№2а-8630/15-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н.Картавых,
при секретаре
А.В.Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Грачева А.А. о признании незаконным решения жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия,
у с т а н о в и л:
Грачев А.А. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском по тем основаниям, что решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ) Грачеву А.А. отказано во включении его в очередь на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата. Грачев А.А. считает указанное решение незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права, просит признать решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об отказе во включении Грачева А.А. в очередь на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата» незаконным, обязать жилищную комиссию УФСИН России по Республике Карелия повторно рассмотреть вопрос о включении его в сводный список граждан на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В судебном заседании Грачев А.А. и его представитель Автухович Л.П. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель УФСИН России по Республике Карелия Иванов А.М., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований Грачева А.А. по основаниям, указанным в возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Некоторые категории граждан, в том числе сотрудники уволенные либо увольняемые из органов исполнения наказания, могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство РФ в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в которую включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Право на участие в программе, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абзац 6 пп. "а" п. 5 Правил).
Указанные Правила, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 и от 12.07.2011 N 561, подлежат применению и в отношении выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года N 267, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ - административный истец уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья, имеет выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты>, решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия с ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Грачев А.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Таким образом административный истец полностью отвечает требованиям, предъявляемым к категории сотрудников, имеющих право на участие в программе, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Грачев А.А.обратился в УФСИН России по Республике Карелия с заявлением о включении его в сводный список граждан для получения в 2016 году государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и направления указанного списка в ФСИН России.
Комиссия УФСИН России по Республике Карелия при рассмотрении материалов учетного дела установлено следующее.
Грачев А.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи заявителя на момент постановки на учет был следующим: сам Грачев А.А., его супруга Грачева М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., его дочери Грачева П.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Грачева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., всего 4 человека.
Грачев А.А. с обеими дочерьми на момент постановки на жилищный учет проживали и были зарегистрированы в благоустроенной квартире, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: <адрес>жилая площадь указанной квартиры - 34,5 м2, общая -51,5 м2 . Всего в данной квартире было зарегистрировано 7 человек. На одного члена семьи Грачева А.А. приходилось (34,5 / 7) = 4,93 м2 жилой площади. Супруга заявителя была зарегистрирована в благоустроенной квартире, принадлежавшей ей на праве собственности и расположенной по адресу: <адрес>, жилая площадь указанной квартиры - 12,2 м2, общая - 31,2 (по другим данным - 28,1) м2. Общая обеспеченность семьи Грачева А.А. на момент постановки на учет составляла (4,93 * 3) + 12,2 = 27 м2 жилой площади.
При рассмотрении рапорта о постановке на учет Грачева А.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищная комиссия руководствовалась нормами Жилищного кодекса РСФСР, а также требованиями Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 04.04.1988 № 83 (далее по тексту - Правила учета граждан КАССР). Согласно пункту «а» раздела II Правил учета граждан КАССР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 м2 и менее.
Учитывая пункт 14 Правил учета граждан КАССР, согласно которого не допускается включение в очередь супруга и детей, проживающих и прописанных по другому адресу, за исключением случаев проживания супругов в разных общежитиях, Комиссия не включила в расчет нуждаемости супругу заявителя, в связи с чем обеспеченность семьи Грачева А.А. жилой площадью на момент постановки на учет по расчету Комиссии составила (27 / 3 ) - 9 м2, что превышает минимальную учетную норму, установленную Правилами учета граждан КАССР на тот момент.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия УФСИН России по Республике Карелия отказала Грачеву А.А. во включении в очередь на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата административного истца (протокол № 4-2015 от 27.07.2015 г.).
С таким решением УФСИН России по Республике Карелия согласиться нельзя, поскольку решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия - Грачев А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), а Протоколом жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Грачев А.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Указанные Решения жилищной комиссии в установленном законом порядке не обжалованы и является действующими.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что жилищная комиссии УФСИН России по Республике Карелия при отсутствии на то законных оснований отказала Грачева А.А. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Грачевым А.А. решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об отказе во включении Грачева А.А. в очередь на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата» не отвечает требованиям закона,
Исходя из положений ст. 11 КАС РФ понесенные Грачевым А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей в связи с обращением в суд подлежат возмещению административным ответчиком. Факт несения и размер таких расходов подтвержден чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Грачева А.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Карелия, изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об отказе во включении Грачева А.А. в очередь на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата».
Обязать жилищную комиссию УФСИН России по Республике Карелия повторно рассмотреть вопрос о включении Грачева А.А. в сводный список граждан на получение в 2016 году государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Взыскать с УФСИН России по Республике Карелия в пользу Грачева А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2015 года.