Копия
Дело № 2-791/2013г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2013г. Кировский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Корчинской И.Г.
с участием истца Шикаловой О.В.,
ее представителя – Митюхиной Т.А.,
представителя ответчика Долгих М.В.,
при секретаре Гуртовенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шикалова О.В., Середкина С.А. к <адрес> о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л
Истицы обратились в суд с иском к <адрес> о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного ордера № их семья из трех человек: ФИО1, несовершеннолетней дочери Шикалова О.В. С.А. и ФИО18 была вселена в однокомнатную <адрес> в <адрес>. Квартира была предоставлена мужу в связи с трудовыми отношениями с <данные изъяты> Кировского района г.Красноярска. В мае 1999 г. муж ФИО1 умер. В квартире остались проживать истцы. Они до настоящего времени проживают в служебной квартире на основании типового договора найма служебного жилого помещения, не имеют возможности ее приватизировать. Шикалова О.В. обращалась в управление учета и реализации жилищной политики администрации <адрес> с заявлением о признании за ней права собственности в порядке приватизации, но ей было отказано. Профсоюз работников народного образования и науки обращался к Главе города с просьбой дать согласие на приватизацию квартиры, в ответ было указано, что одним из оснований исключения жилого помещения из числа служебных является нуждаемость в жилых помещениях. Обращались в ООО <данные изъяты>» по вопросу исключения жилой квартиры из числа служебных. Они не возражали, но с учетом того, что квартира находится в муниципальной собственности, они не уполномочены решать эти вопросы. Обращались в администрацию <адрес> с заявлением о принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях, им отказали в постановке на такой учет, поскольку ими не предоставлены документы, что они являются малоимущими гражданами. Они полагают, что истица Шикалова О.В. является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку проживает в служебном жилом помещении, является учителем, на основании Закона « Об образовании» имеет первоочередное право на предоставление жилого помещения.
В судебном заседании истец Шикалова О.В. и ее представитель Митюхина Т.А., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно суду показали, что основаниями признания Шикалова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий является то, что она работает учителем, имеет первоочередное право на обеспечение жилым помещением, а также, что они проживают в служебном жилом помещении, не по договору соцнайма. Малоимущими они не признаны.
Истица Середкина С.А.. будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика <адрес> Долгих М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что истцы ссылаются в своем исковом заявлении на то, что они проживают в жилом помещении предоставленном им по служебному ордеру и то, что Шикалова О.В. является педагогическим работником и на основании этого просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данные пункты не являются основанием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок и условия принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируются Жилищным кодексом РФ и Законом Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправлении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». Требования о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для всех едины, а именно ст. 49 ЖК РФ установлено, что в порядке установленном ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. До 2005 года, то есть до введения в действие ЖК РФ встать на учет можно было по месту жительства и работы. Сейчас на учет можно встать только по месту жительства и по отдельным категориям. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода и наличия имущества в собственности, тот факт, что человек проживает в служебном жилом помещении может служить основанием для постановки на учет, но в совокупности с вышеперечисленными, но не как отдельное основание, а также, если гражданин не обеспечен жилой площадью по норме. Согласно предоставленной информации Росрестром у Шикалова О.В. в собственности имеется жилой дом в <адрес> общей площадью 28.1 кв.м, а за Середкина С.А. зарегистрировано право собственности на 1/2 долю в квартире, расположенной по адресу <адрес>, площадью 8.4 кв.м., это говорит о том, что в совокупности имеющаяся у истцов жилая площадь превышает норму и они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Имеется решение органа местного самоуправления о том, что данная семья не признана малоимущей, так как для этого отсутствуют правовые основания.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования не обоснованными, удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» - Правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают:
1) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;
2) граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст. 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. № 18-4751 «О порядке ведения…» - Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет). Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как столяру <данные изъяты> и членам его семьи (всего 3 человека) было выделено для проживания служебное ( этим же постановлением квартира была признана служебной) жилое помещение (однокомнатная квартира), расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выдан служебный ордер №. На момент предоставления работнику служебного жилья оно находилось в хозяйственном ведении работодателя (МП № ). Согласно выписке из Реестра муниципального жилищного фонда жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Реестр муниципального жилья, имеет регистрационный номер СТР00856 на основании ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ
В 1999 г. ФИО1 умер. С момента вселения и до настоящего времени истцы Шикалова О.В. и ФИО9 постоянно проживают в <адрес> в <адрес>, на основании служебного ордера, состоят в ней на регистрационном учете, что подтверждается выпиской из домовой книги, полностью выполняют все обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, осуществляют текущий ремонт, несут бремя содержания жилого помещения. 10.02.2010 г. между ООО <данные изъяты>» и Шикалова О.В. был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения. Согласно сообщению <данные изъяты> сведениями об изменении в последующем статуса жилого помещения управление учета и реализации жилищной политики не располагает. Таким образом, в суде установлено, что <адрес> в <адрес>, занимаемая истцами, имеет статус служебной.
Истцы в обоснование исковых требований ссылаются на проживание в служебной квартире, а также на тот факт, что истица Шикалова О.В. работает учителем, по Закону « Об образовании» имеет право на улучшение жилищных условий.
Однако, суд полагает, что указанные истцами основания не являются теми основаниями, которые предусмотрены действующим законодательством, как безусловные для постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 32,9 кв.м., в том числе жилой – 17,0 кв.м., подсобной 15,9 кв.м., вспомогательной – 0.7 кв.м.
В собственности у истицы Шикалова О.В. имеется жилой дом, общей площадью 28,1 кв.м. по адресу <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и Шикалова О.В. С.А. был зарегистрирован брак, жене присвоена фамилия Середкина С.А..
На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в собственности у истицы Середкина С.А. ( Шикалова О.В.) С.А. имеется 1/2 доли квартиры общей площадью 16,8 кв.м., по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 1/2 доли указанной квартиры находится в собственности мужа истицы ФИО10
Супруг истицы Середкина С.А. ( Шикалова О.В.) С.А. – ФИО10 состоит на регистрационном учете по адресу <адрес>188, в трехкомнатной квартире, общей площадью 65,8 кв.м. Кроме него на регистрационном учете в квартире состоят ФИО11, ФИО12
До 1995 г. Шикалова О.В. С.А., Шикалова О.В. проживали в <адрес>.
Согласно сообщений <данные изъяты>» Шикалова О.В., Середкина С.А. ( Шикалова О.В.) С.А. в приватизации в г.Красноярске участие не принимали.
Согласно сообщению <данные изъяты> <данные изъяты> на имя Середкина С.А. ими принято решение об отказе в признании ее малоимущей. О признании Шикалова О.В. малоимущей доказательств в нарушение положений ст. 56-57 ГПК РФ суду истцами не предоставлено.
Доводы стороны истца о том, что Шикалова О.В., как учитель имеет право на улучшение жилищных условий, суд не может принять во внимание, поскольку согласно Закону РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 ( в ред. от 12.11.2012 г. ) « Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ имеют право на первоочередное предоставление жилой площади. Таким образом, из положений указанного закона не следует, что истица Шикалова О.В. являясь педагогом ( доказательств этому истцом не предоставлено, но стороной ответчика указанный факт не оспаривается) имеет право на улучшение жилищных условий, там имеется ссылка на первоочередное предоставление жилой площади. Каких-либо доказательств о том, что Шикалова О.В. состоит на очереди как педагог, истицей не предоставлено.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1,2 ст. 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет). Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений (далее - заявления о принятии на учет), поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Шикалова О.В. обращалась в <данные изъяты> района г.Красноярска с заявлением о постановке ее на очередь нуждающихся в жилых помещениях. Ответ на это заявление дан в письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что в нем даны подробные разъяснения норм закона, на основании которых осуществляется постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечислены документы, которые необходимо для этого предоставить и которые не были предоставлены Шикалова О.В. Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО13 каких-либо других документов Шикалова О.В. в <данные изъяты> дополнительно не предоставлялось, в связи с чем, положительного решения о постановке ее на учет нуждающихся принято не было.
Таким образом, учитывая, что истцы действительно не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, но согласно предоставленной информации у Шикалова О.В. в собственности имеется жилой дом в <адрес> общей площадью 28.1 кв.м, а за Середкина С.А. зарегистрировано право собственности на 1/2 долю в квартире, расположенной по адресу <адрес>66, общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 32,9 кв.м., это говорит о том, что истцы являются собственниками жилых помещений. В совокупности имеющаяся у истцов общая площадь превышает норму, имеется решение органа местного самоуправления о том, что данная семья не признана малоимущей, так как для этого отсутствуют правовые основания. То есть истцы не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Шикалова О.В., Середкина С.А. ( Шикалова О.В.) Середкина С.А. к <адрес> о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Корчинская И.Г.