, проверки было установлено, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не обеспечено соблюдение требований санитарных правил и норм.
В частности, было установлено, что в нарушение пункта 2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, в соответствии с Законом № 52-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», согласно которому покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, камеры №№ 101, 103-108, 110-113, 121-129, 301, 302, 601-606, 702-704, 708, 801-807, 810, 904-910, коридоры постов №№ 3, 6, 12 и прогулочных двориков, карцеры №№ 2, 5-7, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, в них отмечаются дефекты и повреждения покрытия стен (дефекты и повреждения штукатурки, краски, плитки на стенах), а также покрытий пола, признаки поражения стен грибком, следы протечек на стенах.
Установление, в том числе, вышеуказанных нарушений требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения послужило основанием для обращения прокурора Ульяновской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также пожарной безопасности путем выполнения мероприятий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.07.2022, вступившим в законную силу 07.02.2023, исковые требования прокурора были удовлетворены, на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена в том числе обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений камер, коридоров постов и прогулочных двориков, карцеров №№ 2, 5-7, в соответствие с требованиями пункта 2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44; в случае отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для выполнения возложенных обязанностей на ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных мероприятий.
По делу установлено, что Насыров И.Р. с 08 марта 2022 г. не содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Вместе с тем, доказательств претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий по причине нахождения в камере, в которой на стенах имелись следы поражения гибком при содержании его в камере №, материалы дела не содержат, равно, как и не установлено наличие иных нарушений со стороны административных ответчиков. Также по делу не установлено нарушение административными ответчиками прав и свобод Насырова И.Р., включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод.
Сам факт содержания административного истца камере, состояние которой н6е соответствовало санитарным нормам, не является безусловным основанием для выводов о причинении Насырову И.Р. страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.
Пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При таких обстоятельствах суд считает, что требования Насырова И.Р. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания не подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время Насыров И.Р. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не содержится, а вышеуказанным решением суда на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области уже возложена обязанность устранить имеющиеся нарушения, суд приходит к выводу, что требования административного истца о возложении обязанности устранить допущенные нарушения условий содержания не подлежат удовлетворению.
Каких-либо иных доводов, либо сведений, свидетельствующих об иных нарушениях условий содержания Насырова И.Р. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 4 статьи 227.1 КАС РФ установлено, что при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из содержания ч. 1 ст. 219 КАС РФ следует, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, несмотря на тот факт, что период содержания Насырова И.Р. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области – 2022 год, при этом, поскольку он по настоящее время находится в местах лишения свободы, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд Насыровым И.Р. не пропущен.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Насырова И.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, начальнику Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Бобровскому С.В., Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности устранить нарушения условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова
Срок изготовления мотивированного решения суда – 09 октября 2023 г.